Краснодар, Краснодарский край, Россия
сотрудник с 01.12.2014 по настоящее время
В статье выявлены принципы «условного театра» Вс. Мейерхольда и обоснована содержательная целостность режиссерской методики для организации современных зрелищных проектов. Единство принципов карнавализации, актуальности и злободневности, поляризации жанров, эпизодного построения композиции, а также иносказательности или поэтического преобразования действительности в сценическом зрелище обнаруживает себя в неразрывности проектного, художественного, репетиционного и организационного процессов. Доказано, творческие методы режиссуры театрализованных представлений и праздников продолжают традиции режиссерской методики Вс. Мейерхольда как основы организации социально-культурных проектов на современном этапе развития общества.
социально-культурное проектирование, метод театрализации, условный театр, Вс. Мейерхольд, режиссура театрализованных представлений и праздников.
Актуальность. Современное социокультурное зрелище многие годы остается многогранным общественным явлением, отражает жизнь человека и общества в целом, становится пространством для проектирования художественно-педагогических и культурно-просветительских результатов. Как масштабная форма праздничной культуры массовые зрелища аккумулируют и вбирают в себя функции воспитательные и рекреативные и, по мнению М.В. Литвиновой, в зрелище «приобретают наибольшую значимость функции идеологическая, социально-интегративная функция трансляции социального опыта, а также коммуникативная, компенсаторная, эстетическая и эмоционально-психологическая» [8, с. 7]. О.Л. Орлов утверждает, что многие праздники представляют собой некую резервную систему культурно-исторической памяти общества, а социальный опыт, из года в год транслируемый в форме зрелищного действа, передается из поколения в поколение [10]. Отметим, что, по данным ВЦИОМ, значимость Дня Победы в обществе возросла, этот день стал главным праздником в нашей стране. Сегодня граждане России заметно чаще планируют участие в праздничных торжествах, чем несколько лет назад (55% в 2018 г. против 37% в 2012 г.), в День народного единства 36% россиян ощущают душевный подъем и задумываются о прошлом страны [4]. Исследователи культурной динамики объясняют эту тенденцию, с одной стороны, зрелищной функцией праздника, которая выступает стимулом специфического творчества личности, с другой, влиянием театрально-зрелищного искусства, тесно связанного с развитием государства и общества, способного художественными средствами отражать историю, настоящее и будущее. С точки зрения А.И. Березина, всероссийский фестиваль «Салют Победы», посвященный 70-летию Победы советского народа в Великой Отечественной войне, продемонстрировал высокий режиссерский, художественный и гражданский уровень в постановке
театрализованных представлений, посвященных этой дате [1]. Организация социально-культурных зрелищ является культурно-эстетическим феноменом широкого диапазона, явлением, которое возникает там, где существуют постоянные источники и замыслы проектов профессиональной деятельности режиссеров театрализованных представлений и праздников. Ежегодно за творческие достижения в области массовых форм театрального искусства присуждается всероссийская профессиональная премия «Грани Театра масс» [6]. Зрелищные программы лаборатории Краснодарского городского центра культуры неоднократно принимали участие в номинациях премии, а в 2016 г. были отмечены высокими профессиональными наградами: сертификат лауреата премии в номинации «Лучший региональный праздник» — краевой праздник «Урожай-2016»; диплом II степени в номинации Театрализованный концерт» — праздник, посвященный 95-летию советского композитора Г.Ф. Пономаренко в рамках Дня города Краснодара «А где мне взять такую песню...»; диплом I степени в номинации «Лучшее представление для детей и юношества» — муниципальный этап V краевого фестиваля-конкурса детского художественного творчества «Адрес детства — Кубань» — театрализованное представление «Мы родом из детства... или калейдоскоп фантазий». Премия значительно повысила престиж профессии режиссера массовых праздников, стала объединяющим началом режиссерского сообщества не только в регионах, но и во всей России.
1. Березин А.И. Общая картина праздничной культуры России: тематические и технологические векторы развития [Текст] / А.И. Березин // Праздник как пространство социально-художественных смыслов. Межвузовский сборник научных трудов. — Челябинск: Изд-во ЧГИК, 2018. — С. 6–12.
2. Варпаховский Л.В. Наблюдения. Анализ. Опыт [Текст] / Л.В. Варпаховский. — М.: Изд-во ВТО, 1978. — 275 с.
3. Гавдис С.И. Сущность творчества современного режиссера театрализованных представлений [Текст] / С.И. Гавдис // Праздник как пространство социально-художественных смыслов. Межвузовский сборник научных трудов. — Челябинск: Изд-во ЧГИК, 2018. — С. 93–119.
4. День Победы: сохраним память о подвиге: сайт ВЦИОМ [Электронный ресурс]. — URL: https://wciom.ru/index.php?id=236&uid=9082 (дата обращения: 05.11.2018).
5. Колесникова А.А. «Условный театр» В. Мейерхольда до 1917 года: рождение и трансформация [Текст] / А.А. Колесникова // Известия ПГУ им. В.Г. Белинского. — 2012. — № 27. — С. 41–48.
6. Лауреаты: сайт Всероссийская премия «Грани Театра масс» [Электронный ресурс]. — URL: http://g-tm.ru/laureats/ (дата обращения: 14.10.2018).
7. Лесакова Н.И. Пограничность искусств в творчестве Вс. Мейерхольда [Текст] / Н.И. Лесакова // Ярославский педагогический вестник. — 2016. — № 2. — С. 236–240.
8. Литвинова М.В. Массовый праздник как полифункциональное явление [Текст] / М.В. Литвинова // Наука. Искусство. Культура. — 2013. — № 2. — С. 3–8.
9. Мейерхольд В.Э. Статьи, письма, речи, беседы [Текст] / В.Э. Мейерхольд. — М.: Искусство, 1968. — 350 с.
10. Орлов О.Л. Российский праздник как феномен культуры [Текст] / // Вестник СПбГУК. — 2011. — № 1. — С. 32–41.
11. Сазонова В.А. В.Э. Мейерхольд и его театральное наследие [Текст] / В.А. Сазонова // Неофилология. — 2015. — № 1. — С. 81–90.
12. Сологуб Г.Н. Культурологические особенности современной праздничной культуры как общественного явления [Текст] / Г.Н. Сологуб, А.В. Плотников // Физическая культура, спорт — наука и практика. — 2018. — № 1. — С. 47–55.
13. Braun E. Meyerhold: a revolution in theatre. Iowa City, 1995.
14. Pitches J. Vsevolod Meyerhold. London; New York: Routledge, 2003.