Рассматриваются принципы построения проектной деятельности учащихся общеобразовательного учреждения на примере создания, работы и продвижения проекта «Анализ проблем социального сиротства в районе Старое Крюково города Москвы». Уделяется внимание мотивации выбора темы проекта, созданию творческого коллектива, плану работы над проектом, конкурсному продвижению проекта и преемственности в творческом коллективе, как инновационным составляющим проектной деятельности.
проектная деятельность; инновация; мотивации выбора темы проекта; творческий коллектив; конкурсное продвижение проекта.
В современных условиях организации учебного процесса в общеобразовательных учебных заведениях практически слабо определена методология организации проектной деятельности учащихся.
На практике учитель-предметник, выбрав направление проекта, предлагает тему тому учащемуся, который наиболее по объективным причинам - хорошая успеваемость и субъективным причинам - наличие желания, стремление к знаниям и мнения учителя наиболее готов к выполнению работы на заданную тему. Как правило, итогом такой проектной деятельности является представление проекта на окружном, городском и т.д. конкурсе, конференции или семинаре по соответствующей тематике мероприятия.
Попытаемся систематизировать и определить методологию проектной деятельности, внеся инновационную компоненту в учебный исследовательский процесс, коим и должна быть проектная деятельность, по сути.
В качестве показательного примера возьмем реализованный группой учащихся 10-11классов ГБОУ СОШ № 853 Зеленоградского АО города Москвы проект «Анализ проблем социального сиротства в районе Старое Крюково города Москвы». Проект был реализован совместно со специалистами муниципалитета внутригородского муниципального образования Старое Крюково в городе Москве.
Итак, инновационный подход к системности в работе над любым учебным проектом должен учитывать профессиональную ориентацию и заключаться в максимальном удовлетворении потребностей учащегося, общества и государства, основываясь на базе междисциплинарной методологии:
- учащегося - в самосовершенствовании, адаптации к стремительно изменяющимся технологическим и социально-экономическим условиям жизни общества;
- общества - в формировании социально активных, адаптированных к реалиям жизни, инициативных граждан, членов общества, ориентированных на общечеловеческие ценности, принятые в государстве;
- государства - в подготовке будущего компетентного эффективного специалиста, отвечающего высокому уровню научно-практического, социально-экономического, культурного развития.
В нашем примере, руководителем проекта была составлена схема работы над проектом (см. рисунок) и разработан план проектной деятельности.
1. Информационная подготовка участников проекта. Задача данного этапа состояла в знакомстве учащихся с функционированием органов государственной власти, в частности Государственной Думы Российской Федерации. Состав участников экскурсии 40 человек, из которых в будущем проекте должно было остаться 3-4 человека, проявивших наибольший интерес к научной работе. Далее, в составе уже 15 учащихся была организована встреча со специалистами муниципалитета внутригородского муниципального образования Старое Крюково, которая детализировала будущее направление исследования, определив проблематику - явление социального сиротства в современном обществе.
Рис 1. Схема работы над проектом
1. Алексеева Л.Н. Инновационные технологии как ресурс эксперимента // Учитель. – 2004. – № 3.
2. Ерофеева Н.И. Управление проектами в образовании // Народное образование. – 2002. – № 5.
3. Cамохин В.Ф. Педагогические инновации в системе профессионального образования // Инновации в образовании. – 2006. – № 6.