сотрудник
сотрудник
Рассмотрены достоинства бинарных занятий. Описаны этапы их планирования. Произведён анализ проведенного бинарного занятия. Выявлены сложности, связанные с организацией проведения бинарных занятий
бинарное занятие, нетрадиционная форма проведения занятия, методика проведения
В настоящее время в педагогический лексикон прочно вошло понятие педагогической технологии. Любая современная педагогическая технология – это синтез достижений педагогической науки и практики, сочетание традиционных элементов прошлого опыта и современного педагогического опыта.
При конструировании современного урока все чаще используются различные формы и методы организации обучения [1]. В рамках интегрированной образовательной технологии наиболее интересны бинарные занятия, основанные на междисциплинарных связях, так как предполагается использование «сплава» из различных педагогических технологий.
Бинарное занятие – особый тип занятия, на котором изучается взаимосвязанный материал двух или нескольких предметов (курсов, дисциплин и т.д.) [2]. Такое занятие проводят два преподавателя. При подготовке занятия педагоги совместно планируют формы и методы работы, как свои, так и обучающихся, но проводит каждый педагог свою часть учебного занятия автономно.
Такие занятия позволяют интегрировать знания из разных областей для решения одной проблемы, дают возможность применить полученные знания на практике [3], чем способствую формированию у студентов соответствующих компетенций.
Бинарные занятия интересны и студентам, и педагогам. Они сплачивают педагогический коллектив, между педагогами меняются взаимоотношения; кроме того, и у студентов, и у педагогов расширяются кругозор и сфера влияния. При этом достигается единый подход к рассмотрению возникающих проблем и единство требований к студентам в процессе их учебной деятельности.
Часто технология бинарного обучения используется для чтения лекций. Лекцию могут проводить два преподавателя разных дисциплин, два преподавателя одной дисциплины, преподаватель и мастер производственного обучения.
Чтение бинарной лекции может проходить и по следующему сценарию: первый преподаватель высказывает свои мысли по какой-либо проблеме, второй слушает и по окончании выступления задает вопросы, дополняет, возражает (вопросы могут задавать и сами студенты). Затем они меняются ролями.
Эту же технологию можно использовать и для проведения практических работ, семинара, беседы и т.п.
Этапами подготовки бинарного занятия являются [4]:
- выбор темы занятия, анализ фактического материала, который может служить его темой;
- формулирование целей занятия;
- отбор содержания, формулирование основных проблем, ключевых идей занятия, понятий, смыслов;
- поиск наиболее рациональной формы занятия;
- совместное, тщательное планирование;
- написание совместного конспекта занятия;
- продумывание рисков и ограничений.
Авторами было проведено бинарное занятие по дисциплинам «Метрология, стандартизация и сертификация» и «Выполнение работ по профессии токарь» для студентов 2 курса специальности «Технология машиностроения» Аэрокосмического колледжа.
В ходе выбора темы занятия было выявлено, что содержание тем «Комплексные системы стандартов» первой дисциплины и «Гигиена труда и производственная санитария» второй дисциплины пересекаются, т.к. вопросы гигиены труда и производственной санитарии отражаются в Системе стандартов безопасности труда. В итоге была сформулирована общая тема «Отражение вопросов гигиены труда и производственной санитарии в системе стандартов».
Целью бинарного занятия стало формирование знаний о способах поиска информации по вопросам гигиены труда и производственной санитарии в нормативных документах.
В качестве формы занятия была выбрана лекция-презентация. Рассказывая о системах стандартов, первый преподаватель подробно остановился на Системе стандартов безопасности труда, пояснив, какие вопросы охраны труда отражены в стандартах ГОСТ и ГОСТ Р. Далее второй преподаватель рассказал о негативных факторах производства в целом и при обработке на токарных станках.
Подготовка и проведение данного бинарного занятия показали, что, несмотря на его явные достоинства, существуют объективные препятствия для его частого использования в педагогической практике.
Во-первых, нетрадиционные формы работы в процессе обучения не должны использоваться часто, чтобы не вызывать у студента ложного, неверного представления об обучении как процессе постоянного удивления и праздника. Процесс обучения – это целенаправленная и трудоёмкая учебная деятельность, выполняющая определенные задачи и функции, при этом контролируемая на выходе [5].
Во-вторых, подготовка бинарного занятия занимает большое количество времени как у преподавателей, так и у студентов. Поэтому надо учитывать занятость преподавателей и возможность проконтролировать самостоятельную работу студентов задолго до проведения занятия.
В-третьих, сложно соотнести программы разных дисциплин и совместить расписание учебных занятий таким образом, чтобы нужная тема в задействованных в занятии группах совпадала по дате.
В-четвертых, существует проблема недостаточной разработанности технологии проведения бинарного занятия.
1. Борисова С.Н. Бинарный урок. Что такое? [Электронный ресурс]. – URL: https://videouroki.net/razrabotki/binarnyy-urok-chto-takoe.html (дата обращения: 26.08.2018)
2. Педагогический терминологический словарь [Электронный ресурс]. – URL: https://pedagogical_dictionary.academic.ru/l (дата обращения: 22.08.2018)
3. Руденко С.И. Интегрированные и бинарные уроки [Электронный ресурс]. – URL: https://multiurok.ru/files/intieghrirovannyie-i-binarnyie-uroki.html (дата обращения: 22.08.2018)
4. Шагаева А. Технология бинарного учебного занятия [Электронный ресурс]. – URL: http://www.myshared.ru/slide/737023/ (дата обращения: 26.08.2018)
5. Дьяченко Н.В. Интегрированное занятие как способ активизации познавательной деятельности в вузе // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – № 2 (февраль). – С. 11-15. – URL: http://e-koncept.ru/2016/16023.htm (дата обращения: 26.08.2018).