Москва, г. Москва и Московская область, Россия
ГРНТИ 14.15 Система образования
ГРНТИ 14.25 Общеобразовательная школа. Педагогика общеобразовательной школы
В статье обсуждается актуальная социально-педагогическая проблема – успешность/неуспешность младшего школьника в ходе обучения. Рассматриваются причины возникновения у ребенка трудностей в школьной жизни, потери интереса к учению, нарушения взаимоотношений в классном коллективе. Характеризуются условия создания в начальной школе образовательной среды, стимулирующей повышение качества образования детей младшего школьного возраста.
успешность обучения; образовательная среда; педагогика успеха; создание ситуации успеха; учебный диалог; обеспечение педагогической поддержки младшего школьника; признание.
Сегодня никому не нужно доказывать, что успешность обучающегося в современной школе является социально-педагогической проблемой, в разрешении которой принимают участие все члены образовательного процесса: сам ребенок, учитель, одноклассники, родители, школьный коллектив. У каждого из них свои функции, реализация которых может иметь положительные последствия, а также чревата рисками. Поговорим об этом.
РЕАЛИЗАЦИЯ ПЕДАГОГИКИ УСПЕХА
К.Д. Ушинский в свое время писал о том, что «…умственный труд ученика, успехи и неудачи в учении – это его духовная жизнь, внутренний мир, игнорирование которого может привести к печальным результатам. Ребенок не только узнает что-то, усваивает материал, но и переживает свой труд, высказывает личное отношение к тому, что ему удается и не удается» [5, с. 150]. Предлагаем определить такое педагогическое явление, как педагогика успеха, четырьмя словами: «вера», «удача», «вдохновение», «признание». Вера – это оптимистическая гипотеза взаимоотношений с учащимся; ориентация педагога на успех воспитанника. У учителя часто, к сожалению, преобладает позиция, при которой первичным и приоритетным является оценка недостатков обучающегося («Невнимателен»; «Не думаешь»; «Не выучил» и т.д.).