Москва, г. Москва и Московская область, Россия
В статье рассматривается языковая картина духовно-нравственных ценностей, которая непосредственно связана с картиной мира конкретного народа и является его идентификационным кодом, формирующим отношение человека к миру и задающим нормы его поведения. Язык, будучи нравственной категорией, фиксирует знания человека об окружающей среде, способствуя формированию общего для носителей одного языка мировидения. В языковом сознании народа хранится не только его прошлое и вызревает будущее, но и представления о духовных и нравственных ценностях. Духовно-нравственные ценности отражают отношение человека к мирозданию, задают нормы его поведения. В естественном языке, воспроизводящем определенный способ концептуализации мира, значения складываются в целостную систему ценностей, которая разделяется носителями языка данной культуры. Картина мира, отражающая духовно-нравственные ценности конкретного народа, вербализуется в его языковой картине мира, а именно, в слове. Силу слова не следует недооценивать, поскольку именно со слова начинается не только истинная жизнь homo sapiens – человека разумного, но и духовная жизнь человека. Слова всегда используют для воздействия на людей с целью изменения их внутренней и внешней жизни. Заповеди, переданные посредством языка, превращают его из средств коммуникации в одну из высших духовных ценностей. Язык всегда воздействует на человека, воодушевляя, уничтожая и побуждая к действию.
язык, языковая картина мира, языковая картина православно-духовного мира, духовно-нравственные ценности, картина мира, нравственность, конфессии.
Проблема взаимовлияния языка и религии находится в фокусе внимания философов не одно тысячелетие. Будучи разноплановыми явлениями, обладая разными семиотическими и знаковыми системами, занимая полярно противоположные точки в ряду форм общественного сознания, язык и религия прочно взаимосвязаны в силу их глубокой укорененности в сознании человека, восходящей к истокам человеческого в человеке [13]. В настоящее время данная проблема приобрела особое значение в связи с выявлением влияния языка как органа внутреннего бытия, находящегося в процессе внутреннего самопознания и проявления [7], на сознание вообще и религиозное в частности. Представление В. фон Гумбольдта о языке, преобразовывающем мир в идеи и изменяющим его, влияющим на мысли и поступки людей, которые воспринимают мир сквозь призму своего родного языка, позволило в XX в. под влиянием «лингвистического поворота» выдвинуть гипотезу о языке как средстве формирования мышления и мировоззрения людей. Идея, кратко выраженная в формуле, ставшей максимой лингвистики постмодернизма: «Язык — это форма, определяющая образ наших мыслей» [30], воспринималась как откровение, поскольку утверждала, что картина мира — центр духовной жизни, материальным воплощением которой предстает язык, определяется языковой картиной мира. Это вербализованное выражение мыслей В. фон Гумбольдта о языке, конструирующем мир, в котором живет человек, не всегда воспринимается однозначно. Несомненно, в языке отражаются и закрепляются как внешние явления и факты, связанные c историей развития человеческого общества, так и события, касающиеся духовных исканий личности, но нельзя не согласиться, что язык — это «дух народа», который, находясь между мышлением человека и внешним миром, существуя в его сознании и памяти [7], является средой его обитания. Гипотеза языка как «эмпирического феномена бытия» [10], определяющего сознание, получила дальнейшее развитие в концепции Л. Вайсгербера, который рассматривал язык как «промежуточный мир», существующий между объективной реальностью и сознанием, который «действует во всех областях духовной жизни как созидающая сила» [4, с. 152]. В эпоху постмодернизма философы не только поддержали, но и на практике показали [17], что единственной реальностью бытия языка [12] является «человек в языке и язык в человеке» [2, c. 259]. В. фон Гумбольдт считал, что «язык всеми тончайшими фибрами своих корней связан с народным духом, и чем соразмернее этот последний действует на язык, тем закономернее и богаче его развитие» [7, с. 69]. Вундт, вслед за В. Гумбольдтом, воспринимал язык как «дух народа», который основывается не на сознании отдельного человека, а на сообществе людей, которое «созидает самостоятельные духовные ценности, коренящиеся в душевных качествах конкретных людей, но носящие сами по себе специфический характер и привносящие в индивидуальную духовную жизнь ее важнейшие содержания» [29, c. 19].
1. Белла Р.Н. Социология религии [Текст] / Р.Н. Белла // Американская социология: Перспективы, проблемы, методы. — М.: Прогресс, 1972. — С. 265–282.
2. Бенвенист Э. Общая лингвистика [Текст] / Э. Бенвенист. — М.: Прогресс, 1974. — 448 с.
3. Булгаков С.Н. Философия хозяйства [Текст] / С.Н. Булгаков. — М.: Просвещение, 1990. — 270 с.
4. Вайсгербер Й.Л. Родной язык и формирование духа [Текст] / Й.Л. Вайсгербер. 3-е изд. — М.: Либриком, 2009. — 232 с.
5. Волков В.В. Философия: основные проблемы, понятия, термины [Текст] / В.В. Волков. — СПб.: Изд-во Санкт-Петербургского института психологии и акмеологии, 2010 [Электронный ресурс]. — URL: http://www.philosophica.ru/volkov/06.htm (дата обращения: 25.12.2017).
6. Гадомский А.К. Проблема взаимодействия языка и религии [Текст] / А.К. Гадомский // Культура народов Причерноморя. — 2004. — Т. 1. — № 49. — С. 164–167.
7. Гумбольдт В. фон. О сравнительном изучении языков применительно к различным эпохам развития [Текст] / В. фон Гумбольдт // Звегинцев В.А. История языкознания XIX и XX веков в очерках и извлечениях. — М.: Просвещение, 1960. — Ч. 1. — C. 72–84.
8. Кононенко Б.И. Культурный код [Текст] / Б.И. Кононенко // Большой толковый словарь по культурологии. — М.: Вече, 2003. — 512 с.
9. Корнилов О.А. Языковые картины мира как производные национальных менталитетов [Текст] / О.А. Корнилов. — М.: ЧеРо, 2003. — 369 с.
10. Кравченко А.П. Место концепта в соотношении языка, сознания и мышления [Текст] / А.П. Кравченко // Жанры речи: Жанр и концепт. Дементьев (ред.). — Саратов: Колледж, 2005. — С. 84–102.
11. Косорукова М.И. Культурное наследие России как ресурс ее возрождения и развития [Текст] / М.И. Косорукова // Наука и школа. — 2013. — № 6. — С. 188–193.
12. Лиотар Ж.-Ф. Состояние постмодерна [Текст] / Ж.-Ф. Лиотар. — М.: Институт экспериментальной социологии, СПб.: Алетейя, 1998. — 160 с.
13. Мечковская Н.Б. Язык и религия [Текст]: Пособие для студентов гуманитарных вузов / Н.Б. Мечковская. — М.: ФАИР, 1998. — 352 с.
14. Миньяр-Белоручева А.П. Особенности функционирования внешнеполитических метафор [Текст] / А.П. Миньяр-Белоручева // Вестник Южно-Уральского университета. Серия «Лингвистика». — 2014. — Т. 11. — № 2. — С. 34–41.
15. Миньяр-Белоручева А.П. Смена Парадигм в истории и лингвистике [Текст] / А.П. Миньяр-Белоручева // Вестник Южно-Уральского университета. Серия «Лингвистика». — 2014. — Т. 11. — № 1. — С. 12–17.
16. Миньяр-Белоручева А.П. Языковая картина исторического прошлого [Текст] / А.П. Миньяр-Белоручева // Клио. — 2017. — № 11. — С. 20–30.
17. Миньяр-Белоручева А.П. Политическая корректность и языковая норма [Текст] / А.П. Миньяр-Белоручева, М.Е. Покровская // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия «Лингвистика». — 2007. — Т. 4. — № 1. — С. 26–29.
18. Миньяр-Белоручева А.П. Этнические стереотипы в англоязычном пространстве: визуальные образы-персонификации и вербальные образы-антропонимы [Текст] / А.П. Миньяр-Белоручева, М.Е. Покровская // Вестник Московского университета. Серия « Психология». — 2013. — № 1. — C. 52–65.
19. Миньяр-Белоручева А.П. Дух, душа и духовность как концепты культуры (сравнительный анализ лингвокультур) [Текст] / А.П. Миньяр-Белоручева, М.Е. Покровская // Сборник Материалов Международного церковно-общественного и научно-просветительского «Ирининского форума» «Духовные основы славянского мира. — М.: Книжный мир, 2016. — С. 369–385.
20. Митрополит Иерофей (Влахос). Православная духовность [Электронный ресурс]. — URL: https://azbyka.ru/otechnik/Ierofej_Vlahos/pravoslavnaja-duhovnost (дата обращения: 25.12.2017).
21. Розина О.В. Православные духовные ценности как мировоззренческий выбор педагога [Электронный ресурс]. — URL: https://www.portal-slovo.ru/pedagogy/39770.php (дата обращения: 25.12.2017)
22. Ушинский К.Д. Избранные педагогические сочинения: в 2 т. [Текст] / К.Д. Ушинский. — М., 1953. — Т. 1. Вопросы воспитания. — 638 с.
23. Шпет Г.Г. Введение в этническую психологию [Текст] / Г.Г. Шпет. — М.: Государственная академия художественных наук, 1927. — 147 с.
24. Шпет Г.Г. Эстетические фрагменты: Современные напоминания. Структура слова in usum aestheticae [Текст] / Г.Г. Шпет. 2-е изд., доп. — М.: Либриком, 2010. — 136 с.
25. Язык мой — враг мой // Краткий конспект одноимённой дискуссии [Электронный ресурс]. — URL: http://www.cogmtl.net/Articles/099.htm (дата обращения: 12.12.2017).
26. Charteris-Black J. Corpus Approaches to Critical Metaphor Analysis. London: Palgrave-MacMillan, 2004. 280 p.
27. Lakoff G. The Political Mind: Why You Can’t Understand 21stcentury American Politics with an 18th-century Brain. New York: Penguin Press, 2008. 320 p.
28. Semino E. Metaphor in Discourse. Cambridge: Cambridge University Press, 2008. 260 p.
29. Wundt W. Volkerpsychologie. Eine Untersuchung der Entwicklungsgesetze der Sprache. 1. Die Sprache (in 2 Tin.). Leipzig, Engelmann, 1900. Teil 1. XVI, 627 S. Teil 2. X, 644 S.
30. Whorf B.L. Language, thought and reality: Selected writings by Benjamin Lee Whorf. Ed. by John B. Carrol. Cambridge, MA: TheMIT Press, 1964. 290 p.