ЗЕЛЕНАЯ АРХИТЕКТУРА: ЕДИНСТВО КРАСОТЫ ПРИРОДЫ, КОМФОРТА, ЭКОЛОГИЧНОСТИ И АРХИТЕКТУРНЫХ ФОРМ
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
Зеленая архитектура – это направление архитектурной бионики, в котором большое внимание уделяется сочетанию природных объектов и конструкций. В статье приведены примеры различных уникальных сооружений, в которых гармонично соединены растения, архитектурные формы, комфортная среда и экологичность.

Ключевые слова:
архитектура, бионика, строительные конструкции, форма, экологичность, дизайн, природа
Текст
Текст произведения (PDF): Читать Скачать

В современном мире человек стремится жить в комфортной среде, в гармонии с природой. Архитекторы стремятся создавать дома или комплексы сооружений, при проектировании которых используются новые материалы и новые технологии, создавая конструкции со сложной геометрической формой [1-3]. Они часто используют пластины и оболочки с волновой поверхностью. Такие оболочки и пластины обладают большой прочностью [4-6].

Знаменитая архитектор Заха Хадид часто применяла такие архитектурные формы (рис. 1) [7].

 

Рис. 1. Культурный центр имени Г.Алиева в Баку, Азербайджан (архитектор Заха Хадид)

 

Архитектурная бионика прочно вошла в сознание современного человека. Это наука, задачей которой является органичное сочетание архитектуры и природы [8-12]. Природа подсказывает архитекторам гармоничность линий и конструктивное сочетание архитектурных элементов. Много архитекторов работают в этом направлении: Ренцо Пиано, Фрэнк О. Гери, Готфрид Бём. Они грамотно выбирают форму зданий, пропорции компонентов сооружений, которая интересна всем и вписывается в естественную среду, не внося диссонанс.

Готфрид Бём умел органично вписывать в городскую и природную среды свои здания. Он учитывал окружающую среду, исторические здания, сочетая гармонию линий, цвета, красоту природы. Примером архитектурной бионики служит здание Театра имени Ханса Отто в Постдаме, Германия. На рис. 2 показан вид театра со стороны городской среды, а на рис. 3 – со стороны озера.

Рис. 2. Здание Театра имени Ханса Отто в Постдаме (Германия) со стороны городской среды.

 

Рис. 3. Здание Театра имени Ханса Отто в Постдаме (Германия) со стороны озера.

 

Но есть направление, которое на первое место ставит природу и сооружение проектируется, так что комплекс сооружений вписывается в окружающую среду. Они не забывают об экологичности этих зданий и комфорте проживания в них людей. Именно таким направлением и является «зеленная архитектура». В России примером «зеленого» строительства может служить парк «Зарядье» в г.Москве (рис.  4).

 

Рис. 4. Парк в «Зарядье» в г.Москве (Россия).

 

Ренцо Пиано – известный архитектор, у которого много проектов, связанных с архитектурной бионикой и с «зеленой» архитектурой. Его здания придают неповторимый облик города. В Центре Жоржа Помпиду в Париже (Франция) он показал возможности сочетания инновационных конструкций и строения с «вывернутыми наружу» коммуникациями.

Заглубленные и подземные здания тоже относятся к объектам «зеленой» архитектуры, так как главной особенностью таких сооружения является частичное или полное заглубление в грунт и соответствие принципам экологического проектирования.

На рис. 5 показан Центр Пауля Клее в Берне (Швейцария). В этом проекте использованы тенденции развития такого направления как «зеленая» архитектура. Основная часть комплекса расположена под землей, так как в музее располагаются картины художника, чувствительные к свету. Фасады здания органично вписаны в окружающую среду.

 

Рис. 5. Центр Пауля Клее в Берне (Швейцария).

 

К этому направлению относятся и комплекс сооружений в Нумеа, Новая Каледония – Культурный центр Жан-Мари Тжибау (рис. 6). Создан объект архитектурной бионики средствами высокотехнологичной архитектуры с учетом ландшафта окружающей среды.

 

Рис. 6. Культурный центр Жан-Мари Тжибау

 

К сооружениям, которые частично или полностью заглублены, относится научно-музейный комплекс Калифорнийской академии наук. Архитектор Ренцо Пиано в этом проекте применил различные экологические и энергосберегающие технологии, неожиданные решения в конструкции комплекса и в организации внутреннего пространства. Уникальная кровля здания – это «живая зеленая» крыша с круглыми световыми фонарями, на которой высажены растения (рис. 7).

 

Рис. 7. Крыша научно-музейного комплекса Калифорнийской академии наук

 

Если раньше шла речь об отдельных экодомах, то сейчас уделяется внимание проектированию и строительству целых комплексов зданий с применением «зеленых» технологий [13]. С помощью «зеленого» строительства сейчас экономится достаточно много энергии (приблизительно 10-15%). «Зеленые» здания – это рациональное использование потребляемой энергии, земли, природных строительных материалов; забота о комфорте и здоровье людей, проживающих в них; минимизация негативного воздействия на природу. При строительстве таких сооружений используются растительные объекты для гармоничного сочетания природы и строительных конструкций. Создаются живописные жилищные комплексы, в которых сочетаются интересные формы фасадов и внутреннего пространства и растения (рис. 8).

Архитектор Фрэнк О. Гери – один из самых известных, который работал в архитектурной бионике.  Он применял самые разнообразные формы, материалы и пространственную композицию в своих сооружениях, которые сразу становились уникальными.

 


Рис. 8. Фасады зданий «зеленой» архитектуры с использованием растений

Фрэнк О. Гери всегда необычно подходит к применению оболочек в своих проектах. Интересные решения в архитектурных элементах включают волны движения, сдвиги, конструкции как бы «парят над землей» под действием ветра (рис. 9 и 10). 

Рис. 9. Винодельня и гостиница «Макес де Рискаль», Испания

 

Рис. 10. Концертный зал имени Уолта Диснея в Лос-Анджелесе.

Архитектурная  бионика – это очень интересное направление, в котором сочетаются необычные формы и композиции, напоминающие формы природы [14-17].  Среди современных сооружений можно встретить самые причудливые конструкции. Уникальны творения архитектора А. Гауди (рис. 11) [13].

 

Рис. 11. Арочное внутреннее пространство свод галереи А.Гауди.

 

Основные составляющие архитектурной бионики – это поиск оптимальных решений; принцип экономии материалов и поиск новых; принцип максимальной экологичности; принцип экономии энергии; гармоничное сочетание сооружений и природы.

Если композитор создает свое произведения, следуя правилам и стилю, в котором пишет музыку, и получает уникальное творение, так и архитекторы проектируют архитектурные композиции в сочетании с природными объектами, создавая свой неповторимый стиль. Для архитекторов, работающих в архитектурной бионике, направление, связанное с «зеленой» архитектурой, становится особенно важным, так как оно позволяет реализовать свои творческие способности.

«Дом над водопадом» архитектора Фрэнка Ллойд Райта (США, Пенсильвания) является ярким примером «зеленой» архитектуры. В этом сооружении архитектор смог соединить внешнее и внутреннее пространство в гармоничном сочетании человека и природы. При строительстве применялись в основном природные материалы и новейшие технологические решения. Концепция органической архитектуры, создаваемой как естественное продолжение природной среды, оказала влияние на развитие «зеленой» архитектуры и архитектурной бионики в целом.

Конечно, проблемы есть при строительстве сооружений с учетом «зеленой» архитектуры. Это экология, финансы, энергетические и земельные ресурсы и, конечно, мышление людей. Главное поменять отношение к строительству таких сооружений самих проектировщиков, уже учитывая, эти факторы  при проектировании не только отдельных домов, а целых комплексов сооружений.

Архитектурная бионика– это поиск оптимальных решений; принцип экономии материалов; принцип максимальной экологичности; принцип экономии энергии; гармония с природой; комфортная среда для человека.

Следует отметить, что нас окружает: природа, городская среда, люди. Все составляющие нашего мира должны находиться в гармонии между собой. Красота природы, архитектуры благотворно влияет на человека, давая возможность работать, жить, творить.

«Зеленая» архитектура – это не только впечатляющие формы, но и прогрессивные технологии, позволяющие создавать сооружение, отвечающие современным требованиям; это сооружения, позволяющие сочетать потребности человека и яркую природную красоту, не разрушая ее.

Список литературы

1. Villesenor D. Architecture and nature. – New York: Rizzoli, 2015. – 334 p.

2. Лебедев Ю.С. Архитектурная бионика./ Ю.С. Лебедев, В.И. Рабинович, Е.Д. Положай. – М.: Стройиздат, 1990. – 269 c.

3. I.A. Mayatskaya, B.M. Yazyev, S.B. Yazyeva, P.B. Kulinich, Building Constructions : architecture and nature, //MATEC Web of Conferences. – 2017. – №106. SPbWOSCE-2016, 01031

4. Демченко Д.Б. Теория расчета пластин: учеб.пособие. / Д. Б. Демченко, И.А. Маяцкая, Б.М. Демченко: Донской гос. техн. ун-т – Ростов-на-Дону: ДГТУ, 2018. – 461 c.

5. Краснобаев И.А.. Основы расчета на изгиб тонких жестких пластин: учеб.пособие. / И.А. Краснобаев, И.А. Маяцкая: Рост гос. строит. ун-т – Ростов-на-Дону: РГСУ, 2011. – 87 c.

6. Краснобаев И.А.. Теория пластин и оболочек: монография. / И.А. Краснобаев, И.А. Маяцкая, И.И. Смирнов, Б.М. Языев: Рост гос. строит. ун-т – Ростов-на-Дону: РГСУ, 2012. – 114 c.

7. Рябушин А.В. Заха Хадид. Вглядываясь в бездну. – М.: Архитектура – С, 2007. – 336 c.

8. Маяцкая И.А. О возможности совершенствования сетчатых пластин и оболочек с учетом бионических принципов / И.А. Маяцкая, Д. Б. Демченко, П.А/ Шевцов // Региональная архитектура и строительство, 2016.– № 2(27), С.137-145.

9. Маяцкая И.А. О возможности совершенствования строительных конструкций с учетом бионических принципов // Вестник Волгоградского государственного архитектурно-строительного университета. Сер. Строительство и архитектура, 2016.– Вып. 45(64), С.27-36.

10. Mayatskaya I.A., Yazyeva S.B.,Zakieva N.I.,Lapina A.P Modern glass constructions and comfortable urban environment //Materials Science Forum, Vol.931. pp. 754-758

11. Маяцкая И.А. Оптимальность конструкций с точки зрения архитектурной бионики / И.А. Маяцкая, С.Б. Языева , Б.М. Языев // Строительство и техногенная безопасность, 2017. № 9 (61), С. 7-11.

12. Маяцкая И.А. Фрактальность и симметрия в архитектурных элементах сооружений / И.А. Маяцкая, С.Б. Языева , Б.М. Языев //Строительство и техногенная безопасность, 2018. № 12 (64), С. 29-32.

13. Еремин В.Д. Современные тенденции в проектировании экологичных домов / В.Д. Еремин, А.Г. Авдеева // Экспериментальные и теоретические исследования в XXI веке: проблемы и перспективы развития: материалы XIV Всерос. науч.-практ. конф., г. Ростов-на-Дону, 31 мая 2018 г. / Юж. ун-т ИУБиП. – С. 95-97.

14. Гнедич П.П. Мировая архитектура. – М.: Эксмо-Пресс, 2012. –240 c.

15. Хенсберген Г.В. Гауди – тореадор искусства. –М. Эксмо-Пресс,2002. –358 c.

16. Mount C, Deitch J. A new sculpturalism: contemporary architecture from Los Angeles. – New York: Skira Rizzoli Publications, 2013. – 272 p.

17. Material innovation: architecture. – London: Thames & Hudson Ltd, 2014. – 224p.


Войти или Создать
* Забыли пароль?