САМООРГАНИЗАЦИЯ ОБЩЕСТВЕННОСТИ ФИНЛЯНДИИ: ОТ ИДЕИ ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА К ПРАКТИКЕ ЕЕ РЕАЛИЗАЦИИ В ПРАВОВОМ ГОСУДАРСТВЕ
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
Предметом исследования явилось гражданское общество Финляндии. Автором рассмотрены предпосылки его становления, этапы самоорганизации общественности Финляндии. Особое внимание обращено на характеристику современного состояния гражданского общества Финляндской Республики и разнообразие его институтов. Финляндская Республика, провозгласившая себя правовым государством, в современных условиях является одной из стран, в которой гражданское общество и его институты играют важную роль в регулировании общественных отношений и организации общественной жизни. Методологическую основу исследования составили общенаучные (системный, структурно-функциональный, статистический) и специальные (формально-юридический, историко-правовой) методы правовых исследований. В результате исследования был сделан вывод о том, что по уровню гражданской активности и волонтерской деятельности Финляндия занимает лидирующие позиции в мире. Гражданское общество современной Финляндии и его институты являются важными субъектами реализации общественных, корпоративных и частных интересов. The civil society of Finland is the subject of the study. The prerequisites of its formation, the stages of self-organization of the public in Finland are considered by the author. Special attention is paid to the characteristics of the current state of the civil society of the Republic of Finland and the diversity of its institutions. The Republic of Finland, which has proclaimed itself to be a state governed by the rule of law, is today one of the countries in which civil society and its institutions play an important role in regulating public relations and the organization of public life. General scientific (system, structural-functional, statistical) and special (formal legal, historical and legal) methods of legal research are the methodological basis of the study. The study concluded that in terms of civic engagement and volunteering, Finland occupies a leading position in the world. The civil society of modern Finland and its institutions are important subjects for the realization of public, corporate and private interests.

Ключевые слова:
Финляндия, правовое государство, идея гражданского общества, гражданское общество, институты гражданского общества, самоорганизация общества, добровольные организации, общественные объединения, волонтеры
Текст

Длительное время, являясь единственной формой организации общественной жизни, государство организовывало и направляло всю социально значимую активность своих граждан. В условиях становления индустриального общества произошло естественное увеличение внегосударственной общественной деятельности, которая стала сосуществовать с деятельностью государственной. Осмысление внегосударственной формы организации общества привело к оформлению идеи гражданского общества и способствовало возникновению понятия «гражданское общество», которые получили разносторонне отражение в трудах мыслителей Нового времени и философии Просвещения [1, c. 9–10]. Идея гражданского общества превратилась в одну из смыслообразующих идей обществ Новейшего времени [1, c. 7]; [2, p. 242–243].
В современных условиях государства направляют свои усилия на развитие гражданского общества, создают условия для его эффективного функционирования и участия в решении социально значимых задач [2, p. 241–245]. Одним из государств, которое провозгласило себя правовым [3] и в котором гражданское общество играет все большую роль в регулировании общественных отношений и организации общественной жизни, является Финляндская Республика.
Исследование гражданского общества Финляндской Республики требует изучения предпосылок его становления, выделения периодов его развития и характеристики современного состояния.
История гражданского общества Финляндии тесно связана с общей историей государства. Активная деятельность людей, объединенных в различные общественные организации, политические партии, профсоюзы, оказывала существенное влияние на развитие страны. Гражданское общество в Финляндии стало «главным оружием» не только свободы и демократии, но и прогресса в целом, основой социально-экономического развития и процветания [4, c. 12].
В Финляндии, как и в других странах Европы, начало истории активной гражданской деятельности связано с XVIII веком. Вдохновленные эпохой Просвещения и Великой французской буржуазной революцией финская буржуазия и средний класс начали требовать перераспределения социальных прав и обязанностей. В числе их требований были равенство всех перед законом, отмена льгот, характерных для классового общества [5, s. 21]. Различные цели, задачи, требования к государственной власти и формы объединения позволяют выделить несколько периодов в становлении и развитии гражданского общества в Финляндии, до 1917 г. развивающейся в составе Российской империи, а с 1917 г. – как самостоятельное государство. Важный вклад в изучение истории гражданского общества Финляндии внес финский исследователь и общественный деятель Ааро Харью [6], труды которого способствовали выделению основных этапов развития гражданского общества Финляндии:
1) «гражданское пробуждение» (конец XVIII – XIX в.);
2) развитие гражданского общества в конце XIX – 1917 г.;
3) развитие гражданского общества в 1917 – 1940-х годах;
3) развитие гражданского общества Финляндии после Второй мировой войны (конец 1940-х годов – конец 1970-х годов);
4) период «гражданского общества постмодернистской Финляндии» (конец 1970-х годов – настоящее время) [7].
Период «гражданского пробуждения» (конец XVIII – XIX в.) был связан с предоставлением Финляндии определенной самостоятельности, способствовавшей росту экономической активности финского населения и развитию торговли, формированию финской интеллигенции, распространению финской печати, появлению начальных школ, библиотек и книжных клубов [7].
Именно в это время возникли:
– общество «Аврора» (1770), которое стало площадкой для обсуждения насущных вопросов, представляющих национальный интерес, а также для поиска путей их решения;
– музыкальная ассоциация в Турку (1790), которая сконцентрировала свою деятельность на развитии музыкальной культуры в Финляндии и во многом способствовала духовному единению народа;
– Финское Экономическое Общество (1779), которое поставило перед собой цель – информирование и поддержка людей в экономической сфере;
– первые религиозные объединения (с начала XIX в.) [8, s. 77];
– общественные организации трезвости (конец XVIII в.), возникновение которых было обусловлено наличием проблемы чрезмерного употребления алкоголя в среде городских рабочих и сельского пролетариата и стремлением активной части образованного населения страны бороться с пьянством;
– женские общественные ассоциации, которые были сосредоточены на благотворительной деятельности среди городского населения [9];
– волонтерские пожарные бригады, которые заботились о пожарной безопасности в городах Финляндии [10].
Развитие гражданского общества в конце XIX – начале XX в. (до 1917 г.) нашло проявление в активизации рабочего движения и появлении Финской федерации профсоюзов, создании новых ассоциаций граждан, осуществлении контроля за созданием самодеятельных организаций со стороны государственной власти, ограничении и запрете деятельности левых профсоюзов и организаций [7].
Начали формироваться партии, характеристики которых в то время, безусловно, далеки от черт современных политических партий. Были образованы Финская партия и Шведская партия. Созданная в 1860-х годах Финская партия к 1890-м превратилась в политическую партию, внутри которой оформились консервативное и прогрессивное крылья, создавшие организационную основу для существования Финской партии и Партии молодых финнов. Деятельность либеральных движений своего развития не нашла.
В 1884 г. в Хельсинки была создана первая ассоциация рабочих, а к 1890 г. число общественных объединений рабочих в крупных промышленных городах Финляндии уже составляло два десятка. Стремление рабочих к получению образования явились основой создания образовательных центров для взрослого населения страны, первый из которых был основан в 1899 г. [11, s. 16].
Политические рабочие и профсоюзные движения были тесно между собой связаны. После образования первой ассоциации рабочих, в 1884 г. был создан первый профсоюз – Финский союз печатников, объединивший трудящихся в полиграфической промышленности. В 1895 г. на его базе этого был учрежден фонд для безработных, который оказывал поддержку заболевшим рабочим, а также вдовам и детям сотрудников полиграфических предприятий. В 1880-х годах, во «вриктовский период», названный так по имени руководителя первых рабочих объединений фабриканта В. Ю фон Врикта [12, c. 166], свои профсоюзы оформили художники, портные, кузнецы, плотники, каменщики и сапожники, возникли и первые женские профсоюзные организации, в которые вступили швеи, продавщицы и горничные. Многие другие профессиональные группы на рубеже веков создали свои национальные объединения. В начале XX в. была создана Финская федерация профсоюзов.
Появились кооперативные объединения финских граждан, которые осуществляли свою деятельность не только в городах, но и в сельской местности, занимались доставкой, обработкой, торговлей товарами, финансированием торговли и созданием сети кооперативных магазинов.
В 1880-х годах проявила активность ассоциация финской молодежи, которая особое внимание уделяла обучению и воспитанию молодых жителей села, искоренению алкоголизма и других вредных привычек среди молодых финнов, проживавших в сельской местности [13, s. 50–51].
В конце XIX в. получили развитие общественные организации в сфере образования. Так, в дополнение к детской начальной школе, основанной в 1866 г., были разработаны программы образования для взрослых, созданы лицеи для работающих граждан [14, s. 23–27] и народные средние школы, которые создавались с целью образования сельской молодежи (с 1889 г.). Специализированные фонды организовывали систематические мероприятия с целью просвещения и воспитания граждан.
Первым крупным популярным общественным движением в Финляндии стали движения, получившие названия гимнастическое и спортивное. В 1856 г. был создан первый финский спортивный клуб, целью которого, как и других таких же клубов по все стране, помимо сплочения детей и молодежи, было формирование у них чувства порядка, дисциплины, трезвости и понимания необходимости получения образования.
Женские общественные движения начали пропагандировать улучшение положения женщины в семье, в системе образования и управления. По примеру Европы и Северной Америки в 1884 г. в Финляндии была основана Первая ассоциация женщин Финляндии [8, s. 82].
Сформировавшиеся в этот период общественные движения и ассоциации, деятельность которых была основана на идеях единства нации и связана с представлениями о том, что и как необходимо улучшить в общественной жизни, легли в основу системы институтов гражданского общества современной Финляндской Республики.
Развитие гражданского общества в первой половине XX в. (1917 – вторая половина 1940-х годов) отличают рост самоорганизации граждан в условиях провозглашения независимости Финляндии, принятия Конституции Финляндии и избрания президента суверенной страны [7].
Развитие правых взглядов и правого радикализма [15, s. 39–40] в 1930-–1940-е гг. привело к появлению большой группы ассоциаций крайне правой ориентации [16, s. 13]. У ассоциаций рабочих и профсоюзов появляются трудности своего развития и реализации собственных программ. В 1930 г. была запрещена деятельность Финской федерации профсоюзов, а также нескольких профсоюзов и организаций, возглавляемых левыми социалистами. В 1933 г. деятельность этих организаций по решению Верховного суда была закрыта. Члены закрытых профсоюзов предприняли попытку создания нового национального союза – Центральной организации профсоюзов Финляндии (SAK), которая оказалась успешной, но численность профсоюзного объединения была не столь большой, как ранее [17].
Развитие гражданского общества Финляндии после Второй мировой войны (конец 1940-х годов – конец 1970-х годов) нашло проявление в росте значения общественных объединений и ассоциаций в условиях поднятия национального духа; формировании новых принципов взаимодействия властных государственных структур и институтов гражданского общества; появлении лоббистских организаций; формировании разнообразных ассоциаций, решающих проблемы защиты корпоративных и частных интересов [7].
Следуя директивам мирного послевоенного соглашения, почти 3 тыс. ассоциаций, признанных правыми, были закрыты. При этом в 1944–1948 гг. были образованы около 2,5 тыс. объединений, движений и кооперативных организаций, основанных на социалистических и коммунистических идеях. Такие из них, как «Общество дружбы между Финляндией и Советским Союзом» и Финский комитет мира, сыграли важную роль в увеличении гражданской активности населения Финляндии [16, s. 13].
На новый уровень развития вышло профсоюзное движение. Выросло число профсоюзных организаций и их членов. Деятельность Центральной организации профсоюзов Финляндии с 1944 г. приобрела тенденцию к устойчивому развитию [18]. Выросли и стали активнее действовать другие центральные общественные организации: в 1946 г. была основана Финская конфедерация технических работников (STTK) [19], а в 1950 г. – Конфедерация профсоюзов академических профессионалов (AKAVA) [20].
Модернизация Финляндии и рост уровня жизни населения способствовали развитию гражданского общества. И хотя отдельные традиционные общественные организации испытали некоторый спад в своей деятельности, в конце 1960-х годов профсоюзы и политическая активность получили новый импульс своего развития: западная волна левого радикализма дошла до Финляндии во второй половине 1960-х годов побуждала граждан к активному участию в профсоюзах и политических партиях.
1970-е годы вошли в историю Финляндии как период активной социальной работы. Политические партии, местные профсоюзы, новые левые и правые молодежные ассоциации, студенческие общества принимали активное участие в жизни страны. Политическая конкуренция привела к созданию сотен новых ассоциаций. В Финляндии сформировалась традиция политической культуры – в трудных для населения условиях пытаться победить государственную бюрократию созданием новых ассоциаций, красноречиво свидетельствующих об активности и решительности гражданского общества. Но идеализация системы всеобщего планирования, увеличение государственных субсидий, рост числа оплачиваемых сотрудников, общее процветание организационной деятельности привнесли организационный бюрократизм и в деятельность самого гражданского общества. Были опробованы новые механизмы взаимодействия между государством с развитой системой решения социальных вопросов – «государством всеобщего благосостояния» – и субъектами гражданского общества. Выросло число институтов гражданского общества, расширилась сфера их деятельности. Появились лоббистские организации, выражающие и отстаивающие корпоративные интересы граждан Финляндии [21, s. 16].
Развитие «гражданского общества постмодернистской Финляндии» [6, s. 23] (конец 1970-х годов – настоящее время) осуществлялось в эпоху, чертами которой стали [7]: проникновение в менталитет финского народа западных идеалов индивидуализма; спад активности граждан и интереса к общественной жизни; ослабевание традиционно сильной связи между общественными организациями и политическими движениями; уменьшение количества членов крупных объединений; рост небольших организаций по интересам; акцентирование внимания на досуговых, спортивных, культурных и экологических организациях; рост интереса людей к своей собственной жизни, нашедший выражение в стремлении граждан к самообразованию, изучению языков, внимании к своему психическому и физическому здоровью [6],[22],[23],[24].
Эти характеристики остаются присущими состоянию гражданского общества Финляндии и в XXI в. [6]
Институты гражданского общества занимают важное место в общественной жизни в Финляндской Республике. Они многочисленны и многообразны, осуществляют свою деятельность в интересах различных социальных слоев. К институтам гражданского общества в Финляндии относят все общественные организации, функционирующие не ради прибыли [7]. В зависимости от сферы деятельности организаций элементами (институтами) системы современного финского гражданского общества считают: спортивные клубы и организации; культурные ассоциации; общественные организации отдыха и хобби; социальные и медицинские общественные организации; молодежные организации и студенческие сообщества; политические организации; профсоюзы; экономические и производственные объединения; консалтинговые организации; религиозные и идеологические объединения; педагогические, научные и учебные организации; экологические ассоциации; пенсионерские и ветеранские организации; сельские и местные организации; миротворческие организации и организации национальной защиты; сообщества дружбы, этнические организации и организации сотрудничества в целях развития; сервисные организации [18].
Создание добровольного общества в современной Финляндии не представляет особой сложности: активист может собрать группу из трёх или более человек и решать задачи, не противоречащие действующему законодательству Финляндской Республики и основам добропорядочности. Запрещено создание военизированных обществ, которые требуют от своих членов полного подчинения или разделения по вооруженным группам. Главной целью добровольного общества не должно быть получение прибыли. Деньги зарабатывать можно, но это не должно быть главным направлением деятельности общества. Необходимо разработать устав общества и утвердить его на учредительном собрании. При таких условиях общество можно зарегистрировать, но и незарегистрированное общество может действовать, не являясь юридическим лицом [7].
Поэтому общественная деятельность финнов осуществляется и в рамках многочисленных разнообразных организаций и ассоциаций, и спонтанно. Граждане активно взаимодействуют со своими друзьями, знакомыми, соседями и коллегами. В поле их зрения состояние улиц, дворов, парков, благоустроенность населенных пунктов. В местах своего проживания они организуют праздники и иные мероприятия, собирают деньги на решение благотворительных задач, проводят детские и школьные экскурсии, создают волонтерские отряды и самостоятельно планируют их деятельность. Финская молодежь активно взаимодействует в Интернете и социальных сетях. Благоприятные «парниковые» условия для развития институтов гражданского общества в современной Финляндии, считает Ааро Харью, генеральный секретарь финской организации «Гражданский форум», связаны с уровнем развития демократии и  образования в Финляндской Республике, с традиционной свободой собраний и с тем фактом, что многие ведущие политики Финляндии – выходцы не столько из партийной системы, сколько как раз из местечковых организаций [25]. Исследования ученых подтверждают наличие тенденции децентрализации в политическом процессе [26], укрепление которой в Финляндии во многом связано с активностью граждан во всех уголках страны. В политической системе современной Финляндии важное место приобретают диаспоры [27]. Общественность принимает участие в решении социально значимых вопросов, в частности в противодействии коррупции [28].
В настоящее время Регистр Ассоциаций Финляндской Республики насчитывает 120 тыс. организаций, 70 тыс. из которых ведут активную деятельность. Около 1 тыс. организаций имеют национальный масштаб, около 3 тыс. – действуют в регионах, остальные – решают задачи местного масштаба. Помимо этого действуют более 30 тыс. незарегистрированных общественных организаций, которые в связи с необязательностью регистрации общественных организаций не были включены в Регистр. С учетом того, что население страны составляет около 5,5 млн жителей [29], а добровольные общества насчитывают около 15 млн членов [30, p. 1], то оценить активность граждан Финляндской Республики труда не составляет: три четверти финского населения в течение своей жизни обязательно становятся членами какой-либо ассоциации (около 30 % финнов – это члены какого-то одного общественного объединения или одной ассоциации, а 8 % жителей страны – члены более пяти добровольных организаций). Функционируют около 2,7 тыс. фондов и 1,2 тыс. малых корпораций, более 6 тыс. человек являются членами политических партий, а 360 тыс. человек входят в добровольные организации местного масштаба.
Все большее значение приобретает система самообразования взрослых, оформленная в виде образовательных центров, народных университетов, исследовательских центров, спортивных образовательных центров и летних университетов. Почти 35 тыс. взрослых осуществляют неформальное образование ежегодно, около 1,5 млн человек принимают участие в отдельных актах образовательной деятельности [31].
Институты гражданского общества Финляндской Республики принимают активное участие в реализации различных функций государства, в том числе и правоохранительной [32],[33],[34],[35]. Деятельность миротворческих организаций, добровольные организации национальной защиты, общественная деятельность по оказанию соседской помощи, волонтерская деятельность и другие виды деятельности в совокупности с социально-ориентированным и открытым характером работы полиции позволяют говорить о развитом гражданском обществе как отличительной особенности финского правового государства [7].
Таким образом, гражданское общество Финляндии прошло несколько этапов своего развития и сегодня представляет собой сферу социального и политического взаимодействия, в которой граждане формально и неформально организовываются вокруг общих вопросов, с целью их продвижения и совместного решения [36, p. 5]. Институты гражданского общества представляют собой эффективный инструмент воздействия на общественные процессы, происходящие в стране, средство решения социально значимых вопросов на внегосударственном уровне, способ повышения уровня доверия населения к органам государственной власти [37, p. 118]. Добровольные общества и ассоциации являются институциональной основой для участия граждан в жизни общества и реализации прав человека. Они предоставляют гражданам возможность влиять на развитие своего общества и принимать значимые для своей страны решения [38],[39].
Количество и разнообразие общественных организаций характеризуют Финляндию как страну, с высоким уровнем гражданской активности и волонтерской деятельности. Согласно исследованиям международной некомерчесской организации «CIVICUS», как глобального альянса организаций гражданского общества во всем мире, в настоящее время в Финляндии созданы все условия для формирования и функционирования институтов гражданского общества. Финские власти терпимы к критике со стороны общественности и предоставляют для этого площадки, в рамках которых идет конструктивный диалог. Полиция обеспечивает безопасность граждан во время мирных собраний, соответствующих международному праву и внутреннему законодательству страны. Наличие в стране свободных СМИ, отсутствие контроля за онлайн-контентом общественных организаций, свободный доступ к получению информации о деятельности государства также говорят о развитости гражданского общества, как сферы общественных отношений, в рамках которой идет взаимодействие государства с обществом [40].
О состоянии современного гражданского общества в Финляндии свидетельствуют такие характеристики: согласно данным некоммерческого негосударственного исследовательского института «Фонд мира» Финляндия является самым стабильным государством [41]; по данным Всемирного экономического форума Финляндия – самая безопасная страна в мире [42]; согласно исследованиям неправительственной международной организации по борьбе с коррупцией и исследованию уровня коррупции по всему миру «Транспаренси Интернэшнл» в Финляндии один из самых низких уровней коррупции [43]. Современная Финляндия на третьем месте в мире по соблюдению принципа законности [44], у финнов больше всего в мире личной свободы и свободы выбора [45]. Доступность официальной информации в Финляндии – одна из самых лучших в ЕС [46], финское доверие к полиции самое высокое, а доверие к политической системе, также как и к правовой системе – второе в Европе [47].
Добровольные общества, отражающие общие интересы, дух сотрудничества, взаимопомощи и солидарности, создают неполитическую и некоммерческую базу устойчивости общества, поддерживают в людях чувства доверия друг к другу [47], стабильности [41] и уверенности. Институты гражданского общества являются важным средством реализации общественных, корпоративных и частных интересов лиц с активной гражданской позицией современной Финляндии.
 

Список литературы

1. Нижник Н. С., Меньшикова Н. С. Полиция и гражданское общество в России: взаимодействие и сотрудничество. СПб.: Изд-во СПб ун-та МВД России, 2016. 202 с.

2. Nizhnik N. S. Police and civil society institutions: search for a vector of interaction in the field of combating crime // International Scientific Conference «Archibald Reiss Days» (2017; Beograd): Thematic Conference Proceedings of International Significance. Vol. 2. Beograd: Kriminalističko-policijska akademija, 2017. P. 241–251.

3. Конституция Финляндии [Электронный ресурс] // Правовой портал Министерства Юстиции Финляндии: официальный сайт. Режим доступа: http://www.finlex.fi/sv/laki/kaannokset/1999/en19990731.pdf (дата обращения: 07.02.2018).

4. Медушевская Н. Ф., Сигалов К. Е. Формирование российского гражданского общества: исторический и социокультурный факторы // Гражданское общество в России и за рубежом. 2015. № 4. С. 11–14.

5. Tammilehto O. Kun edustajat eivät riitä - Kansalaistoiminnan opas (WSOY). Helsinki, 1989. 324 s.

6. Harju A. Yhteisellä asialla. Kansalaistoiminta ja sen haasteet. Kansanvalistusseura. Vantaa 2003. 207 s.

7. Нижник Н. С., Лавринович К. И. Институты гражданского общества – основа создания правового государства в Финляндии // Гражданское общество в России и за рубежом. 2018. № 2. С. 10–15.

8. Heikkilä M., Seppo J. Uskonnollinen liike, esivalta ja "maailma" // Teos Kansa liikkeessä. Toim: Risto Alapuro. Kirjayhtymä. Vaasa, 1989. S. 70–85.

9. Esittely [Электронный ресурс] // Naisjärjestöjen Keskusliitto: официальный сайт. Режим доступа: http://www.naisjarjestot.fi/naisjarjestojen-keskusliitto/ (дата обращения: 09.02.2018).

10. SPEK’s history – Over 100 Years of Heritage and Tradition // The Finnish National Rescue Association SPEK: официальный сайт. Режим доступа: http://www.spek.fi/In-English (дата обращения: 09.02.2018).

11. Marjomäki V. Moniarvoisen yhteiskunnan sivistysliike. Kansanopistokirja. Toim: Sari Virtanen ja Ville Marjomäki. Kansanvalistusseura. Saarijärvi, 2005. S. 13–27.

12. Финляндия // Советская историческая энциклопедия. Т. 15: Феллахи – Чжалайнор. М.: Советская энциклопедия, 1974. C. 158–176.

13. Alapuro R., Stenius H., Kansanliikkeet loivat kansakunnan. Teos Kansa liikkeessä. Toim. Risto Alapuro. Kirjayhtymä. Vaasa 1989.

14. Huuhka K., Kansalais- ja työväenopistotoiminnan historia. Kansalais- ja työväenopistojen liitto. Jyväskylä, 1990.

15. Siisiäinen M., Yhteiskunnalliset liikkeet, yhdistykset ja hyvinvointivaltio. Teos Välittävät verkostot. Toim: A-L. Matthies, U. Kotakari ja M. Nylund. Gummerus. Jyväskylä, 1996.

16. Kokko M., Rantatupa H., Leijonan jalanjälkiä: puoli vuosisataa suomalaista lionstoimintaa. Suomen Lions-liitto. Saarijärvi, 2000.

17. Tapio B. SAK:n historia. Valkealan Painokarelia, 2013. 94 s.

18. Organisation [Электронный ресурс] // The Central Organisation of Finnish Trade Unions: официальный сайт. Режим доступа: https://www.sak.fi/en/sak/organisation (дата обращения: 09.02.2018).

19. Mikä STTK? [Электронный ресурс] // Finnish Confederation of Salaried Employees: официальный сайт. Режим доступа: https://www.sttk.fi/mika-sttk/ (дата обращения: 09.02.2018).

20. Akava – Confederation of Unions for Professional and Managerial Staff in Finland [Электронный ресурс] // Akava: официальный сайт. Режим доступа: https://www.akava.fi/en/basic_facts (дата обращения: 09.02.2018).

21. Itkonen H., Kansalaistoiminnan suuri linja. Teos Liikunnan kansalaistoiminta – muutokset, merkitykset ja reunaehdot. Toim: H. Itkonen, J. Heikkala, K. Ilmanen ja P. Koski. // Liikuntatieteellisen Seuran julkaisu (Helsinki). 2000. № 152. S. 11–25.

22. Мейнандер Х. История Финляндии: линии, структуры, переломные моменты / Пер. со шведского. М.: Весь Мир, 2008. 248 c.

23. Юссила О., Хентиля С., Невакиви Ю. Политическая история Финляндии, 1809–2009 / Пер.: Т. В. Андросова, Ю. С. Дерябин. М., Весь Мир, 2010. 471 c.

24. Туманова А. С. Правовая культура общества позднеимперской России в ракурсе историко-юридических исследований: подходы последних лет // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Юридические науки. 2014. № 4. С. 33–40.

25. Безопасность укрепляют правами человека [Электронный ресурс] // Совместный проект Европейского союза и «Ъ» Режим доступа: http://eu.kommersant.ru/helsinki/ (дата обращения 11.02.2018).

26. Ланко Д. А. Децентрализация в политическом процессе: на примере Финляндии: Дис. … канд. полит. наук. СПб., 2001. 156 с.

27. Рябинина О. К. Роль и место диаспор в политической системе современной Финляндии: Дис. … канд. полит. наук. М., 2010. 172 с.

28. Семынин А. С. Противодействие политической коррупции политико-правовыми средствами в государствах Евросоюза: опыт Финляндии и Эстонии: Дис. … канд. юрид. наук. Казань, 2009. 216 с.

29. International Monetary Fund: официальный сайт. Режим доступа: http://www.imf.org/ (дата обращения: 09.02.2018).

30. Jääskeläinen Н. Developing Stakeholder Communication in a Non-Profit Organization. Haaga-Helia University of Applied Sciences. Helsinki, 2013.

31. Civil society [Электронный ресурс] // Kansalaisyhteiskunta. Режим доступа: https://www.kansalaisyhteiskunta.fi/kansalaisyhteiskunta/civil_society (дата обращения: 11.02.2017).

32. Чеишвили М. В. Полиция Финляндии: организационно-правовые основы деятельности: Дис. … канд. юрид. наук. М., 2001. 132 с.

33. Чеглаков К. В. Становление полиции Финляндии и развитие правовых основ ее деятельности в начале ХIХ – середине ХХ вв.: историко-правовой аспект: Дис. … канд. юрид. наук. СПб., 2003. 188 с.

34. Лавринович К. И. Взаимодействие институтов гражданского общества и полиции в Финляндской Республике // Неделя науки СПбПУ: Материалы научного форума с международным участием. Гуманитарный институт. Ч. 2. СПБ.: Из-во Политехн. ун-та, 2016. С. 191–193.

35. Lavrinovich K. I. The specifics of the implementation of the law enforcement function of the modern state based on the rule of law (on the example of the Russian Federation) // International Scientific Conference «Archibald Reiss Days» (2017; Beograd): Thematic Conference Proceedings of International Significance. Vol. 2. Beograd: Kriminalističko-policijska akademija, 2017. P. 261–267.

36. Seppo M., Finnish Civil Society Now. Helsinki, 2013. 31 p.

37. Sala-i-Martin X., Schwab K. The Global Competitiveness Report 2017–2018. Global Economic Forum, 2017. 381 p.

38. Guidelines for Civil Society in Development Policy [Электронный ресурс] // The Ministry of Foreign Affairs: официальный сайт. Режим доступа: https://julkaisut.um.fi/media/attachments/8e9e3/KV-020162-EN.pdf (дата обращения: 09.02.2018).

39. Civil society is an important actor and development cooperation partner [Электронный ресурс] // The Ministry of Foreign Affairs: официальный сайт. Режим доступа: http://formin.finland.fi/public/ default.aspx?nodeid=49322&contentlan=2&culture=fi-FI (дата обращения: 09.02.2018).

40. Monitor tracking civic space [Электронный ресурс] // CIVICUS: официальный сайт. Режим доступа: https://monitor.civicus.org/country/finland/ (дата обращения: 03.04.2018).

41. Fragile States Index data [Электронный ресурс] // The fund for peace: официальный сайт. Режим доступа: http://fundforpeace.org/fsi/data/ (дата обращения: 03.04.2018).

42. The Travel & Tourism Competitiveness Report 2017 [Электронный ресурс] // World Economic Forum: официальный сайт. Режим доступа: http://www3.weforum.org/docs/WEF_TTCR_2017_web_0401.pdf (дата обращения: 03.04.2018).

43. Corruption Perceptions Index 2017 [Электронный ресурс] // Transparency International: официальный сайт. Режим доступа: https://www.transparency.org/news/feature/corruption_perceptions_index_2017#table (дата обращения: 03.04.2018).

44. Rule of Law Index 2017-2018 [Электронный ресурс] // World Justice Project: официальный сайт. Режим доступа: http://data.worldjusticeproject.org/#table (дата обращения: 03.04.2018).

45. 2017 Social Progress Index [Электронный ресурс] // The Social Progress Imperative: официальный сайт. Режим доступа: http://www.socialprogressindex.com/?tab=2&code=FIN (дата обращения: 03.04.2018).

46. The State of Data Innovation in the EU [Электронный ресурс] // The Center for Data Innovation: официальный сайт. Режим доступа: http://www2.datainnovation.org/2017-data-innovation-eu.pdf (дата обращения: 03.04.2018).

47. Average rating of trust [Электронный ресурс] // Eurostat: официальный сайт. Режим доступа: http://ec.europa.eu/eurostat/en/web/products-datasets/-/ILC_PW03 (дата обращения: 03.04.2018).


Войти или Создать
* Забыли пароль?