сотрудник
Кемерово, Россия
сотрудник
Кемерово, Россия
Актуальность исследования связана с необходимостью выявления определяющего типа личности, преобладающего в историко-социальной реальности. Отмечается, что человеку присуще антиномичное состояние, которое, с одной стороны, напрямую связывает его с внешним объективированным миром, с другой – в человеке присутствует имманентное содержание, которое всегда остается в нем и раскрывает себя в качестве его экзистенциальной сущности. Раскрытие данной проблемы подразумевает обращение к экзистенциальному типу личности, сквозь призму которого наиболее ярко просвечивается мир социального в его объективной составляющей. Экзистирующий человек рассматривается как тип личности, в котором преобладает субъективная временность по отношению к объективному историческому времени, способному к трансцендированию и воплощающему себя в статусе свободной личности. Обосновывается такой важный параметр бытия экзистирующего человека, как наличие у него особой исторической памяти, основанной на способности выходить за границы собственного бытия и активно включаться в исторический процесс, осознавая ответственность перед миром других.
экзистирующий тип человека, личность, трансцендентность, социум, подлинное бытие, историческая память
1. Барулин В. С. Человек и общественный мир как система // Личность. Культура. Общество. 2005. Т. 7. № 2. С. 208–234.
2. Ивин А. А. Человек, творящий историю. Новая философия истории. М.: Проспект, 2018. 144 с.
3. Кутырев В. А. Сова Минервы вылетает в сумерки. Избранные философские тексты XXI века. СПб.: Алетейя, 2018. 526 с.
4. Дюркгейм Э. Социология. Ее предмет, метод, предназначение. М.: Канон, 1995. 352 с.
5. Бауман З. Индивидуализированное общество. М.: Логос, 2002. 390 с.
6. Фромм Э. Бегство от свободы. М.: Прогресс, 1989. 272 с.
7. Аббаньяно Н. Экзистенция как свобода // Вопросы философии. 1992. № 8. С. 48–64.
8. Хайдеггер М. Разговор на проселочной дороге. М.: Высшая школа, 1991. 192 с.
9. Жукова О. И. Современное общество и место в нем человека // Вестник Томского государственного университета. 2007. № 300-1. С. 47–50.
10. Ясперс К. Духовная ситуация времени // Ясперс К. Смысл и назначение истории. М.: Политиздат, 1991. С. 288–419.
11. Жукова О. И. Самость человека как предмет социально-философского анализа. Кемерово: КемГУ, 2009. 182 с.
12. Честертон Г. Избранное. М.: Терра, 1996. 592 с.
13. Мамардашвили М. Как я понимаю философию. М.: Прогресс, 1992. 416 с.
14. Ясперс К. Истоки истории и ее цель // Ясперс К. Смысл и назначение истории. М.: Политиздат, 1991. С. 28–287.
15. Бердяев Н. Самопознание. М.: АСТ, 2017. 480 с.