ЗАВИСИМОСТЬ ФОРМ И ВИДОВ РЕЧЕВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, А ТАКЖЕ СЕМАНТИКИ ЯЗЫКОВЫХ ЕДИНИЦ ОТ ТИПА МЕНТАЛЬНЫХ ЦИВИЛИЗАЦИЙ
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
(язычества, единобожия, «научного самоуправления»), включая религиозное мировосприятие, на функционирование в коммуникативных процессах тех или иных форм и видов речевой деятельности и ситуаций речевого общения, а также на формирование понятийной системы и, соответственно, на семантику лексического материала и грамматических форм, употребляемых социумом (семьей, этносом, нацией) на том или ином этапе его исторического развития. Раскрываются причины того, почему в эпоху «научного самоуправления» несравнимо с предшествующими ментальными цивилизациями развиваются и расширяются сферы употребления так называемых метаязыков различных специальностей. На примере сдвигов лексическо-семантического значения слова «отец» показывается, как изменялось значение этого слова, а также развивалась его многозначность в зависимости от цивилизационной ментальности людей.

Ключевые слова:
цивилизационная ментальность, виды и формы речевой деятельности, семантика лексических и грамматических единиц, сдвиги в лексическом значении слов и фразеологических оборотов, лингводидактика.
Текст

В статье предпринята попытка показать, что цивилизационная ментальность, включая религиозное мировосприятие, имеет решающее значение как для функционирования в коммуникативных процессах тех или иных форм и видов речевой деятельности, а также ситуаций речевого общения, так и для формирования понятийной системы и, соответственно, для семантики лексического материала и грамматических форм, употребляемых социумом (семьей, этносом, нацией) на том или ином этапе своего исторического развития.

Прежде чем перейти к сути рассматриваемой темы, оговорим такие принципиальные для нее термины, как «цивилизация», «ментальность», «нация» и «этнос».

Принято считать, что термин «цивилизация» в научный обиход вошел в конце XVIII в. и стал широко употребляться в связи с развитием общественных наук, начиная с XIX в., как характеристика определенных стадий развития человеческих сообществ. В частности, выделялось три стадии развития: дикость, варварство и цивилизованность. Под последней стадией в XIX в. понимался уровень развития наиболее прогрессивных народов того времени [12; 8; 3 и др.].

Сегодня общеупотребительным значением слова «цивилизация», как известно, является специфика «уровня общественного развития, материальной и духовной культуры, достигнутая данной общественно-экономической формацией» [2]. Известно также, что это слово приобрело многозначность даже в разных научных дисциплинах.

Под ментальностью мы понимаем интеллектуально-духовные качества человека. В свою очередь, духовность — это специфика мировосприятия людей, а также их психологическая (душевная) реакция на явления и события окружающего мира, на их устойчивое поведение в тех или иных ситуациях бытия.

Под словом «нация» понимается совокупность людей, входящих в единое государство. Это понимание слова «нация» дает возможность разграничить его со словом «этнос», которое в наше время чаще служит для идентификации человека с общностью людей в ее исторической ретроспективе, т.е. с так называемыми «историческими корнями» его происхождения. В частности, характеризует человека с позиций происхождения его предков в определенный исторический период их существования.

Список литературы

1. Библия. М.: Международный издательский центр православной литературы, 1995.

2. Большая советская энциклопедия. Т. 10. М.: Советская энциклопедия, 1972.

3. Бродель Ф. Грамматика цивилизаций. М.: Прогресс, 2008.

4. Костомаров В.Г. Существительные на -ист в русском языке. В кн.: Статьи старых лет. М.: Икар, 2010.

5. Оганесян С.С. Истоки правового нигилизма нашего народа // Представительная власть — ХХI век. 2011. № 5–6. С.14–21.

6. Оганесян С.С. К вопросу о периодизации ментальных цивилизаций в истории развития человечества (части 1–3) // Представительная власть — ХХI век. 2013. № 2–5.

7. Окара А.Н. Восточнохристианская цивилизация как субъект мирового развития в ХI веке // Ценности и смыслы. 2010. № 4. С. 27–49.

8. Тойнби А.Дж. Постижение истории. М.: Прогресс, 1999.

9. Тора (Пятикнижие Моисеево) / Ред. русского перев. П. Гиль; под общ. ред. Г. Бранновера. М.: Арт-Бизнес-Центр, 1993.

10. Франкфорт Г., Франкфорт Г.А., Уилсон Дж., Якобсен Т. В преддверии философии. Духовные искания древнего человека. СПб.: Амфора, 2001.

11. Фюстель де Куланж Н.Д. Древний город. Религия законы, институты Греции и Рима. М.: Центрополиграф, 2010.

12. Хантингтон С. Столкновение цивилизаций? // Полис.1994. № 1.

13. Шанский Н.М., Боброва Т.А. Этимологический словарь русского языка. М.: Прозерпина, 1994.

Войти или Создать
* Забыли пароль?