Воронеж, Воронежская область, Россия
Воронеж, Воронежская область, Россия
Рассмотрено влияние тягово-сцепного устройства (ТСУ) на безопасность и плавность движения лесовозного автомобиля с прицепом (ЛАП). Описаны последствия возникающих неисправностей в ТСУ при эксплуатации ЛАП по лесовозным дорогам с неровностями. Обоснована перспективность направления повышения эффективности ЛАП путем использования конструкции ТСУ с рекуперативным механизмом, и на этой основе сформулирована цель исследования. Предложена классификация основных узлов ТСУ, более полно отражающая все многообразие их конструктивных решений. Представлены общие и специфические требования, предъявляемые к ТСУ ЛАП. Особое внимание уделено гибкости ЛАП, неудовлетворительная работа которой при движении ЛАП по неровным лесовозным дорогам приводят к серьезным поломкам ТСУ и автомобиля в целом. Представлена принципиальная схема сил, действующих на звенья ЛАП в процессе движения по лесовозной дороге. Рассмотрены основные конструктивные и эксплуатационные параметры, оказывающие влияние на возникающие в ТСУ нагрузки. Приведены зависимости влияние коэффициента весовой характеристики и скорости движения ЛАП на возникающие нагрузки в ТСУ. Описано влияние направления усилий в ТСУ на складывание ЛАП при торможении. На основе выявленных недостатков рассматриваемых конструкций ТСУ типа крюк-петля предложена принципиально новая схема ТСУ с механизмом рекуперации энергии. Добавление в конструкцию ТСУ дополнительной степени свободы позволит снизить негативное воздействие на водителя ЛАП колебаний при движении по неровностям дороги, что позволит улучшить условия его работы. Усовершенствована конструкция гидропривода лесовозного автомобиля (ЛА), включающая в себя механизм рекуперации энергии в ТСУ. Выявлено, что эксплуатация ЛАП, оснащенного этим гидроприводом, позволит существенно снизить расход топлива и сократить токсичность выхлопных газов
лесовозный автомобиль, прицеп, гидропривод, тягово-сцепное устройство, крюк-петля, рекуперация энергии, пневмогидравлический аккумулятор, неровности дороги, шаровая опора
1. Посметьев, В. И. Повышение эффективности гидропривода многофункционального автомобиля для ухода за полезащитными лесными полосами [Текст] / В. И. Посметьев, В. О. Никонов // Вестник Воронежского государственного аграрного университета имени Императора Петра I. – 2017. – № 4 (55). – С. 140-149.
2. Posmetev, V. I. Investigation of the energy-saving hydraulic drive of a multifunctional automobile with a subsystem of accumulation of compressed air energy [Text] / V. I. Posmetev, V. O. Nikonov, V. V. Posmetev // IOP Conference Series : Materials Science and Engineering, ISPCIET’2018, № 441 (2018) 012041. Article ID 57204207263. 7 p.
3. Heikkila, M. Hydraulic Energy Recovery in Displacement Controlled Digital Hydraulic System [Text] / M. Heikkila, M. Linjama // The 13th Scandinavian International Conference of fluid power, SICFP 2013, June 3-5, 2013, Linkoping, Sweden. Article ID 55655531700. – P. 515-519.
4. Simulation Research of a Hydraulic Interconnected Suspension Based on a Hydraulic Energy Regenerative Shock Absorber [Text] / Junyi Zou [et al.] // SAE Technical Paper 2018-01-0582. Article ID 3186584. – 10 p.
5. Dindorf R. Development of energy efficient hydrostatic drives with energy recovery [Text] / R. Dindorf, P. Wos // Mechanik. – 2017. – NR 8-9. – Article ID 23102611800. – P. 776-782.
6. Nidal H. Abu-Hamdeh Computer simulation of stability and control of tractor-trailed implement combinations under different operating conditions [Text] / Nidal H. Abu-Hamdeh, Hamid F. Al-Jalil // Bragantia, Compinas. – 2004. – V. 63. – № 1. – Article ID 7003419962. – P. 149-162.
7. Щукин, М. М. Сцепное устройство автомобилей и тягачей. Конструкция, теория, расчет [Текст] / М. М. Щукин. – М. ; Л. : МАШГИЗ, 1961. – 211 с.
8. Конструкции и расчет автомобильных поездов [Текст] / Я. Х. Закин [и др.]. – Л. : Машиностроение, 1968. – 106 с.
9. ГОСТ 2349-75. Устройства тягово-сцепные системы «крюк-петля» автомобильных и тракторных поездов. Основные параметры и размеры, технические требования [Текст]. – М. : Стандартинформ, 2014. – 11 с.
10. ГОСТ 2349-54. Тягово-сцепные приборы автомобилей, тягачей, тракторов и прицепов. Основныепараметрыиразмеры [Текст]. М. : Стандартинформ, 2014. – 16 с.