Россия
Данная рецензия представлена на учебное пособие «Информационные технологии для государственных служащих» авторов С.Г. Камолова, П.В. Артемовой. В данном издании информационные технологии рассматриваются как важный эволюционный аспект, призванный повысить эффективность государственного управления в целом. Авторами представлен опыт развития цифровизации в России, а также в ряде зарубежных стран.
информационные технологии, электронное правительство, умное правительство, менеджмент, государственное управление.
Роль информационных и телекоммуникационных технологий в государственном управлении в настоящее время нельзя недооценивать. Традиционная бюрократическая модель эволюционирует, превращаясь поэтапно в новую модель, механизмы управления которой становятся более гибкими и ориентированными, прежде всего, на удовлетворение потребностей общества. Меняется парадигма и концепция государства. Безусловно, государство не теряет своих главным функций, таких как монополия на насилие, эмиссия денег, взимание налогов и т.д. Но меняется сам смысл существования государства. Государство меняется и приобретает сервисные свойства. Необходимость более гибко реагировать на изменения, происходящие в обществе, толкает маховик эволюции государственной машины. Вместе с тем меняется и механизм управления, который все больше и больше уходит в область электронных технологий.
Эволюция модели в целом детерминируется развитием (изменением) ее информационно-технологической доминанты. Меняются задачи и методы их реализации. Костная бюрократическая модель управления сменяется пластичным электронным правительством, что знаменует переход к более гибкой и рыночно ориентированной модели государственного менеджмента. В дальнейшем, формируется открытое правительство с переходом в «платформу». Фактически, переход модели государственного управления в «платформу», являет собой поворотную точку и качественное изменение всего государства. Оно становится посредником, мега-регулятором между обществом и бизнесом. По сути, государство должно являться глобальной платформой между потребителями и исполнителями услуг. Футуристические модели следующих ступеней эволюции представляют собой умное правительство – синтез искусственного интеллекта (нейронная сеть) и человека.
Новая эра информатизации и телекоммуникации требует от государственного служащего владеть знаниями в сфере концептуальных и стратегических документов, нормативно-правовых актов, регулирующих данные технологии. Необходимы знания по эксплуатации информационных систем, а также понимание международных информационных управленческих моделей. Скорость принятия управленческих решений в режиме реального времени возрастает в геометрической прогрессии, а умение работать с большими базами данных становится необходимостью уже сегодня.
Авторы учебного пособия поставили перед собой амбициозные цели – обогатить современных (и будущих) государственных служащих знаниями о новой эпохе информационных технологий, где работа с обширными базами данных и глобальными поисковыми системами будет рядовым процессом в принятии государственных управленческих решений. Авторы пособия демонстрируют лучшие мировые практики в сфере информационных технологий. Освещают основные проблемы, связанные с данной сферой и очерчивают круг типичных «ошибок» в работе служащих в процессе закупок информационных систем и комплексов.
Авторам удалось развить логическую нить эволюции информационных систем в свете эволюции государственного управления. Они подробно описали особенности и свойства «умного» государства, инноваций, киберугроз, защиты данных в свете развития информационных технологий.
Учебное пособие состоит из теоретической и практической части, шести глав с вопросами для семинаров, заключения, списка используемых источников и трех приложений, включающих в себя правила подготовки планов информатизации государственных органов, стратегию развития информационной отрасли Российской Федерации, основные индикаторы развития информационной отрасли и данные о результатах и планах модернизации государственного управления в рамках стратегии 2020.
В первой главе авторы осветили основные вехи развития информационно-телекоммуникационных технологий на примере отечественного и зарубежного опыта. Авторы показали основные направления развития и возможные препятствия в их развитии, а также детально остановились на таком понятии, как «цифровая экономика». В заключение главы авторы сфокусировали внимание читателей на приоритетных задачах по внедрению информационных технологий.
Во второй главе авторы рассматривают нормативно-правовые документы общего и стратегического характера, регулирующие область информационных технологий, применяемых в сфере государственного управления. Авторы детально рассматривают доктринальные, стратегические программы, государственные программы, стандарты, основные законы и подзаконные акты. Подробно останавливаются на определении ключевых понятий и терминов, функций и уровней регулирования каждого вида документа.
В третьей главе, второй части учебного пособия, авторы рассматривают научно-практические вопросы государственного управления через призму информационных технологий. Освещена проблема повышения эффективности управления по средствам высоких технологий по вопросам импортoзамещения, отраслевого и межотраслевого развития, межведомственного взаимодействия, защиты данных и контролю. Авторы приводят опыт международных организаций, а также освещают такое понятие, как «инновационный лифт».
В четвертой главе пособия авторы остановились на практических задачах по созданию и реализации технологии. Произведен статистический обзор внедрения технологий в зарубежных странах. Подробно описаны государственные закупки в сфере информационных технологий, показана их специфика и типология.
В пятой главе показаны IT-компетенции государственных служащих. Авторы осветили роль технологии в развитие сектора бизнеса и государства. Особенно важным представляется описание системы блокчейна и ее использования в секторе государственных услуг.
В шестой главе авторы продемонстрировали эволюцию электронного правительства, ее модели, а также связанные с этим риски.
В заключение учебного пособия, была затронута тема разграничения понятий «управление» как «руководство» и «ведение дел». Понимание и разграничение этих понятий необходимо для целостного восприятия иерархии управления и постановки задач.
Данное учебное пособие, адресованное прежде всего для действующих и будущих государственных служащих, являет собой яркий пример издания, способного показать читателям проблему имплементации информационных технологий с разных сторон и точек зрения. Проведённый детальный анализ проблемы позволил авторам сделать данное пособие актуальным и своевременным. Рецензируемое учебное пособие может использоваться студентами профильных факультетов, а также специалистов в области государственного управления.
1. Акционерные общества как субъекты административного права: монография / М.В. Костенников, А.В. Куракин, А.В. Павлюк. – М.: ЮНИТИ-ДАНА: Закон и право, 2013.
2. Генкин А.С., Михеев А.А. Блокчейн в интернете вещей // Страховое дело. –2017. – № 10 (295). – С. 3–11.
3. Государственно-частное партнерство в современной России: Монография / отв. ред. С.Г. Камолов – М.: Фонд поддержки международных программ. 2017. – 520 с.
4. Институционально-правовые основы государственно-частного партнерства: учебное пособие / отв. ред. А.А. Михеев. - М.: ИНФРА-М, 2018.
5. Камолов С.Г., Павлюк А.В. Проблемы административно-правового регулирования взаимодействия Федеральной службы судебных приставов и кредитных организаций // Проблемы экономики и юридической практики. – 2017. – № 5. – С. 174–177.
6. Камолов С.Г., Артемова П.В. Информационные технологии для государственных служащих. Москва, 2017.
7. Камолов С.Г. Настольный словарь муниципального финансиста. Англо-русский терминологический словарь-справочник по рынку муниципальных облигаций / С. Г. Камолов. Москва, 2008.
8. Камолов С.Г. Государственное управление в цифровую эпоху // В сборнике: 25 лет внешней политике России Сборник материалов Х Конвента РАМИ: В 5 томах. 2017. С. 449–460.
9. Меткин Н.П., Михеев А.А. Индустриальный кластер как инструмент стратегического управления отраслью // Право и управление. XXI век. – 2014. – № 1 (30). – С. 34–40.
10. Михеев А.А. Развитие кластеров в региональных экономических системах: преимущества, проблемы, пути поддержки // Проблемы современной экономики. – 2010. – № 3. – С. 355.
11. Михеев А.А., Шутикова Е.А. Социальные проблемы урбанизации и сити-менеджмент на этапе постмодерна // Право и управление. XXI век. – 2015. – № 2 (35). – С. 73–78.
12. Настольный словарь по корпоративному праву / отв. ред. С.В. Краснова. — Москва: ИД "Международные отношения", 2018.
13. Павлюк А.В., Войнов В.П. Административно-правовое регулирование подходов к размещению государственных средств в кредитных организациях // Закон и право. – 2017. – № 9. – С. 131–135.
14. Павлюк А.В. Административно-правовое регулирование экономики Российской Федерации в условиях экономических санкций // Пробелы в российском законодательстве. – 2017. – № 5. – С. 178–182.
15. Павлюк А.В. К вопросу о понятии акционерного общества в российском праве // Административное и муниципальное право. – 2015. – № 1. – С. 8–17.
16. Павлюк А.В., Кабакова С.С. Административно-правовое регулирование внешних трудовых миграционных потоков в Российской Федерации // Социально-политические науки. –2017. – № 5. – С. 135–143.
17. Пахомова Н.М., Камолов С.Г., Павлюк А.В. Особенности городов федерального значения: пробелы законодательства // Проблемы экономики и юридической практики. –2018. – № 4. – С. 93–96.
18. Фактор А.М., Камолов С.Г., Никандрова А.А. Человеческие ценности в цифровую эпоху // Моделирование, оптимизация и информационные технологии. – 2018. – Т. 6. – № 2 (21). – С. 86–103.