СОЦИАЛЬНОЕ САМОЧУВСТВИЕ УЧИТЕЛЬСТВА КАК ФАКТОР СОЦИАЛЬНЫХ ТРАНСФОРМАЦИЙ РОССИЙСКОГО ОБЩЕСТВА
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
Система образования, учительство как социально-профессиональная группа, являются одним из важнейших институтов социального воспроизводства любого из современных обществ. Учитель – оплачиваемый государственный служащий. Смысл формирования и роста учительства как профессиональной группы – все большее огосударствление процессов социализации. Исходя из этого, социальное благополучие и самочувствие учителей не может находиться на периферии общественного внимания

Ключевые слова:
система образования, учительство как социально-профессиональная группа, социальное самочувствие
Текст
Текст произведения (PDF): Читать Скачать

Описание проблемы. Воздействие социально-профессиональной группы учителей на пополняющие общества поколения сложно недооценить. Оно является одним из наиболее продолжительных – более десяти лет; систематических – ежедневное общение на протяжении нескольких часов и, наконец, массовых – через среднюю школу проходит практически все население страны. Рассматривая возможные функциональные альтернативы деятельности учительства, заметим, что несмотря на безусловные сдвиги в развитии технологий по сравнению со временем древних шумер (считается, что первые школы в истории человечества возникли в Шумерах), технология педагогического труда принципиально не изменилась – все тоже личное взаимодействие между учителем и учеником. Не сформировалась и какая-либо новая профессиональная общность, близкая по размаху и силе воздействия на процесс образования и становления ребенка. В обществе пока не сложились условия для хотя бы равноценного выполнения функций учительства кем-либо другим. Это дает основания говорить об отсутствии функционального эквивалента деятельности, осуществляемой учительством, и, следовательно, о необходимости данной профессиональной группы для поддержания социальной системы в целом.

Ретроспективный обзор исследовательских интересов. К теме просвещения, роли учительского корпуса в придании обществу стабильности, в той или иной мере обращались многие крупнейшие мыслители человечества: Аристотель «Политика», Платон «Государство», Кант «О педагогике», Дюринг «Ценность жизни» (глава о воспитании), Спенсер «Основания социологии», «Воспитание умственное, нравственное и физическое», Гюйо «Воспитание и наследственность. Социологическое исследование», Наторп «Социальная педагогика. Теория воспитания воли на основе общности», Дьюи «Введение в философию воспитания», «Школа и общество», Дюркгейм «Мораль образования» и др.

Для многих исследователей реализация социума возможна только через индивида, при этом воспитание – главный, а подчас и единственный, рычаг развития общества, предотвращения и разрешения социальных конфликтов. «Воспитание, – писал Дж. Дьюи, – средство необходимое для сохранения общества и возобновления опыта, частью путем общения, частью путем специальных учреждений, т.е. школ». При этом именно школа, педагог лучше всего выражают требования общества, передают его систему ценностей.

Весьма показательно высказывание первого министра просвещения Японии Мори Аринори (1886): «Каждый учитель должен помнить, что все, что ни делается в сфере народного просвещения, делается не ради учеников, а в интересах государства». Близкую позиция занимал и его российский коллега-современник, считавший, что «всякая разумно-направляемая школа стремится к воспитанию детей в истинно-патриотическом духе, в духе полнейшей преданности Государю, Отечеству, своему народу, в духе полного уважения к его прошедшему и веры в его будущее, в духе хранения заветов его истории».

Значимость социального самочувствия профессиональной группы. Дисфункция учительства, вне зависимости от причин невыполнения им своей социальной роли, приводит к дестабилизации социального целого. Среди критериев оценки качества функционирования профессиональной группы есть ряд ключевых, не вызывающих сомнения: 1) поднятие уровня образованности граждан; 2) повышение стабильности социума посредством трансляции норм и ценностей, принятых в обществе (передача ценностей господствующей культуры, символическое насилие, возобновление «культурного произвола». Однако, в последние десятилетия обнаружилось расхождение между общественным назначением педагогов (педагог в переводе с греческого – paidagogos – означает ведущий, воспитывающий дитя) и осознанием ими своей роли, самоиндентификацией. Исследования показывают, что учителя отстраняются от выполнения своей неотъемлемой профессиональной задачи – воспитания, т.е. перестают быть педагогами. Наблюдаемая дисфункция профессиональной группы учителей, а именно: неспособность качественно выполнять основные профессиональные функции – образование и воспитание, – обусловливают поиск причин.

Исходя из этого, целесообразно обратиться к рассмотрению социально-профессионального самочувствия педагогов. Среди индикаторов социального самочувствия учительства можно выделить: удовлетворенность преподавательской нагрузкой, оплатой труда, состоянием своего здоровья, престижем профессии в обществе, темпом и направлением реформирования системы образования, а также поддержкой со стороны школьных администраций, органов управления образованием, институтов повышения квалификации. В качестве результирующих показателей удовлетворенности профессией могут выступать: желание уйти из школы, сменить профессию на другую, желание передать ее своим детям. Иначе говоря, характер воспроизводства профессиональной группы.

При рассмотрении процессов воспроизводства социально-профессиональной группы существует два уровня. Один – личностный, характеризуется высокой степенью случайности поведения. Другой – социальный, когда, несмотря на невысокую предсказуемость выбора отдельных индивидуумов, в обществе наблюдаются некие массовые профессиональные предпочтения (менеджер) или, напротив, отказы от нее. Это позволяет говорить о существовании неких социальных механизмов, влияющих на процесс профессионального воспроизводства и профессиональную структуру общества.

Особый акцент на изучении профессионального воспроизводства учительства обусловлен тем, что отличительной чертой воспроизводства профессиональных групп является разная степень отчуждаемости используемых ими технологий. Выделим два основных принципа построения профессиональных технологий: 1) технологии, основанные на значительной роли личностных качеств профессионала и индивидуальной передаче профессии и, соответственно, как бы «штучном» воспроизводстве специалистов; 2) технологии, не требующие обязательной личностной трансляции, носящие в большей степени регламентированный характер.

Развитость отчуждаемой технологии позволяет рассчитывать на определенный уровень подготовки специалистов, дает возможность предсказывать результаты функционирования группы. В случае значительного вклада в технологию личностных факторов делать предположения о результатах деятельности группы сложнее. В сферах деятельности такого рода наиболее органично становление профессионала происходит при передаче профессии от родителей к детям. Средой, передающей наработанную технологию, служит семья. В связи с этим, есть смысл более подробно рассмотреть одну составную часть данного процесса, а именно, самовоспроизводство через семью.

Парадоксальной чертой российской системы образования является то, что, находясь в режиме выживания и нестабильности, она одновременно находится и в развитии. Социально-экономическая трансформация общества создала объективные предпосылки реформирования образовательной сферы. В связи с этим, другим важным практическим аспектом является изучение отношения учительства к новым явлениям, процессам и реформам, осуществляемым в системе образования. Учитель – непосредственный участник, исполнитель, проводник и «жертва» школьных реформ. Его отношение к нововведениям, готовность быть субъектом этих преобразований во многом определяет результативность и эффективность функционирования системы образования. Социально и практически значимыми могут стать оценки педагогами реального положения в системе образования, видение ими оптимальных путей ее развития.

Вместо заключения. Необходимой предпосылкой успешности любых преобразований является объективное, достоверное видение исходных условий. Вместе с тем, научных социальных исследований, связанных с учительством, его социальным самочувствием, корпоративным воспроизводством и участием в воспроизводстве общества через социализацию, в последние годы практически не велось.

Список литературы

1. Солодова Г.С. Еще раз о важности образования (социально-философский подход) // Философия образования. – 2016. – № 6 (69). – С. 77–83

2. Солодова Г.С. Образовательная среда как фактор формирования общегражданской идентичности // Философия образования. – 2012. – № 6 (45).

Войти или Создать
* Забыли пароль?