сотрудник
сотрудник с 01.01.2017 по настоящее время
Старая Руза, г. Москва и Московская область, Россия
УДК 37 Образование. Воспитание. Обучение. Организация досуга
В статье рассматривается проблема перехода на более качественный уровень психологической работы в органах внутренних дел, путем сужения и конкретизации имеющихся знаний в отношении психокоррекционных методов, используемых ведомственными психологами. Использование в психологической коррекции метафорического ассоциативного инструментария: метафорические ассоциативные карты, метафорические куклы (куклотерапия), сказкотерапия, пескотерапия, фототерапия, что может существенно повысить заинтересованность личного состава органов внутренних дел в обращении за помощью к психологу.По данным включенного наблюдения, в результате применения метода ассоциативных метафорических карт наблюдается положительная динамика взаимоотношений сотрудников полиции в подразделении последующим показателям: эмпатия, принятие других, групповая сплоченность, эмоциональная привязанность к группе, толерантностные установки.
метафора,психологическая работа, психологическая коррекция, метафорический ассоциативный инструментарий.
Актуальность данной темы связана с наличием в повседневной работе российских полицейских высоких физических и психических перегрузок, негативно влияющих на поведенческие реакции сотрудников и их эмоциональное состояние. При этом разнообразие симптоматики по степени выраженности и тяжести последствий, варьируются от распространенных когнитивных искажений до развития депрессивного расстройства. И перед ведомственными психологами стоит актуальная задача оптимизации работы с сотрудниками с целью повышения их устойчивости к негативным факторам.
В результате нестандартизированного интервью психологов служб и подразделений органов внутренних дел различных регионов России отмечен следующий факт: большинство сотрудников правоохранительной системы не обращаются за специализированной психологической помощью к специалистам [4, 5]. Отмечено, что в процессе психодиагностических мероприятий и сотрудники проявляют больший интерес к проективным методикам по сравнению с письменными тестами. Проективные методики облегчают специалисту работу с сотрудниками, которые испытывают сильное внутреннее сопротивление при взаимодействии с психологом.
В связи с чем сделано предположение о том, что использование в психологической коррекции метафорического ассоциативного инструментария (метафорические ассоциативные карты, метафорические куклы (куклотерапия), сказкотерапия, пескотерапия, фототерапия) может существенно повысить заинтересованность личного состава органов внутренних дел в обращении за помощью к психологу.
Таким образом, возникает потребность в исследовательских мероприятиях, направленных на изучение эффективности данного метода, в сравнении с наиболее часто используемыми в настоящее время, а именно, в психологической коррекционной работе, и составление на этой основе рекомендаций по усовершенствованию психологической работы в органах внутренних дел Российской Федерации.
Наиболее важные вопросы теории и практики психологической коррекции можно найти в научных исследованиях и публикациях Караяни А.Г., Сыромятникова И.В., Леоновой А.Б., Кондрашенок В.Т., Осипова А.А., Алешина Е.Ю. и др.
Методы по использованию предметного инструментария в психологической практике описываются в работах следующих авторов: Ушакова Т.О., Копытин А.И., Халкола У., Кац Г., Мухаматулина Е., Киршке В., Морозовская Е.В. и др.
Отдельные аспекты совершенствования психологической работы в органах внутренних дел изложены в работах следующих ученых: Крук В.М., Караеваев А.Ф., Носс И.Н., Мальцева Т.В., Петров В.Е., Реуцкая И.Е., Федотов А.Ю., Цветков В.Л., Хрусталева Т.А. и др.
Работа с метафорами в психологической практике обозначена у Улыбиной Е.В., Арутюновой Н.Д., Гинзбурга Р.М., ГудковаЛ.Д., КошелюкМ.Е., КрольЛ.М., СапоговойЕ.Е., ШрагинойЛ.И. и др. Работу с ассоциативным материалом в психологической науке описывают Борисова С.Е., Бурлачук Л.Ф., Буравцова Н.В., Левина Л.В. и др.
Опираясь на результаты научныхисследований вышеуказанных ученых, и синтезируя достигнутые научные результаты в различных направлениях психологического знания, можно перейти на более качественный уровень психологической работы в органах внутренних дел, путем сужения и конкретизации имеющихся знаний в отношении психокоррекционных методов, используемых в органах внутренних дел.
Достаточно популярными в работе психолога с клиентами сегодня являются метафорические карты, основанные на ассоциативном методе и механизме метафоры [1, 3]. Данный метод хорошо зарекомендовал себя в работе с группами респондентов разного возраста и разной этнической принадлежности. Начиная с 30-х гг. ХХ века метафора изучается не только философами, филологами, лингвистами, но и методологами науки, культурологами, антропологами, психологами, и другими специалистами. Анализируя рост интереса к метафоре различных наук, связанных с изучением сознания, следует отметить, что метафора с недавнего времени стала восприниматься как средство, способствующее пониманию основ мышления, процессов создания образа мира.
Метафору как объяснительный прием и как механизм создания образов и смыслов изучали Ф. Ницше, М. Блэк, П.Рикер, М. Элиаде, М. Эриксон, Р. Мей, Ж. Беккио и другие мастера философии и психологи [2]. Метафоры активизируют познавательные и мыслительные процессы, активизируют ресурсные механизмы, опосредуют использование имеющегося и приобретение нового опыта, обогащают субъективные картины мира, воздействуют на глубинные структуры психики. По выражению М. Блэка, метафора являет собой пример так называемого «двухуровневого языка», в котором репрезентированы два уровня смысла, один из которых адресован сознанию, а другой – бессознательному [1]. Результаты анализа теоретических исследований метафоры, а также ее практического применения показали, что метафора – это продукт деятельности ассоциативного мышления, главная функция которого – установление связи по сходству, смежности или противоположности.
В последние годы в психологической науке и практике открыты новые свойства метафоры, позволяющие успешно использовать ее в глубинной и социальной психологии, психодиагностике, психокоррекции, психотерапии, гипнотерапии и других видах и формах прикладной психологии. Так И.В. Вачков считает такими свойствами:
1) экстраполяцию скрытых смыслов (метафора – это «волшебный сундучок», в котором каждый находит то сокровище, какое он способен найти);
2) активацию творческих ресурсов воображения;
3) семантическое опосредование (метафоры являются связующим звеном между семантическими пространствами психолога и клиента);
4) актуализацию архетипов;
5) фасилитацию (метафоры снижают воздействие негативных эмоций и действуют гораздо мягче и деликатней, чем многие другие средства психологического воздействия) [2].
Вместе с тем, до недавнего времени попытки обращения к метафоре как области психологического знания были достаточно редки, хотя ее возможности как средства развития творческого потенциала растущего человека, как механизма, участвующего в создании новых значений, способствующего решению познавательных и межличностных проблем, значительно обширнее, представленных в современной системе технологий развития. Основная психологическая функция метафоры – обеспечить процесс понимания, что обусловлено ее способностью одновременно активизировать эмоциональную и интеллектуальную сферы.
При психологической работе с сотрудниками полиции были предложены психокоррекционные тренинги с метафорическими ассоциативными картами. В основе данной проективной методики лежит принцип переноса внутреннего образа человека на внешний объект. У каждого человека в ходе своей собственной жизни, в процессе социализации формируется система взглядов и отношений к различным ситуациям, объектам и людям. Всё, что мы видим вокруг себя, мы воспринимаем субъективно, через призму своего внутреннего опыта и отношения. Выбрав ту или иную карту, участник описывает то, что он на ней видит. И здесь срабатывает основной принцип любой проективной методики: описание внешнего объекта опосредуется внутренним образом и предъявляется психологу как внутреннее состояние. В процессе реализации методики была использована колода карт, разработанная на основе профессиональных ситуаций. В процессе тренинга было важно активизировать личностный рост участников, самопознание, открытие собственной креативности, коммуникацию с другими участниками в атмосфере безопасности и доверия, которую создают карты.
Метафорические карты помогают разобраться в психологических причинах, происходящих с человеком событий и найти решение для сложных ситуаций. Для тренинга была спроектирована колода из тридцати карт, на картинках изображены профессиональные ситуации, семейные традиции, мужские и женские фигуры в форме сотрудника полиции различных служб, а также атрибуты полицейской деятельности.
Включив в психологическую работу методы психологической коррекции с использованием метафорического ассоциативного инструментария подразумевают и задействуют активность корректируемого, способствуют отреагированию проблемного материала, что положительно сказывается на эффективности психологической коррекционной работы. По данным включенного наблюдения, в результате применения метода ассоциативных метафорических карт наблюдается положительная динамика взаимоотношений сотрудников полиции в подразделении последующим показателям: эмпатия, принятие других, групповая сплоченность, эмоциональная привязанность к группе, толерантностные установки.
1. Блэк М. Метафора. Теория метафоры. – М.: Прогресс, 1990. – С. 153-175.
2. Вачков И.В. Методика преподавания психологии: учебное пособие – М.: «Ось-89», 2012. – 208 с.
3. Кац Г., Мухаматулина Е. Метафорические карты: Руководство для психолога – М.: Генезис, 2013. – 160 с.
4. Петров В.Е., Мальцева Т.В. Проблема востребованности психологических услуг у сотрудников органов внутренних дел и населения // Прикладная психология и педагогика. 2017. Т. 2. № 3. С. 37-43.
5. Петров В.Е., Мальцева Т.В. Психологическое консультирование сотрудников органов внутренних дел: монография. Домодедово. 2013. – 168 с.