Россия
Таможенная политика сегодня определяет внешнеэкономическую политику России. Это связано с высокой значимостью таможенных мер государств на современном этапе. В статье рассмотрены подходы к пониманию термина «таможенная политика». Таможенная политика России и ЕАЭС проанализирована с точки зрения торгового оборота стран ЕАЭС друг с другом и с внешними странами в период 2010–2018 гг.
ЕАЭС, Таможенный союз, интеграция, таможенная политика, торговый оборот.
В современном мире процесс интеграции становится стимулом для развития экономики, способом достичь высоких экономических результатов при помощи синергетического эффекта. В каждом регионе мира страны стремятся создать интеграционное объединение, позволяющее:
- Объединять ресурсы для последующих экономии средств на масштабе и снижения рисков взаимной торговли между странами.
- Формировать общий рынок товаров, услуг, капитала, рабочей силы.
- Повышать экономическую привлекательность государств – участников интеграционного объединения.
Одним из таких объединений, которые в последние годы активно развивается и усиливает свои позиции на мировом рынке, выступает Евразийский экономический союз (ЕАЭС, Союз).
ЕАЭС сегодня представляет собой международную организацию региональной экономической интеграции, которая осуществляет свою деятельность по Договору о Евразийском экономическом союзе (от 29 мая 2014 г.) [1]. ЕАЭС проводит скоординированную политику в различных отраслях экономики, способствующую:
- стабильному развитию экономик государств-членов с целью повышения жизненного уровня их граждан;
- единому рынку товаров, услуг, капитала и рабочей силы;
- модернизации, кооперации и повышению конкурентоспособности национальных экономик государств – членов ЕАЭС в условиях глобализации мировой экономики.
Перечисленное характеризует ЕАЭС как организацию, стремящуюся к повышению эффективности экономик и обеспечению экономической безопасности государств-участников посредством синергетического эффекта, который обусловлен отменой торговых барьеров между государствами-участниками и ведением единой политики в отношении внешней торговли с третьими странами [2]. Достижение этого возможно на основе формирования единой взаимовыгодной таможенной политики государств – участников Евразийского экономического союза [3]. Ее формирование предполагает единство взглядов на сущность таможенной политики. Однако это единство в настоящее время отсутствует. Так ряд исследователей под таможенной политикой понимают процесс формирования и обеспечения реализации системы согласованных стратегических подходов к созданию, развитию и функционированию интеграционного объединения [3, 4, 5]. При такой трактовке таможенная политика является составной частью процесса управления формированием, развитием и функционированием интеграционного объединения в сфере регулирования перемещения товаров через его единую таможенную границу. Другие исследователи делают акцент на внешнеэкономической деятельности государства и под таможенной политикой понимают часть его внешнеторговой деятельности, регламентирующую объемы, структуру и условия экспорта и импорта товаров [6]. При таком подходе больше отражены объекты таможенной политики.
Вместе с тем, несмотря на разнообразие конкретных определений, любая трактовка термина «таможенная политика» в той или иной мере отражает ее направленность на протекционизм или фритредерство во внешней торговле [7, 8].
Изначально таможенная политика стала формироваться в тот период, когда страны стали вводить определенные ограничения в торговле с внешним миром. Протекционизм представляет собой таможенную политику государства, направленную на ограждение национальной экономики от иностранной конкуренции, реализуемую посредством финансового поощрения отечественной промышленности путем стимулирования экспорта и ограничения импорта, используя высокие ввозные и низкие вывозные таможенные ограничения [9]. В середине 16 в. возникли первые зачатки протекционизма, а спустя век данная политика стала наиболее популярной политикой, позволяющей увеличить национальное богатство страны. В ситуации, когда большинство стран стали придерживаться политики протекционизма, ведущие страны начинают вводить политику свободной торговли – фритредерство, которая также позволила увеличить богатство стран. Фритредерство представляет собой таможенную политику государства, направленную на недопущение вмешательства государства в частную хозяйственную деятельность. Ключевой характеристикой политики фритредерства является полное отсутствие таможенных ограничений. На сегодняшний день таможенная политика государства решает вопрос о степени необходимости применения политики протекционизма или политики фритредерства по отношению к другим странам [10, 11].
В ситуации, когда страны решают создать интеграционное объединение, таможенная политика ведется не отдельной страной, а всем объединением. В ЕАЭС формирование таможенной политики происходит с учетом мнения всех стран, при этом между собой страны ведут свободную торговлю без каких-либо ограничений.
Для оценки таможенной политики ЕАЭС рассмотрим общие экономические показатели и показатели стран в рамках Союза как при взаимодействии с внешними странами, так и при взаимодействии друг с другом.
Внешняя торговля стран ЕАЭС (изначально ТС) с 2010 по 2017 г. в последние годы имеет положительную динамику (см. рис. 1). На протяжении всего рассматриваемого периода значительный спад наблюдался только в 2014–2016 гг. по показателям экспорта и импорта.
В отношении экспорта в 2014 г. снижение произошло на 5,3% (в сравнении с 2013 г.), в 2015 г. – на 32,7% (в сравнении с 2014 г.) и на 36,4% (в сравнении с 2013 г.). Нижняя точка рецессии была достигнута в 2016 г., когда произошло снижение на 17,5% (в сравнении с 2015 г.) и на 47,5% (в сравнении с 2013 г.). Сравнение с 2013 г. происходит, поскольку он отличается одним из наиболее высоких показателей экспорта в рассматриваемом периоде.
В отношении импорта произошло снижение. В 2014 г. наблюдалось снижение на 9,7% (в сравнении с 2013 г.). В 2015 г. произошло наибольше снижение в рассматриваемом периоде на 35,3% (в сравнении с 2014 г.) и на 40,5% (в сравнении с 2013 г.). В 2016 г. была достигнута нижняя точка рецессии: снижение произошло на 2,2% (в сравнении с 2015 г.) и на 41,8% (в сравнении с 2013 г.).
Падение показателей торговли стран Таможенного союза, а затем ЕАЭС с третьими странами в 2014–2015 гг. связано с валютным кризисом в России. В данном периоде произошло резкое падение цен на энергоресурсы, что привело к резкому ослаблению рубля по отношению к иностранным валютам. Такое значительное падение показателей было связано и с введенными в отношении Российской Федерации санкциями, которые оказали значимое влияние на торговлю со странами Европы. Таможенная политика России и ТС в период 2014–2015 гг. стала реакцией на введенные санкции. В рассматриваемый период был значительно ограничен импорт иностранной продукции, были введены контрсанкции. В сложившейся ситуации именно таможенная политика стала фактором стабилизации экономики России и стран ЕАЭС.
В таких условиях для России стратегически верным ходом стало развитие торговых отношений в рамках союзов, что отражается и на экономических показателях. В 2015 г. начало функционировать интеграционное объединение ЕАЭС, что в течение года позволило снизить падение, а с 2016 г. начался рост экономических показателей. Это связано и с повышением взаимодействия между странами в рамках Таможенного союза и Евразийского экономического союза.
С 2010 по 2014 г. в рамках ТС страны смогли повысить оборот между странами, а затем сохранить его на определенном уровне (см. рис. 2). В рассматриваемом периоде значительный рост наблюдался в период 2010–2012 гг. (43,9%), после в 2012–2014 гг. произошел спад на 13,8% (2014 г. по отношению к 2012 г.).
Показанные на графике экономические показатели свидетельствуют об эффективном взаимодействии стран в рамках Таможенного союза. Это во многом связано с эффективным ведением таможенной политики в рассматриваемом периоде: страны стремились к максимальному налаживанию взаимодействия, снижению издержек в ряде отраслей, а также выстраиванию стратегически верного взаимодействия с третьими странами и иными интеграционными объединениями. В это же время разрабатывались проекты по унификации таможенной политики со странами Таможенного союза, что впоследствии привело к использованию разработанных предложений в рамках Евразийского экономического союза.
В рамках ЕАЭС оборот стал расти (см. рис. 3). Если в первый год наблюдалось незначительное снижение по обороту, то далее начался рост. За 2015–2017 гг. произошло возрастание на 18,7%, при этом наиболее значительные изменения произошли в обороте России и Казахстана. За 2015–2016 гг. произошло падение оборота на 7,0% в РФ, а в Казахстане на 23,2%. В 2017 г. ситуация в странах стала улучшаться. В РФ произошел рост на 28,1% (в сравнении с 2016 г.) и на 19,1% (в сравнении с 2015 г.). В Казахстане оборот вырос на 30,2% (в сравнении с 2016 г.) и практически достиг уровня 2015 г. (ниже менее чем на 0,01%).
Такое возрастание показателей связано с выстроенной таможенной политикой в рамках ЕАЭС. Произошло усиление регулирующей функции таможенного тарифа, что привело к сбалансированности и рациональной защите внутреннего рынка государств – участников ЕАЭС.
Необходимо сказать, что в последние годы РФ взяла на себя основные экономические проблемы, при этом максимально улучшив условия в странах Союза. Рассмотрим оборот стран Таможенного союза в рамках ТС и ЕАЭС (см. рис. 4).
Из показателей видно, что наибольшее снижение в рассматриваемом периоде произошло по показателям Российской Федерации. Улучшая экономические условия для Казахстана и Белоруссии, Российская Федерация значительно ухудшила свои экономические показатели в краткосрочном периоде. Если рассматривать данную ситуацию в долгосрочном периоде, то РФ было принято верное решение. Производство, движение капитала и рабочей силы других государств-членов союзов стало значительно зависеть от Российской Федерации, что привело к росту экономических показателей в последний год.
Рассмотрев ситуацию в первом квартале 2018 г., необходимо сказать, что наблюдается рост объемов взаимной торговли. Оборот по ЕАЭС за январь-апрель 2018 г. возрос на 16,0%, при этом наибольший рост в рассматриваемом периоде зафиксирован в Армении – 47,8%. Единственным государством – членом ЕАЭС, где наблюдается спад, является Кыргызстан, там произошло снижение оборота на 4,6%. Это во многом связано с изменением политического руководства страны, которое начало реорганизацию экономики. В ближайшее время процесс экономической реорганизации завершен, страна выберет политический курс, а торговый оборот с государствами – членами ЕАЭС стабилизируется.
Проведенный анализ подтверждает тот факт, что инструментом обеспечения эффективного экономического взаимодействия государств – членов Евразийского экономического союза является их таможенная политика. Экономические показатели стран отражают направленность таможенной политики на увеличение темпов экономического развития и обеспечение экономической безопасности государств – участников ЕАЭС и других интеграционных объединений. Эффективная таможенная политика на современном этапе служит основой для улучшения экономических показателей государств и интеграционных объединений.
1. Официальный сайт Евразийской экономической комиссии URL: www.eurasiancommission.org (Дата обращения 23.06.2018 г.)
2. Анисимов Е.Г., Сауренко Т.Н. Методологические основы создания экономических объединений государств// Вестник Донского государственного технического университета. –2013. – Т. 13. – № 5-6 (74). – С. 168–174.
3. Сауренко Т.Н. Таможенная политика как инструмент обеспечения эффективного экономического взаимодействия государств-участников Таможенного союза // Известия Санкт-Петербургского государственного университета, с. 74-79.
4. Черныш А.Я., Анисимов Е.Г. Концепция построения теории таможенного дела// Вестник Российской таможенной академии. – 2009. – № 3. – С. 5–11.
5. Анисимов Е.Г., Анисимов В.Г., Сауренко Т.Н., Чварков С.В. Экономическая политика в системе национальной безопасности Российской Федерации// Вестник академии военных наук. – 2017. – № 1 (58). – С. 137–144.
6. Холопов А. Внешнеторговая политика: тарифные и нетарифные методы регулирования международной торговли // Мировая экономика и международные отношения. – М, 1997 г. – №11-12. – С. 72, 78.
7. Анисимов Е.Г., Богоева Е.М., Манчу Я.А., Сауренко Т.Н. Количественная оценка направленности таможенной политики государства // Актуальные проблемы теории, практики и образования в сфере таможенного дела: Сборник материалов VII Международной молодежной научно-практической конференции Федеральная таможенная служба, Российская таможенная академия. – 2015. – С. 167–169.
8. Анисимов Е.Г., Манчу Я.А., Сауренко Т.Н. Методика оценки общей стратегической направленности таможенной политики государства// Академический вестник Ростовского филиала Российской таможенной академии. – 2015. – № 2 (19). – С. 5–8.
9. Липатова Н.Г., Анисимов Е.Г., Черныш А.Я., Карпов А.Н. Понятия и определения в области исследования проблем таможенного дела. - Российская таможенная академия. Москва, 2010. 91 с.
10. Анисимов Е.Г., Анисимов В.Г., Сауренко Т.Н. Таможенная политика в системе национальной безопасности Российской Федерации// Вестник Российской таможенной академии. – 2015. – № 1. – С. 14–19.
11. Анисимов Е.Г., Сауренко Т.Н. Методология формализации взаимодействия и оценки устойчивости таможенных союзов// Вестник Российской таможенной академии. – 2013. – № 3. – С. 091–096.