ПРОБЛЕМА СУБЪЕКТНОГО ПОДХОДА В НРАВСТВЕННОМ ВОСПИТАНИИ ШКОЛЬНИКОВ
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
В статье рассматривается актуальность субъектного подхода в нравственном воспитании школьников. Уделяется внимание проблеме отношений субъекта с миром и окружающи-ми людьми. Затрагивается понимание личностного становления школьника в контексте становления его субъектной позиции.

Ключевые слова:
субъект, субъектность, субъектный подход, деятельностный подход, внутренняя позиция, деятельность, личность, школьник, учащийся, воспитание, нравственность, смысл.
Текст
Текст произведения (PDF): Читать Скачать

Проблема субъектного подхода к школьникам в педагогике связана с восприятием воспитателя учащегося как субъекта деятельности и отношений, за которым признаётся свобода выбора и внутренняя позиция. Она образуется под влиянием многих факторов: возрастных, социальных, психологических, воспитательных, и это очень важно осмыслить учителю. Ведь каждый ребенок или подросток имеет свою жизненную историю, собственное Я, свой внутренний мир, особенные эмоциональные переживания. Всё это влияет на формирование и развитие субъектной основы личности, на выстраиваемую в его сознании картину мира.

В связи с этим важно, чтобы учитель, классный руководитель видел в школьнике любого возраста субъекта, что обеспечит в воспитательной деятельности развитие его потенциальных личных качеств и осмысление себя как значимой индивидуальности. В процессе воспитания классному руководителю важно помнить о непрерывности организуемого им процесса личностного становления и развития субъекта. Сама процессуальность непрерывности в соответствии с этим требует определения её последовательных этапов в педагогическом руководстве классного руководителя, стимулирующего и подкрепляющего проявление субъектности учащихся в организации их школьной жизни, взаимодействия и отношений.

Это важно и для самого ребёнка, поскольку последовательные этапы выполняемой учителем деятельности, которая учитывает особенности и возможности школьников, создают условия их постоянного индивидуального развития. Это творческий процесс общения и отношений школьников и педагога, а в его основе заложен деятельностный подход, где деятельность и мотивация самой личности опираются на её субъектно значимый выбор: пути, способа действия, поступка, то есть на нравственный выбор, который, в свою очередь, может быть маленьким и большим, обдуманным и спонтанным, сиюминутным и жизненно важным. И суть его в том, что школьник это субъект своего индивидуального выбора, действия, поступка, мысли, за которые он несёт собственную ответственность.

Содержание поведения и решения субъекта определяется общей направленностью и целостностью личности, в которой заключается общее и особенное, свойственное только ей и выраженное в её личностном выборе. Целостность здесь является одной из самых значимых характеристик субъекта, поскольку это особенно важно в воспитании, основой которого является гуманистический подход к растущему человеку.

Известный психолог А.В. Брушлинский, говоря о психологии субъекта и рассматривая целостность, указывал, что субъект – это психическая организация человека в его целостности, в единстве его социальных и природных качеств.

Субъектность как свойство и качество личности человека появляется с его развитием и личностным ростом и отличается способностью к творческой преобразовательной активности.

Для становления и развития субъектности  ключевое значение имеют отношения человека, поскольку в процессе отношений личности с окружающим миром и людьми происходит становление её смысловых связей, проявляется единство человека и мира, и, вместе с этим, само содержание этого единства. Отношения обусловлены качествами выражения личности, её переживаниями, взглядами, мотивами. Таким образом, в основе отношений лежит смысловой контекст, значимые для учащегося смыслы содержания его отношений и общения с другими людьми и окружающим миром.

Чтобы они были нравственно конструктивны, а не разрушительны относительно самого индивида, важно развитие личностно-смысловой сферы школьника, признаком которой является ценностно выраженное отношение к постигаемой им действительности, осознание ценностей. И здесь существенен акцент на внутренние потенциальные возможности и ценностные ориентиры растущего человека, их развитие и становление в его системе отношений.

В связи с этим отношение школьника к окружающему его миру и другим людям возможно рассматривать как процесс, в котором постоянно функционирует связь между субъектом и объектом данных отношений. У школьника такая связь в некоторой степени ситуативна, она изменяется под воздействием разных факторов до тех пор, пока не сформируются в связи со сложившимися или педагогически организованными условиями устойчивые, закрепившиеся в сознании ученика ценностно ориентированные и смыслозначимые связи его отношений к окружающей действительности и людям.

Содержательные смыслы субъективно значимых отношений продуктивно рассматривать как внутреннюю позицию,  через призму которой преломляются всевозможные внешние воздействия, а также влияния, идущие от педагогов, родителей, других людей. В связи с этим, согласно обоснованию Андрея Владимировича Брушлинского, взаимодействие общающихся людей, которое определяет содержательную основу отношений, представляет, прежде всего, согласование их индивидуальных смыслов.

Нам видится весьма значимым этот смысловой подход к личности человека и его общению, а, следовательно, и широкому кругу отношений индивида с окружающим миром в нравственном воспитании школьников. Он показывает целую палитру психолого-педагогических действий учителя, классного руководителя, воспитателя.

При этом важно в процессе нравственного воспитания не забывать различать субъектность как проявление личности в её жизнедеятельности и субъектность как принцип педагогического подхода. Первое является результатом второго как показатель грамотного организованного педагогического процесса.

Понятие субъектность обозначает и закрепляет себя в качестве особого личностного качества, связанного с активными преобразующими свойствами и способностями личности. 

Таким образом, постановка проблемы субъектности школьника в педагогике методологически связана с интегративными процессами, поскольку тесно переплетена с психологическими механизмами формирования человека, философскими представлениями данной категории, интеграцией образовательных и воспитательных аспектов школы.

Существенные личностные изменения в школьном возрасте группируются в сфере обогащения социальных связей учащегося с окружающим миром и людьми. Поэтому требуется опора на субъектные основания личности, на развитие субъектного подхода во взаимодействии учителя с детьми, на формирование в личном сознании и мотивационной сфере школьника ценностных и устойчивых ориентаций, приоритета нравственности  в жизнедействии молодёжи.

И здесь важно понимать, что многообразие приёмов, методов и средств, содержание и логика непрерывности этического воспитания определяет направленность к созданию эффективных психолого-педагогических условий становления субъектной позиции ребёнка и её развития. От классного руководителя здесь важно  организованное влияние на школьников через создание условий и возможностей личностного выбора, собственного решения, поступка, действия, через организацию ситуаций размышления над значимыми вопросами и проблемами жизни, их анализа и поиска ответов в осмыслении себя, других, окружающего мира. Необходимо обозначить здесь единство чувственного и рационального, познавательных и эмоционально-волевых аспектов личности, что может быть педагогически осмыслено в построении этического воспитания школьников, опирающегося на это единство.

Выдвижение принципа субъектности как ведущего в процессе нравственного воспитания школьников предполагает проявление личностью познавательной и связанной с ней преобразовательной активности, источником которой она является. Данное проявление в ракурсе нравственного воспитания актуализируется логикой и содержанием его непрерывного процесса, где субъектность как свойство и качество личности возникает с нравственным развитием и личностным ростом человека, постепенно обретающего способность к выраженному действию и преобразовательной активности

Педагогу важно видеть в ребёнке любого возраста субъекта, что обеспечивает развитие его потенциальных личностных нравственных качеств и процесс осознания себя как значимой индивидуальности. Такой подход и обеспечивает преобразование растущего человека в субъекта как деятеля в окружающем мире, отношениях и собственной жизнедеятельности.

Список литературы

1. Брушлинский А.В. Психология субъекта. Спб.: Алетейя, 2003. – 272 с.

2. Рубинштейн С.Л. Проблемы общей психологии. М.: Педагогика, 1973. – 424 с.

Войти или Создать
* Забыли пароль?