Казачий храм иконы Божией Матери «Отрада и Утешение» на Ходынском поле ( священник)
Москва, г. Москва и Московская область, Россия
Москва, г. Москва и Московская область, Россия
Россия
Статья посвящена характеристике и анализу проблемы духовного и социокультурного служения деятелей Русской православной церкви в переломные периоды XX — начала XXI в. Отражена консолидирующая, мобилизующая миссия Церкви в народно-освободительной борьбе в годы Великой Отечественной войны. На фоне антирелигиозных репрессий послеоктябрьского периода в этот трудный период отечественной истории Русская православная церковь от лица своих архипастырей взывала к патриотическим чувствам власти и населения страны, оказывала духовную и материальную поддержку. В статье уделяется внимание исследованию аспектов общего положения и социокультурного служения монастырей — важнейших центров духовной жизни и религиозно-культурного просвещения в середине и второй половине ХХ столетия, которые именно в послевоенный период столкнулись с политической кампанией по массовому закрытию обителей. Описаны судьбы подвижников и жития русских святых, которые в условиях противостояния репрессивному режиму продолжали служение, совершали христианские подвиги и внесли свой неоценимый вклад в сохранение, дальнейшее развитие духовной и культурной жизни России. Материал статьи состоит из двух частей, первая из которых представлена в данной публикации.
Русская православная церковь, социокультурное служение, Великая Отечественная война, монастыри, духовность, культура, святые России, духовное просвещение, патриотизм, религиозная культура, христианский подвиг.
Актуальность данной статьи заключается в недостаточной разработанности заданной темы и анализе влияния духовного и социокультурного служения деятелей Русской православной церкви в XX — начале XXI в. на историю, культуру, церковную и социально-общественную жизнь России. Проблема — малоизученность фактов отечественной истории, культурологии, церковной истории в области исследования вклада духовных лидеров, подвижников, церковных деятелей в культурно-исторический процесс духовно-нравственного воспитания, просвещения в годы репрессивного периода. Методы — контент-анализ, статистический анализ, герменевтический подход (так как в статье имеются выдержки из церковнославянских текстов и их анализ), метод историко-культурологического исследования. Обсуждение результатов. На фоне трагического положения монастырей, в котором они оказались, начиная с октября 1917 г., когда прервалось естественное развитие 1257 древних российских обителей [3], духовное и социокультурное служение представителей Русской православной церкви приобретает особый, героический характер и высокое нравственное значение для всех последующих поколений. По данным исследований О.Ю. Васильевой, уже к 1921 г. общая численность закрытых монастырей составила 700 [3], а за 1922–1923 гг. были физически уничтожены 1962 монаха и 3447 монахинь [2], однако до конца 1920-х гг. немногие из оставшихся в живых иноков, составляющих ядро исполнительных органов православных обществ, с помощью мирян сумели сохранить по одному действующему храму почти во всех монастырях Москвы и Петрограда [3]. Государство несло как материальные, так и, главным образом, колоссальные морально-нравственные потери: происходила не только физическая расправа и уголовное преследование подвижников благочестия и духовенства, но и уничтожение сокровищницы отечественной культуры — изделий церковного искусства, иконописи, архитектуры, религиозной литературы, что не могло не сказаться на резком снижении духовно-культурного уровня населения и нравственной деградации значительной части советских граждан. К 1939 г. епископат Русской православной церкви составили четверо: митрополит Московский Сергий (Страгородский), митрополит Ленинградский Алексий (Симанский), архиепископ Петергофский Николай (Ярушевич), управляющий Новгородской и Псковской епархиями, и архиепископ Дмитровский Сергий (Воскресенский). Центрами православной жизни и культуры оставались оказавшиеся после 1917 г. за рубежом Валаамский, Пюх-тицкий монастыри и Почаевская лавра. В годы Великой Отечественной войны Церковь, как и всегда в самые трудные периоды российской истории, находилась в авангарде народно-освободительной борьбы и от лица своих архипастырей взывала к патриотическим чувствам власти и населения страны. Выдающуюся духовную, нравственную и социокультурную роль в этот период сыграл архиепископ Ленинградский Алексий (Симанский), которому правительством было разрешено остаться в осажденном Ленинграде для поддержания морального духа населения. Надо сказать, что еще летом 1941 г. в своих проповедях владыка Алексий призывал православных верующих жертвовать все возможное для спасения Родины, таким образом, начав осуществлять церковные сборы средств на оборону страны. В пламенных патриотических воззваниях владыка не раз прибегал к историческим параллелям, которые оказывали мобилизующее психологическое воздействие на паству. Так, в своей пасхальной проповеди 9 апреля 1942 г. он указал на то, что именно в этот день семьсот лет назад благоверный князь Александр Невский одержал победу над тевтонскими рыцарями на льду Чудского озера и спас Новгород, т.е. Северо-Запад России, от немецкого нашествия [6]. В своих проповедях будущий патриарх Алексий I (Симанский) подчеркивал тот факт, что великие князья Александр Невский и Димитрий Донской одержали свои героические победы не только благодаря патриотизму, но, прежде всего, «глубокой вере русского народа, что Бог поможет в правом деле... так и теперь мы верим поэтому, что все небесные силы с нами» [10].
1. «Земной ангел и небесный человек». Жизнь и труды старца архимандрита Иоанна (Крестьянкина), по документам монастырского архива [Текст]. — Свято-Успенский Псково-Печерский монастырь, 2006. — С. 13–17.
2. Васильева О.Ю. Русская православная церковь и советская власть в 1917–1927 годах [Текст] / О.Ю. Васильева // Вопросы истории. — 1993. — № 8. — С. 41.
3. Васильева О.Ю. Судьбы русских монастырей в ХХ веке [Текст] / Васильева: В кн. «Монастыри и монашество в России XI–XX века: Исторические очерки»; отв. ред. Н.В. Синицына; Ин-т российской истории. — М.: Наука, 2002. — С. 332.
4. Иеродиакон Софроний (Макарицкий). Старец Курской-Коренной пустыни иеросхимонах Иоанн (Бузов) [Текст] / Софроний (Макарицкий), иеродиакон. — М.: Благословение, 2008. — С. 520–523.
5. Культура казачества: история и перспективы развития [Текст]: монография; под ред. В.Н. Ивановой. — М.: Изд-во МГУТУ им. К.Г. Разумовского (ПКУ), 2016. — 600 с.
6. Патриарх Алексий. Слова, речи, послания, обращения, доклады, статьи [Текст] / Алексий, патриарх. — М., 1948, 1954, 1958. — Т. 1–3.
7. Письмо митрополита Алексия И.В. Сталину [Текст] // Журнал Московской патриархии. — 1944. — № 10. — С. 3.
8. Поспеловский Д.В. Русская православная церковь в XX веке [Текст] / Д.В. Поспеловский. — М.: Республика, 1995. — С. 188–189.
9. Праведник наших дней. Белгородский старец архимандрит Серафим (Тяпочкин) [Текст]. — 2-е изд., испр. и доп.; сост. протоиерей Николай Германский. п. Ракитное, Белгородская и Ставропольская епархия, 2006. — С. 14.
10. Проповедь 10. VIII 1941 г. (Патриарх Алексий. — Т. 1. — С. 46).
11. Протоиерей Владислав Цыпин. История Русской православной церкви. Синодальный и новейший периоды (1700–2005) [Текст] / Владислав Цыпин, протоиерей. — М.: Изд-во Сретенского монастыря, 2006. — С. 617.
12. Протоиерей Михаил Малеев. Старцы ХХ столетия. Подвижники веры и благочестия [Текст] / Михаил Малеев, протоиерей. — М.: Храм Покрова Пресвятой Богородицы в Братцево, 2005. — С. 20.
13. Русь уходящая. Рассказы митрополита Питирима [Текст]. — СПб., 2007. — С. 281.
14. Светлый старец отец Иоанн Крестьянкин [Текст]. — М.: Образ, 2007. — С. 47.
15. Настольная книга для монашествующих и мирян [Текст]; сост. архимандрит Иоанн (Крестьянкин). Свято-Успенский Псково-Печерский монастырь, 2007. — С. 7–8.
16. Светлый старец отец Иоанн Крестьянкин. Жизнеописание, воспоминания о батюшке, письма к духовным детям [Текст]; сост. Илья Шполянский. — М.: Образ, 2007. — С. 42.
17. Топалова Е.А. Языковая картина мира. Художественное пространство культуры третьего тысячелетия: проблемы науки и образования [Текст] / Е.А. Топалова; Cб. науч. тр. Высшей школы музыки им. А. Шнитке (институт) РГСУ. Вып. III. — М.: Буки-веди, 2017. — С. 97–103.
18. Шафажинская Н.Е. Монастырская просветительская культура России [Текст] / Н.Е. Шафажинская. — М.: ИНФРА-М, 2013.
19. Шишов С.Е. Образование как ценность: структура и смыслы [Текст] / С.Е. Шишов // Ценности и смыслы. — 2010. — № 2.