Международный институт аутизма ( директор)
Крансоярск, Красноярский край, Россия
Красноярск, Россия
Красноярск, Россия
Крансоярск, Россия
Проблема оказания психолого-педагогической помощи детям с расстройством аутистического спектра (РАС) и их семьям в последнее время является чрезвычайно актуальной. РАС представляют собой группу первазивных нарушений развития, основными проявлениями которых являются отсутствие способности к социальному взаимодействию, нарушение общения и стереотипность поведения. При общепризнанной практической и теоретической значимости изучения коммуникативной сферы и обилии посвященных этой теме серьезных исследований проблема изучения коммуникативных особенностей детей с аутизмом, как известно, до сих пор остается мало изученной. Представлены результаты научного исследования в области возрастной и клинической психологии – механизмы формирования коммуникации у детей с расстройствами аутистического спектра (РАС), представлены комплексные исследования влияния детско-родительских отношений на развитие коммуникации у младших школьников с расстройством аутистического спектра. По результатам исследований изучения влияния детско-родительских отношений на развитие коммуникации у младших школьников с РАС, предложен авторский диагностический комплекс по изучению коммуникации у детей младшего школьного возраста с РАС и стилей детско-родительских отношений в семьях, воспитывающих детей данной категории. Результаты исследования могут быть использованы в работе практическими психологами при работе с детьми с РАС и их семьями. Целью статьи является презентация результатов исследования влияния детско-родительских отношений на развитие коммуникации у младших школьников с расстройством аутистического спектра.
аутизм, расстройства аутистического спектра (РАС), коммуникация, детско-родительские отношения, семья.
Актуальность исследования. Расстройства аутистического спектра (РАС) — это достаточно неоднородная группа нарушений развития, для которой характерен, прежде всего, устойчивый дефицит в различных аспектах социального взаимодействия, таких как вербальная и невербальная коммуникация, эмпатия, эмоциональное развитие и трудности в понимании социального подтекста. В отечественной специальной психологии имеется ряд научно-практических исследований, посвященных развитию речи и формированию коммуникативных навыков у детей с аутизмом (М.Ю. Веденина, С.С. Морозова, Л.Г. Нуриева, О.С. Школьская, А.В. Хаустов). В ряде случаев методики, предложенные авторами, рассчитаны на проведение коррекционной работы только с отдельными категориями аутичных детей или направлены на формирование ограниченной группы коммуникативных навыков. В практических руководствах часто внимание уделяется не столько формированию коммуникативных навыков, сколько развитию речи в целом, в научной и методической психолого-педагогической литературе посвященных проблемам диагностики коммуникативных способностей детей с расстройством аутистического спектра. Актуальность исследования на социально-педагогическом уровне обусловлена высокой частотой проявления аутизма у детей. В связи с этим достаточно остро стоит вопрос о возможностях социализации детей дошкольного возраста с детским аутизмом, отсутствие которой способствует их длительной зависимости от взрослого, увеличивает развитие проблемного поведения и снижает качество жизни ребенка. По мнению большинства исследователей, проблемы данного расстройства (Е.Р. Баенская, М.М. Либлинг, О.С. Никольская, U. Frith, L. Wing и др.), основой успешной адаптации в социум и введения в образовательное пространство детей с расстройством аутистического спектра является развитие коммуникативных навыков как базовой составляющей адаптивного поведения. Актуальность исследования. Расстройства аутистического спектра (РАС) — это достаточно неоднородная группа нарушений развития, для которой характерен, прежде всего, устойчивый дефицит в различных аспектах социального взаимодействия, таких как вербальная и невербальная коммуникация, эмпатия, эмоциональное развитие и трудности в понимании социального подтекста. В отечественной специальной психологии имеется ряд научно-практических исследований, посвященных развитию речи и формированию коммуникативных навыков у детей с аутизмом (М.Ю. Веденина, С.С. Морозова, Л.Г. Нуриева, О.С. Школьская, А.В. Хаустов). В ряде случаев методики, предложенные авторами, рассчитаны на проведение коррекционной работы только с отдельными категориями аутичных детей или направлены на формирование ограниченной группы коммуникативных навыков. В практических руководствах часто внимание уделяется не столько формированию коммуникативных навыков, сколько развитию речи в целом, в научной и методической психолого-педагогической литературе посвященных проблемам диагностики коммуникативных способностей детей с расстройством аутистического спектра. Актуальность исследования на социально-педагогическом уровне обусловлена высокой частотой проявления аутизма у детей. В связи с этим достаточно остро стоит вопрос о возможностях социализации детей дошкольного возраста с детским аутизмом, отсутствие которой способствует их длительной зависимости от взрослого, увеличивает развитие проблемного поведения и снижает качество жизни ребенка. По мнению большинства исследователей, проблемы данного расстройства (Е.Р. Баенская, М.М. Либлинг, О.С. Никольская, U. Frith, L. Wing и др.), основой успешной адаптации в социум и введения в образовательное пространство детей с расстройством аутистического спектра является развитие коммуникативных навыков как базовой составляющей адаптивного поведения.
1. Аутизм: возрастные особенности и психологическая помощь [Текст] / О.С. Никольская, Е.Р. Баенская, М.М. Либлинг и др. — М.: Полиграфсервис, 2003. — 232 с.
2. Башина В.М. Аутизм в детстве / В.М. Башина — М.: Медицина, 1999. — 240 с.
3. Богдашина О. Сенсорно-перцептивные проблемы при аутизме [Текст]: учеб. пособие / О. Богдашина. — Красноярск, 2014. — 180 с.
4. Богдашина О. Расстройства аутистического спектра: введение в проблему аутизма [Текст]: учеб. пособие / О. Богдашина; под науч. ред. Е.А. Череневой; Красноярск. гос. пед. ун-т им. В.П. Астафьева. — Красноярск, 2015. — 248 с.
5. Викторук Е.Н. Феномен аутизма в культурно-антропологической перспективе [Текст] / Е.Н. Викторук, А.Ф. Гох, В.В. Минеев // Научные исследования и разработки. Социально-гуманитарные исследования и технологии. — 2018. — № 3. — С. 27–34. — DOI: 10.12737/article_5ba39886ea06c9.12791496.
6. Миляева М.В. Модели и стратегии внедрения современных стандартов работы школьной психологической службы [Текст] / М.В. Миляева, Т.В. Власова // Научные исследования и разработки. Социально-гуманитарные исследования и технологии. — 2016. — № 2. — С. 21–33. — DOI: 10.12737/19843.
7. Морозов С.А. Основы диагностики и коррекции расстройств аутистического спектра [Текст]: учебно-методическое пособие / С.А. Морозов. — М., 2014. — 448 с.
8. Сухорукова И.В. Особенности коммуникативного развития у детей с аутизмом [Текст] / И.В. Сухорукова // Сибирский вестник специального образования. — 2012. — № 2. — С. 130–139.
9. Хаустов А.В. Формирование коммуникативных навыков у детей с детским аутизмом [Текст]: автореф. дис. … канд. пед. наук / А.В. Хаустов. — М., 2005. — 21 с.
10. Эйдемиллер Э.Г. Психология и психотерапия семьи / Э.Г. Эйдемиллер, В.В. Юстицкис. — 4-е изд., перераб., доп. — СПб.: Питер, 2008. — 672 с.
11. Achenbach T.M. Manual for the Child Behavior Checklist / 4–18 and 1991 Profile. Burlington: University of Vermont Department of Psychiatry. 1991.
12. American Psychiatric Association. Diagnostic and statistical manual of mental disorders (4th ed., text rev). Washington, DC: American Psychiatric Association. 2000.
13. American Psychiatric Association. Diagnostic and statistical manual of mental disorders (5th edn.). Arlington: American Psychiatric Press. 2013.
14. Eyal G., Hart B., Onculer E., Oren N., Rossi N. The Autism Matrix. Cambridge: Polity Press, 2010.
15. Fombonne E. Epidemiological surveys of autism and other pervasive developmental di-sorders: An update // Journal of Autism and Developmental Disorders. 2003. № 33 (4). Р. 365–382.
16. Gilman S., Iossifov I., Levy D., Ronemus M., Wigler M., Vitkup D. Rare de novo vari-ants associated with autism implicate a large functional network of genes involved in for-mation and function of synapses // Neuron. 2011. № 70 (5). Р. 898–907.
17. Kim Y.S., Leventhal B.L., Koh Y.J. et al. Prevalence of autism spectrum disorders in a total population sample // Am. J. Psychiatry. 2011. № 168 (9). Р. 904–912.
18. Rimland B. Recovery from autism is possible // ARRI. 1994. № 8 (2). Р. 3.
19. Wing L. The autistic spectrum. London: Constable, 1996.