Воронеж, Россия
Воронеж, Россия
В данной статье рассматривается специфика PR-коммунакаций в религиозной сфере. Религиозная среда постепенно осваивает новое для себя пространство — public relations. Описывается отношение церкви к PR как к довольно специфическим связям с церковной общественностью, с такими же специфическими технологиями и коммуникационными инструментами. Делаются выводы, что развитие современных информационных технологий коснулось и религии, и теперь она стремится использовать современные технологии в коммуникации с обществом, по-своему трактуя PR-методы. Это помогает конфессиональным организациям добиваться большего успеха в своей деятельности.
конфессиональные организации, PR-технологии, PR-коммуникации, целевая аудитория.
Основная задача PR-подразделения — это формирование общественного мнения и управление им. PR, по сути, является коммуникативной деятельностью, которая решает те или иные задачи с помощью внесения изменений в коммуникативные потоки. Каждая организация, вне зависимости от того, в какой сфере она функционирует (политической, коммерческой или некоммерческой), стремится к тому, чтобы целевые группы общественности, а может быть, и общество в целом были подчинены ее общей идее. Любая организация желает моделировать в глазах своих клиентов и потенциальных клиентов, партнеров благоприятный имидж, который говорил бы о ней как о высокопрофессиональной структуре, работающей не для достижения своих личных амбиций, а во благо всего общества. PR-подразделение работает с ключевыми целевыми аудиториями: клиенты, партнеры, СМИ, власть, некоммерческие и общественные организации. В свою очередь, и СМИ, и власть, и некоммерческие организации имеют свои целевые группы общественности, с которыми ведется активная работа. Очень часто коммуникационные потребности отождествляют с информационными потребностями так же, как отождествляют информацию с коммуникацией, а средства массовой информации — со средствами массовой коммуникации. К коммуникационным потребностям организации, прежде всего, могут быть отнесены как потребности в информации — сведениях, исключающих неопределенность знаний относительно какого-либо объекта или явления, так и собственные коммуникационные потребности, т.е. потребности в общении или сплочении вокруг организации ее общественности (как внешней, так и внутренней), а также потребность в эффективной обратной связи. Рост значимости PR-коммуникации объясняется рядом важных причин, среди которых необходимо назвать рост числа крупных институциональных образований, в том числе религиозных. Религия, выступая социальным институтом, формирует моральное и нравственное самосознание людей, помогает им определиться с выбором веры, которой они будут следовать дальше. Влиять на мнение общественности можно директивными методами при помощи органов государственно власти и опосредованно, более мягко, применяя различные PR-технологии. Церковь сама по себе является сильным коммуникационным инструментом, способным объединять людей по всему миру. Мы можем наблюдать, что «любое выражение человеческой религиозности — это неизбежно опосредованное, медийное выражение, которое доходит до нас благодаря различным средствам коммуникации: словам, символам, музыке, танцу, архитектуре и так далее» [3, с. 58]. Исторические предпосылки развития связей с общественностью в конфессиональной сфере Религиозные организации активно взаимодействуют с обществом. Они занимаются духовным воспитанием, ведут проповеди и богослужения, занимаются социальной и благотворительной деятельностью. Все эти действия можно отнести к осуществлению коммуникационной стратегии. Этот факт
дает возможность утверждать, что основы деятельности конфессиональных организаций и главная цель и задачи связей с общественностью едины. Религиозные организации и PR схожи в своих предпосылках и идеях.
1. Блэк С. Паблик Рилейшнз [Текст] / С. Блек. — М.: Сирин, 2003. — 201 с.
2. Воробьев В. Введение в Литургическое Предание: курс лекций [Электронный ресурс]. — URL: http://www.predanie.ru/mp3/protoierej_Vladimir_Vorobjov/ (дата обращения: 12.03.2018).
3. Дафт Р.Л. Религиозный PR: теория и практика от Ричарда Дафта [Текст] / Р.Л. Дафт // Маркетолог. — 2006. — № 12. — С. 58.
4. Михальченко В.Л. Особенности связей с общественностью в конфессиональной среде / [Электронный ресурс]. — URL: http://www.mediascope.ru/node/723 (дата обращения: 05.02.2018).
5. Общественные организации России [Электронный ресурс]. — URL: http://www.orgpage.ru/rossiya/socialnie-organizacii/(дата обращения: 16.02.2018).
6. Русская православная церковь. Официальный сайт Московского патриархата [Электронный ресурс]. — URL: http:// www.patriarchia.ru/ (дата обращения: 14.03.2018).
7. Чумиков А.Н. Связи с общественностью: теория и практика [Текст] / А.Н. Чумиков. — М.: Дело, 2014. — 533 с.