Москва, г. Москва и Московская область, Россия
Органическая пищевая продукция – сложный объект технического регулирования, объединяющий требования к собственно готовой пищевой продукции и процессам ее производства, неразрывно связанный с жесткими требованиями и принципами органического сельского хозяйства и имеющий специфические особенности подтверждения соответствия. Российская Федерация находится на начальном этапе формирования законодательной базы в части органической продукции и особенностей ее производства, в то время, как многие страны (особенно США и страны ЕС) вплотную занимаются этими вопросами более 20 лет. Развитие органического сельского хозяйства и производства соответствующей продукции в России имеет хорошие перспективы. Опыт стран с высокими темпами наращивания органического производства показал, что ключевыми моментами для успешного формирования сектора органической пищевой продукции является установление правовых основ и развитие государственных инструментов нормирования и контроля органической продукции. В 2018 году законодательно установили, что органическая продукция – это экологически чистые сельскохозяйственная продукция, сырье и продовольствие, производство которых соответствует требованиям Федерального закона от 3 августа 2018 г. № 280-ФЗ «Об органической продукции и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». В обзоре приведен ретроспективный анализ формирования нормативно-правовой базы органической продукции в мире, международное право в части производства и подтверждения соответствия передовых в области органического сельского хозяйства стран, а также современного состояния законодательства некоторых стран постсоветского пространства и Российской Федерации. Вступление в силу № 280-ФЗ станет основой правового самоопределения органической продукции и процессов ее производства. Он будет являться стимулом формирования и развития органического сектора пищевой продукции в России.
Органическая продукция, производство, оборот, правовые формы, законодательство, техническое регулирование
Введение
Нормативнаяизаконодательнаябазапроизводства органической продукции, разработанная в США, Канаде, ряде стран Европы более 30 лет назад, позволила создать современный мировой рынок органической продукции. В настоящее время он занимает от 7 % до 10 % общемирового рынка сельскохозяйственной продукции. Более 700 организацийосуществляютконтрольисертификацию органических продуктов. Большинство стандартов в этой области принято в США, Японии, Китае и Германии. Из 179 стран, производящих органическую продукцию, 87 имеют собственные законы в части производства и оборота органической продукции,
17 находятся в процессе разработки и принятия законодательной и нормативной системы, 20 имеют стандарты без законодательной базы, 55 стран работают по международным стандартам и не имеют специальных законов [1–5].
Результаты и их обсуждение
Ретроспективу формирования нормативной правовойбазыпроизводстваорганическойпродукции следует вести от 1924 года, когда появился первый знак органического сельского хозяйства Demeter, действующий по настоящее время. В 1967 г. были разработаны первые стандарты органического сельского хозяйства Почвенной ассоциации (Soil Association). Объединение разрозненных национальных движений Франции, Великобритании, Швеции, Южной Африки и США в Международную федерацию движения за органическое сельское хозяйство (IFOAM) произошло в 1972 г. Сегодня она насчитывает около 760 организаций и объединений более чем из 100 стран. Первые законы об органическом сельском хозяйстве США были приняты в штатах Орегон (1974 г.) и в Калифорнии (1979 г.) В это же время появляется множество сертифицирующих организаций органической продукции в США и Европе.
В 1980 г. были опубликованы базовые стандарты органических продуктов (IFOAM Basic Standards – IBS) и система сертификации IFOAM. Постановление об органических продуктах США (Organic Food Production Act) вышло в свет в 1990 г. В следующем году Постановлением Совета ЕС № 2092/91 от 24.06.1991 г. утвердили европейскую систему регулирования в сфере органического сельского хозяйства.
Стандарт Codex Alimentarius CAC/GL 32-1999
«Руководство по изготовлению, переработке,
маркировке и реализации органических продуктов питания» был разработан в конце 90-х. Одновременно первые законы в сфере органического сельского хозяйства были приняты в Японии (JAS), в Индии (2001 г.), Китае (2005 г.) и Канаде (2006 г.) [2, 6–8].
Международные и зарубежные правовые системы сочетают различные подходы регулирования производства органической продукции. В мировой практике сейчас действуют три основные международных системы документов: руководящие положения комиссии Codex Alimentarius, базисные стандарты IFOAM (IBS) и Регламенты ЕС [2, 7, 9].
На международно-правовом уровне применяются стандарты Codex Alimentarius (Продовольственный Кодекс), устанавливающие общие направления органического производства. Комиссия Codex Alimentarius – межправительственная организация, учрежденная Продовольственной и сельскохозяйственной Организацией Объединенных Наций (ФАО) и ВОЗ. Комиссия разрабатывает единые международные стандарты на пищевые продукты, а также руководства, нормы и правила, призванные защитить здоровье потребителя и обеспечить соблюдение правил торговли в продовольственной сфере. Кроме того, Комиссия занимается координацией деятельности международных государственных и частных организаций, связанных с разработкой стандартов на все пищевые продукты. CAC/GL 32-1999 разработано для унификации требований, касающихся производства и маркировки органических продуктов питания, а также требований о достоверности предоставляемой информации о продуктах питания, поступающих на международные рынки. Руководство устанавливает правила для выращивания органической продукции в фермерских хозяйствах, ее подготовки, хранения, транспортировки, маркировки и реализации; устанавливает ограничения на допустимое количество препаратов и элементов, разрешенных для удобрения и подготовки почвы, борьбы с вредителями и болезнями растений, а также используемых в качестве технологических пищевых добавок. Запрещается использование терминов, предполагающих, что для продуктов, полученных от производителей, находящихся под надзором у сертификационного органа, применялись способы
органического производства для целей маркировки.
В области производства, переработки, маркировки и реализации органических продуктов питания также распространены правила регулирования отдельных международных отраслевых организаций.
Belyakova Z.Y. Food Processing: Techniques and Technology, 2018, vol. 48, no. 3, pp. 140–151
К их числу относятся базовые стандарты IFOAM, предназначенные в качестве руководства для национальных организаций с целью развития их собственных стандартов. IFOAM создала и поддерживает Систему гарантий органического производства – Participatory Guarantee Systems (PGS),
– призванную унифицировать стандарты, процедуры контроля соответствия и определения рыночной идентичности в сфере производства органической продукции. Система включает семейство стандартов IFOAM, стандарт для органического производства и переработки (IBS), сообщество передовых стандартов IFOAM, всемирный органический знак, а также аккредитацию IFOAM и Глобальные органические системы (GOSA) [2].
На региональном уровне отдельных наднациональных организаций (ЕС) приняты нормативные акты, регулирующие органическое производство – Регламент Совета ЕС 834/2007 от 28.06.2007 г. «Об экологическом производстве и маркировке экологической продукции и о прекращении действия Регламента ЕЭС 2092/91» и Регламент Комиссии (ЕС) № 889/2008 от 05.09.2008 г. с положениями о порядке исполнения Регламента Совета (ЕС) № 834/2007 об экологическом производствеимаркировкеэкологическойпродукции в отношении экологического производства, маркировки и контроля продукции [2, 10].
Регламент Совета ЕС 834/2007 является основой устойчивого развития экологического производства. Он гарантирует бесперебойное функционирование внутреннего рынка, обеспечивая честную конкуренцию, что оправдывает доверие потребителей и защищает их интересы. В нём определяются общие цели и основные направления, затрагивающие все стадии производства, обработки и сбыта экологической продукции, а также их контроль; использование данных при нанесении маркировки и в рекламе, указывающих на экологическое производство. Регламент № 889/2008 содержит специфические предписания по экологическому производству, маркировке и контролю в отношении продукции согласно части 2 ст. 1 Регламента (ЕС)
№ 834/2007.
30 мая 2018 г. был принят новый Регламент ЕС № 2018/848 на производство и маркировку органической продукции. Он вступит в силу 01 января 2021 г. и заменит действующий Регламент. Новый документ предусматривает ужесточение контроля цепочки поставок и правил импорта продукции; усиление мер по предотвращению случайного загрязнения продукции пестицидами; расширение списка продукции, которая может быть сертифицирована как органическая; запрещение применения гидропонного способа производства; недопущение использования при производстве продукции искусственных наноматериалов; возможности применения групповой сертификации для малых предприятий.
Новый регламент предусматривает две схемы импорта продукции в ЕС: торговое соглашение
с третьими странами об эквивалентности систем органического производства и сертификация продукции авторизованных органах, список которых еще не сформирован. При этом в ЕС органическое сельское хозяйство характеризуется как долговременное решение проблемы сохранения природных ресурсов, развития сельских территорий и содействия здравоохранению. В отдельных государствах также применяются национальные нормативные акты [2, 10, 11].
Национальные ассоциации и союзы производителей различных стран (Германия, Швейцария, Франция) практикуют применение собственныхстандартоворганическогопроизводства. В США основным стандартом является принятый в 1990 году «Акт об органическом производстве продуктов питания» [10].
На базе основных международных систем стандартов в разных странах создаются государственные нормы и правила органического производства продуктов питания, что позволяет учитывать физико-географические, социальные и экономические особенности различных государств.
Три системы достаточно схожи, но и имеют ряд различий. Прежде всего, следует отметить разницу в назначении этих систем. EU – система стандартов по производству органической продукции, цель которой стандартизировать рынок ЕС, имеет статус закона; Codex Alimentarius включает общие указания для государств мира, желающих разработать национальные стандарты и систему регулирования; IBS состоит из списка стандартов для разработки более детальных стандартов и требований, которые должны выполняться аккредитованными в IFOAM сертифицирующими компаниями. Таким образом, нормы Codex и IBS носят более общий характер. Они предлагают общие принципы и критерии, которым необходимо следовать, в то время как EU дает более детальные нормы необходимые для стран ЕС [10].
Присутствуют некоторые расхождения и в том, какие продукты именовать «органическими». Так, в США выделяется четыре категории продуктов по «органичности». К первой категории –
«100 % Organic» – относятся продукты на 100 % состоящие из органических ингредиентов. На их упаковке соответственно написано, что они 100 % органические и стоит знак органического сельского хозяйства США. Вторая группа – «Organic» – включает товары, в которых (95–99) % от веса (без учета воды и соли) органических ингредиентов. На их упаковке написано «органический» и стоит знак органического сельского хозяйства США. Если органических ингредиентов от 70 % до 90 %, то на упаковке разрешено писать «произведено при использовании органических ингредиентов» («Made with Organic»), но знак органического сельского хозяйства США на упаковке ставить запрещено. К четвертойгруппеотносятсяпродукты, гдесодержится менее 70 % органических компонентов. В США на продуктах четвертой группы запрещено писать слово
«органический», однако, если данный продукт все же
Белякова З. Ю. Техника и технология пищевых производств. 2018. Т. 48. № 3 С. 140–151
содержит органические составляющие, то они могут быть перечислены на задней стороне упаковки [12].
В Европе выделяют три категории «органичности» товаров: если в продукте более 95 % органических ингредиентов, он называется органическим; при наличии 70–94 % органических составляющих, слово «органический» может использоваться только в списке ингредиентов; менее 70 % органических ингредиентов – слово «органический» использовать на упаковке нельзя [12, 13].
В настоящее время органическое сельское хозяйство охватило практически все страны. Все больше и больше государств создают собственные законы и сертифицирующие системы, т.к. ключевым для развития производства продукции органического происхождения почти всегда является национальный рынок [14].
Сертификация продукции в странах ЕС проводится на национальном уровне. Органы по сертификации могут быть аккредитованными частными, государственными и государственно- частными. Сертификационные производители органической продукции проверяются органом по сертификации, как минимум раз в год. Проверки включают обследование производства, проверку документации, забор готовой или собранной продукции, листвы или почвы для выявления фактов применения запрещенных веществ. В 2010 г. в ЕС был введен единый знак маркировки сертифицированной продукции, так называемый «Евролист» (Euro-leaf), нанесение которого обязательно на расфасованную продукцию, произведенную в какой-либо стране ЕС, а также для сертифицированной продукции. Знак может сопровождаться другими национальными или частными логотипами.
Национальная органическая программа (National Organic Program, NOP) США является федеральной законодательной базой, определяющей стандарты производства органической продукции и обращения с ней, а также процедуры контроля проведения обязательной сертификации. Согласно NOP все производители органической продукции и перерабатывающие предприятия с годовым объемом продаж более 5 тыс. долларов США должны быть сертифицированы государственным, иностранным или частным органом, аккредитованным Департаментом сельского хозяйства США (USDA). Заявитель на сертификацию должен предоставить на рассмотрение органу по сертификации подробное описание своей сельскохозяйственной практики и план производства после одобрения пройти инспекционную проверку предприятия. В отличие от системы ЕС сертификация в США больше ориентированы на продукцию, а не на производство в целом. Официальным знаком USDA Organic могут быть промаркированы две категории продукции:
«100 % Organic» и «Organic» [15]. Производитель сам определяет процентный состав органического сырья по специальной методике. Информацию проверяет орган по сертификации. Для третьей категории продукции – «Made with Organic» – сертификация не производится.
В Японии органическая продукция должна быть промаркирована знаком JAS (Japanese Agricultural Standard) на основе оценки качества, самостоятельно проводимой производителей, изготовителей, продавцом, сертифицированным третьей стороной. Организации, проводящие сертификацию, должны быть аккредитованы Министерством по сельскому, лесному и рыбному хозяйству Японии. Согласно стандартам JAS, фермеры и перерабатывающие предприятия, подавшие заявление на сертификацию, должны выделить в своем штате независимых друг от друга сотрудников: управляющего производственными процессами и специалиста по контролю соответствия продукции. В обязанности первого входит составление плана органического производства, контроль процессов, ведение записей и документации по каждой производственной партии. Специалист по контролю соответствия продукции исполняет роль внутреннего аудитора, проверяет записи по каждой производственной партии и маркирует продукцию официальным знаком JAS. Только на маленьких фермах допускается совмещение этих должностей одним человеком с разрешения органа по сертификации. Оба сотрудника должны пройти обязательный учебный курс при органе по сертификации. Предприниматели, выполняющие фасовку органических продуктов, также должны быть сертифицированы, если на контейнеры и упаковку, подготовленные к продаже, будет наноситься надпись «органический продукт [10, 12, 16].
Органическое сельское хозяйство в странах постсоветского пространства относительно других регионов мира находится на ранней стадии формирования. На 40 пленарном заседании Межпарламентской Ассамблеи государств- участников Содружества Независимых Государств (СНГ) Постановлением от 18.04.2014 г. № 40-8 принят Модельный закон «Об экологическом агропроизводстве». Этот закон устанавливает правовые основы устойчивого развития национальной системы экологического агропроизводства и регулирует отношения, возникающие при применении и исполнении обязательных требований к производству, сертификации, маркировке, хранению, транспортировке, реализации и обороту продукции экологического агропроизводства в государствах- участниках СНГ. К такой продукции отнесены продукты, материалы и изделия растительного, животного или микробного происхождения в натуральном или переработанном виде. Под экологическим агропроизводством понимаются все стадии производства, переработки, хранения, транспортировки, реализации и доведения до конечного потребителя экологической продукции, основанные на неукоснительном соблюдении определенных требований, которые закреплены в техническом регламенте и специализированных стандартах ведения такого производства.
Собственное законодательство в части органического производства пищевой продукции
Belyakova Z.Y. Food Processing: Techniques and Technology, 2018, vol. 48, no. 3, pp. 140–151
постсоветских стран действует в Азербайджане, Армении, Грузии, Молдавии, Таджикистане и Украине; в Казахстане, России, Белоруссии и Киргизии – на стадии разработки подзаконных актов и внедрения [10, 17].
Закон Республики Молдова от 09.06.2005 г.
№ 115-XVI «Об экологическом сельскохозяйственном производстве» (в ред. Закона № 26 от 24.02.2011 г.) регулирует социальные отношения, связанные с производством экологической сельскохозяйственной продукции без применения химико-синтетических веществ, а также реализацию экологических продуктов растительного и животного происхождения. С 2006 г. также были приняты закон по маркетингу органической продукции и ряд подзаконных актов. Высокий уровень государственной поддержки обеспечивает компенсацию маркетинговых издержек в размере 20 % от стоимости продажи на внутреннем рынке. С 2006 по 2009 гг. количество органически ориентированных ферм Молдавии увеличилось в три раза, что позволило обеспечить экспорт органической продукции на 11 % от общего объема экспортируемой сельскохозяйственной продукции. В 2012 г. Минсельхоз Молдавии утвердил Национальную стратегию развития экологического земледелия в стране, в которой намечено довести долю экологически чистой сельскохозяйственной продукции до 15 % к 2020 г. [10].
Органическое сельское хозяйство в Украине начали развивать более 10 лет назад. В 2007 году была принята «Государственная программа развития сельскогохозяйства Украинынапериоддо 2015 года», согласно которой 10 % всей сельскохозяйственной продукции к 2015 г. должно было стать органическим. Однако необходимые для реализации этой программы меры не были своевременно приняты. Закон Украины от 03.09.2013 г. № 425-VII «О производстве и обращении органической сельскохозяйственной продукции и сырья» определяет правовые и экономические основы производства и оборота органической сельскохозяйственной продукции и сырья. Он направлен на обеспечение надлежащего функционирования рынка органической продукции и сырья, а также на обеспечение уверенности потребителей в продуктах и сырье, маркированных как органические.
Основной объем органической продукции Украины был направлен на экспорт. В 2015 году ЕС были ужесточены требования для органической продукции, ввозимой из стран бывшего Советского Союза, а также введены более жесткие правила сертификации для третьих стран [10, 18]. С целью совершенствование основ правового регулирования производства и обращения органической продукции, а также гармонизации законодательства Украины к законодательству ЕС, 10 июля 2018 г. был принят Закон № 5448-д «Об основных принципах и требованиях к органическому производству, обороту и маркировке органической продукции», вступающий в силу 2 августа 2019 г. Закон определяет основные принципы и требования к органическому
производству,обращениюимаркировкеорганической продукции, основы правового регулирования органического производства, обращения органи- ческой продукции и функционирования рынка органической продукции, правовые основы деятельности центральных органов исполнительной власти, субъектов рынка органической продукции и направления государственной политики в указанной сфере. Законодательно установлена маркировка государственным логотипом для органической продукции. Использование при маркировке продукции, производство которой не соответствует правилам органического производства, любых обозначений и надписей «органический»,
«биодинамический», «биологический», «экологи- ческий», «органик», и любых однокоренных и/или производных слов от этих слов с приставками
«био-», «эко-» и т.д. на любых языках, является обманом покупателя или заказчика. Реализация положений закона будет способствовать повышению конкурентоспособности украинской органической продукции и расширению внешних рынков ее сбыта. Закон будет гарантировать потребителям уверенность в продуктах, маркированных как органические, окажет положительное влияние на защиту операторов органического рынка от недобросовестной конкуренции, а также обеспечит прозрачные условия ведения хозяйственной деятельности в сфере производства и обращения органических продуктов.
Одной из задач «Стратегии Казахстан-2050» выступает создание национальных конкурентоспо- собных брендов экологически чистой продукции. Для этого Министерство сельского хозяйства Республики Казахстан привлекает экспертов проекта технической помощи Продовольственной и сельскохозяйственной организации ООН «Поддержка развития органического сельского хозяйства и наращивание институционального потенциала в Казахстане» (Проект ФАО). Помощь заключается в получении международной аккредитации национальных органических стандартов, обучении инспекторов, развитии национальной системы прослеживаемости органической продукции. В Казахстане действует Закон от 27.11.2015 г. № 423-V «О производстве органической продукции», определяющий правовые, экономические, социальные и организационные основы производства органической продукции, направленные на обеспечение рационального использования почв, содействие в формировании здорового питания и охрану окружающей среды. В настоящее время идет работа над проектированием системы стандартов, устанавливающих требования к органической продукции, процессам ее производства, органам по сертификации, а также разрабатывается национальный знак органических продуктов – Organic Qazaq. [10].
В конце 2017 г. Советом Министров Республики Беларусь был внесен в Палату представителей Национального собрания РБ законопроект об органической продукции. 9 ноября 2018 г. президент
Белякова З. Ю. Техника и технология пищевых производств. 2018. Т. 48. № 3 С. 140–151
Лукашенко подписал Закон № 144-З «О производстве и обращении органической продукции». Основные положения закона вступят в силу через год после его официального опубликования.
Опыт стран с высокими темпами наращивания органического производства показал, что регулирование потребительского рынка, установление правовых основ и развитие государственных инструментов нормирования и контроля органической продукции является одной из важнейших задач государственных структур. Не менее важную роль играет государственная поддержка в области подготовки кадров, научно- методического и информационного обеспечения сельскохозяйственныхииныхтоваропроизводителей, осуществляющих или планирующих организовать органическое производство. Реализация этих мер возможна только при наличии законодательной базы федерального уровня, устанавливающей правовое регулирование отношений в области производства органической продукции [10, 19–23].
Действующая система технического законодательства России является итогом реформы технического регулирования и опирается на положения Конституции РФ. Любые ограничения прав граждан на экономическую деятельность, в том числе технические ограничения могут осуществляться только на законодательном уровне.
Национальное законодательство России в части объектов пищевой промышленности включает комплекс Федеральных законов и Кодексов. Федеральный закон от 27.12.2002 г. «О техническом регулировании» № 184-ФЗ регулирует отношения, возникающие при разработке, принятии, применении и исполнении обязательных и добровольных требований к продукции и оценке ее соответствия, а также определяет права и обязанности участников регулируемых отношений. Федеральный закон от 02.01.2000 г. «О качестве и безопасности пищевых продуктов» № 29-ФЗ регулирует отношения в области обеспечения качества пищевых продуктов и их безопасности для здоровья человека. В части защиты прав потребителей действует Закон РФ от 07.02.1992 г. «О защите прав потребителей» № 2300-I, который регулирует отношения, возникающие между потребителями и изготовителями, исполнителями, импортерами, продавцами при продаже товаров, выполнении работ или оказании услуг. Устанавливает права потребителей на приобретение товаров надлежащего качества и безопасных для жизни, здоровья, имущества потребителей и окружающей среды, а также получение информации о товарах и об их изготовителях. Участвует в просвещении, оказывает государственную и общественную защиту интересов потребителей и определяет механизм реализации этих прав [7, 14].
Сложность органической продукции, как объекта стандартизации, заключается в том, что готовую органическую продукцию необходимо рассматривать в комплексе с органическим сырьем и особенностями его выращивания и процессами
органического производства. Поэтому при анализе законодательной базы стоит уделить внимание регулирующим документам в области сельского хозяйства и экологии.
Законодательство РФ в сельском хозяйстве опирается на Федеральный закон от 29.12.2006 г.
«О развитии сельского хозяйства» № 264-ФЗ [24] и Земельный Кодекс РФ. Федеральный закон устанавливает правовые основы реализации государственнойсоциально-экономическойполитикив сфере развития сельского хозяйства как экономической деятельности по производству сельскохозяйственной продукции, оказанию услуг в целях обеспечения населения российскими продовольственными товарами, промышленности – сельскохозяйственным сырьем, содействию устойчивому развитию территорий сельских поселений и соответствующих межселенных территорий. Земельный Кодекс РФ от 25.10.2001 г. № 136-ФЗ включает основные принципы земельного законодательства и регулирует отношения по использованию и охране земель в России, как основы жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории (земельные отношения) и др. [7, 24–26].
Экологическое законодательство заключается в обеспечении рационального и безопасного природопользования, исключающего истощение природных ресурсов и необратимое ухудшение качества окружающей среды, необходимого для обеспечения и сохранения природоресурсного потенциала в интересах будущих поколений. Наиболее важные положения по вопросам использования и охраны окружающей природной среды предусмотрены в нормах Конституции РФ: организационно-правовые основы осуществления экологической функции государства; компетенция России и ее субъектов в сфере природопользования и охраны окружающей природной среды (ст. 42, 71, 72, 114), а также полномочия высших государственных органов по проведению экологической политики.
Экологическое законодательство включает (в том числе) Федеральный закон от 10.01.2002 г. «Об охране окружающей природной среды» № 7-ФЗ, который определяет основные направления, принципы и задачи экологической политики государства, правового регулирования экологических отношений, закрепляет механизм осуществления рационального природопользования и охраны окружающей природной среды. А также Федеральный закон от 30.03.1999 г. «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» № 52-ФЗ, направленный на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения, как одного из основных условий реализации конституционных прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду. Стоит отметить, что объектом регулирования в экологическом законодательстве является природа и окружающая среда, поэтому к органическим продуктам, как объектам техни- ческого регулирования, оно имеет опосредованное отношение [2, 27].
Belyakova Z.Y. Food Processing: Techniques and Technology, 2018, vol. 48, no. 3, pp. 140–151
В Российской Федерации непосредствен- ные требования к производству органической продукции установлены в документах различного иерархического уровня. В 2012 году рабочей группой Министерства сельского хозяйства РФ (Минсельхоз) впервые была сделана попытка вывести производство и обращение органической продукции на законодательный уровень и установить их правовые основы. Первая редакция законопроекта
«Опроизводствеорганическойсельскохозяйственной продукции и внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации» от 16 ноября 2012 г. была разработана с целью регулирования отношений, возникающих между сельскохозяйственными товаропроизводителями, иными гражданами, юри- дическими лицами и органами государственной власти в сфере производства органической сельскохозяйственной продукции. Данный зако- нопроект пересматривался пять раз и после существенных корректировок 25 июля 2018 г. был единогласно принят Государственной Думой РФ в третьем чтении. 3 августа 2018 г. Президент России В.В. Путин подписал Федеральный закон
№ 280-ФЗ «Об органической продукции и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Закон).
Предметом регулирования Закона выступают отношения, связанные с производством, хране- нием, транспортировкой, маркировкой и реализа- цией органической продукции, изложенные в тринадцати статьях. Основными понятиями, используемыми в Законе, являются «органическая продукция», «органическое сельское хозяйство» и «производители органической продукции». Органическая продукция определена как эколо- гически чистая сельскохозяйственная продукция, сырье и продовольствие, производство которых соответствует требованиям, установленным Законом.
В статье 4 (п. 1) изложены основные требования к производству органической продукции, среди которых: обособление производства органической продукции от иной; запрет на применение агрохимикатов, пестицидов, антибиотиков, стимуляторов роста и откорма животных, гормональных препаратов (кроме разрешенных), а также гидропонного метода выращивания растений, ионизирующего излучения, трансплантации эмбрионов, клонирования и ГМО и пр. Второй пункт данной статьи гласит, что правила производства органической продукции устанавливаются в соответствующих национальных, межгосударственных и международных стандартах, действующих на территории РФ, с учетом вышеизложенных основных требований. Таким образом, Закон делает систему стандартов в области продукции органического производства обязательной для применения. Можно оперативно менять нормативную базу без корректировки текста Закона при введении новых правил органического производства или изменении принятых международных документов.
Соответствие производства органической продукции установленным требованиям стандартов (статья 5 Закона) осуществляется в форме добровольной сертификации с учетом законодательства РФ о техническом регулировании. Подтверждение соответствия проводят органы по сертификации, аккредитованные в области производства органической продукции, с выдачей соответствующего сертификата. В настоящее время только один орган по сертификации в России прошел процедуру аккредитации (аттестат аккредитации RA.RU.10НВ01). Ключевым моментом является то, что добровольная сертификация производства органической продукции не заменяет обязательной процедуры подтверждения соответствия продукта. Те организации, которые прошли процедуру добровольной сертификации производства органической продукции, должны быть включены в единый государственный реестр производителей органической продукции (далее – Реестр). Реестр создается в целях безвозмездного информирования потребителей о производителях и о перечне производимой ими органической продукции. Ведение Реестра осуществляется в электронной форме с использованием информационных систем Минсельхоза [12, 20].
Сведения, содержащиеся в Реестре, являются общедоступными и размещаются в форме открытых данных на сайте Минсельхоза в сети Интернет. Информация о наличии или отсутствии сведений о производителях органической продукции в Реестре предоставляетсябесплатнолюбымзаинтересованным лицам. Целью создания и ведения Реестра является идентификация продукции, информирование потребителя и минимизация введения его в заблуждение относительно происхождения продукта, сокращение фальсификации и гринвошинга. Под этим новым термином, активно обсуждаемым и используемым сейчас, подразумевается вид фальсификации, при котором маркировка упаковки посредством изображений, знаков и текста ложно указывает на то, что он является органическим или экологически чистым [7, 29].
Для защиты потребителя от недобросовестных производителей Закон возлагает на Минсельхоз разработку второго инструмента борьбы с фальсификацией – единого образца маркировки, которая является отличительным признаком органического продукта. Маркировка должна представлять собой комбинацию надписей и графического изображения (знака) органической продукции и наноситься на упаковку продукта или крепиться к ней после успешного прохождения процедуры подтверждения соответствия производства органической продукции. Знак должен не только визуально указывать на происхождение продукта, но иметь возможность нанесения и считывания сведений Реестра при помощи специальных технических средств.
Маркировка продукта может содержать слово
«органический» или его производные в сочетании
Белякова З. Ю. Техника и технология пищевых производств. 2018. Т. 48. № 3 С. 140–151
с наименованием этого продукта или отдельно. Закон не допускает применения специальной маркировки и знака органической продукции для продуктов, произведенных в переходный период от традиционного к органическому типу ведения сельского хозяйства и производства готовой продукции. Правила осуществления перехода даны ссылочно на требования действующих документов по стандартизации.
Активное развитие сектора органической пищевой продукции в России возможно при оказании государственной поддержки сельхозтоваропроизводителям, готовым осуществить сложный переход к органическому типу хозяйствования и сертификацию производства. Опыт мировых лидеров органического рынка продукции позволяет утверждать, что применение государственных рычагов экономического и иного характера крайне необходимо для становления устойчивого органического производства. Государственная поддержка производителей органической продукции обеспечивается в порядке и формах, предусмотренных № 264-ФЗ [4, 10, 17, 30].
Заключительная статья Закона устанавливает вступление его в силу с 1 января 2020 года. Разработка подзаконных актов, а также контроль и надзор за исполнением Закона возложена на Минсельхоз.
Установление правовых основ и системы инструментов идентификации органической продукции, подтверждения ее соответствия и противодействияфальсификацииназаконодательном уровне будет способствовать становлению и самоопределению сектора органической пищевой продукции в России как объекта регулирования.
Определяющую роль в реализации требований федеральных законов и технических регламентов отводится стандартам, обеспечивающим единую научно-методическую основу технического регулирования. Стандартизация является неотъемлемой частью технического регулирования и подразумевает деятельность, направленную на достижение упорядоченности в отношении ее объектов: разработке (ведению), утверждению, изменению (актуализации), отмене, опубликованию и применению документов по стандартизации. Отношения в сфере стандартизации регулирует
№ 162-ФЗ «О стандартизации в РФ». Своевременная и качественная разработка межгосударственных (ГОСТ) и национальных (ГОСТ Р) стандартов является сегодня одной из самых масштабных задач в области технического регулирования в пищевой промышленности.
Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии № 769 от 05.03.2009 г. был создан Технический комитет по стандартизации (ТК) 040 «Продукция органического производства» на базе Национального фонда защиты потребителей (НО «НФЗП»). Среди стандартов, закрепленных за ТК 040, три национальных стандарта по органической продукции, разработанных коллективом специалистов НО «НФЗП» и Комитета Государственной думы по аграрным вопросам.
Терминологическим базисом объектов национальной системы технического регулирования является национальный стандарт ГОСТ Р 56104– 2014 «Продукты пищевые органические. Термины и определения» [31]. Стандарт устанавливает термины и определения в области производства, состава и свойств пищевых органических продуктов и продуктов их переработки, произведенных из органического сельского хозяйства, лесного хозяйства, водных экосистем или пчелохозяйств, отвечающих требованиям органического производства. Стандартизованные термины полноценно отражают систему понятий данной области знания, а также определяют специфическую зону объектов технического регулирования, объединенных общностью назначения. Стандарт содержит 18 терминологических статей. Термины, установленные в стандарте, до принятия соответствующего Технического регламента, предназначены для применения во всех видах документации и литературы по пищевым органическим продуктам, входящих в сферу работ по стандартизации и/или использующих результаты этих работ.
ГОСТ Р 56508-2015 «Продукция органического производства. Правила производства, хранения, транспортирования» [32] распространяется на продукцию органического производства раститель- ного, животного, микробного происхождения, а также аквакультуры в натуральном, обработанном или переработанном виде, употребляемую человеком в пищу, используемую в качестве корма для животных, посадочного и посевного материала, и устанавливает требования к ее производству (изготовлению), хранению, транспортированию. Стандарт включает 10 основных разделов, среди которых переход к органическому производству, правила ведения органического животноводства, правила производства органических пищевых продуктов и кормов, правила сбора, упаковки, транспортирования и хранения продукции органического производства, а также правила ее маркировки. Приказом Росстандарта от 05.10.2018 г.
№ 721-ст «Об отмене национального стандарта» ГОСТ Р 56508 отменен с 01 ноября 2018 г. в связи введением в действие ГОСТ 33980-2016 в качестве национального.
ГОСТ Р 57022-2016 «Продукция органического производства. Порядок проведения добровольной сертификации» [33] устанавливает порядок добровольной сертификации органического производства и предназначен для широкого круга потенциальных пользователей, включающих в себя производителей органической продукции и экспертов по сертификации. Стандарт включает требования по организации взаимодействия органов для сертификации органического производства и заявителей, а также для проведения процедуры проверки и оценки органического производства.
С 1 января 2018 г. на территории России, а также Армении, Грузии, Киргизии, Таджикистана и Узбекистана вступил в силу межгосударственный
Belyakova Z.Y. Food Processing: Techniques and Technology, 2018, vol. 48, no. 3, pp. 140–151
стандарт ГОСТ 33980-2016 «Продукция органи- ческого производства. Правила производства, переработки, маркировкииреализации»[34]. Стандарт распространяется на продукцию органического производства растительного, животного, микробного происхождения, а также аквакультуры в натуральном, обработанном или переработанном виде, употребляемую человеком в пищу, используемую в качестве корма для животных, посадочного и посевного материала, и устанавливает требования к ее производству (изготовлению), хранению, транспортированию и реализации. Стандарт разработан в соответствии с рекомендациями Кодекса Алиментариус CAC/GL 32–1999 «Руководство по изготовлению, переработке, маркировке и реализации органических продуктов питания» и базовыми стандартами IFOAM для обеспечения согласованного подхода к требованиям, определяющим производство органической продукции, ее маркировку и связанную с этим информацию о продукте, с целью защиты потребителей от обмана, введения в заблуждение и приобретения фальсифицированного продукта; защиты добросовестных изготовителей органических продуктов; согласования положений о производстве, сертификации, идентификации и маркировке органической продукции; поддержки развития органических продовольственных программ по производству и обороту органической продукции с целью сохранения окружающей среды.
Выводы
Установление правовых основ и системы инструментов идентификации органической
продукции, подтверждение ее соответствия и противодействиефальсификацииназаконодательном уровне будут способствовать становлению и самоопределению сектора органической пищевой продукции в России как объекта регулирования. Возможность обобщения накопленных знаний и опыта других стран позволит исключить возможные ошибки и выбрать наиболее эффективные решения при проведении соответствующих работ. Ключевым фактором является реализация системы мер по стимулированию сельскохозяйственных товаропроизводителей, развитие государственных инструментов нормирования органической продукции, поддержка потребительской сельско- хозяйственной кооперации, малого и среднего предпринимательства, предоставляющих услуги сельхозтоваропроизводителям.
Конфликт интересов
Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.
Благодарности
Автор выражает благодарность сотрудникам ВНИМИ в лице д.т.н. Макеевой И. А., к.т.н. Пряничниковой Н. С., к.т.н. Стратоновой Н. В., Смирновой Ж. И. и д.т.н. Федотовой О. Б., которые помогали при работе над статьей.
Финансирование
Материалы подготовлены как часть работы автора во ФГАНУ «ВНИМИ».
1. The Role of Organic Products in Implementing the State Policy of Healthy Nutrition in the Russian Federation /Z. Yu. Belyakova, I. A. Makeeva, N. V. Stratonova [et al.] // Foods and Raw Materials. – 2018. – Vol. 6, № 1. – P. 4–13. DOI: https://doi.org/10.21603/2308-4057-2018-1-4-13.
2. Климова, М. Л. Органическое сельское хозяйство. Международный опыт правового регулирования / М. Л. Климова// Молочная промышленность. – 2018. – № 5. – С. 46–47.
3. Willer, H. The World of Organic Agriculture. Statistics and Emerging trend 2017 / H. Willer, J. Lernoud. – Switzerland: Research Institute of Organic Agriculture, 2017. – 340 p.
4. Белякова, З. Ю. Формирование органического сектора пищевой продукции в России. Часть 1. Перспективы развития/ З. Ю. Белякова // Молочная промышленность. – 2018. – № 10. – С. 30–32.
5. Савинкина, В. А. Системы сертификации органической продукции: международный обзор / В. А. Савинкина //Контроль качества продукции. – 2018. – № 10. – С. 24–27.
6. O’Mahony, B. The organic industry in Australia: Current and future trends / B. O’Mahony, A. Lobo // Land Use Policy. – 2017. – Vol. 66, № 1. – P. 331–339. DOI: https://doi.org/10.1016/j.landusepol.2017.04.050.
7. Белякова, З. Ю. Формирование органического сектора пищевой продукции в России. Часть 2. Правовые основы /З. Ю. Белякова // Молочная промышленность. – 2018. – № 11. – С. 33–34.
8. Rodale, M. Organic Manifesto: How Organic Food Can Heal Our Planet, Feed the World, and Keep Us Safe. – New York: Rodale Books, 2010. – 240 p.
9. Rana, J. Consumer behavior and purchase intention for organic food: A review a research agenda / J. Rana, J. Paul // Journal of Retailing and Consumer Services. – 2017. – Vol. 38. – P. 157–165. DOI: https://doi.org/10.1016/j.jretconser.2017.06.004.
10. Климова, М. Л. Органическое сельское хозяйство. Международный опыт правового регулирования / М. Л. Климова// Молочная промышленность. – 2018. – № 10. – С. 34–38.
11. Новый регламент ЕС на производство органической продукции. Основные акценты // Контроль качества продукции. – 2018. – № 10. – С. 22.
12. Волкова, Т. И. Производство и сертификация органической продукции после принятия № 280-ФЗ / Т. И. Волкова// Контроль качества продукции. – 2018. – № 10. – С. 19–21.
13. Cardoso, J. D. F. Application of Quality Function Deployment for the development of an organic product / J. D. F.Cardoso,N. Casarotto Filho, P. A. Cauchick Miguel // Food Quality and Preference. – 2015. – Vol. 40. – P. 180–190. DOI: https://doi. org/10.1016/j.foodqual.2014.09.012.
14. Макеева, И. А. Методологические аспекты технического регулирования обогащенных молочных продуктов, в т.ч. органических / И. А. Макеева, З. Ю. Белякова // Инновационные технологии обогащения молочной продукции (теория и практика) / З. Ю. Белякова, И. А. Макеева, Г. А. Донская [и др.]. – М.: Франтера, 2016. – С. 16–55.
15. Schleenbecker, R. Consumers’ perception of organic product characteristics. A review / R. Schleenbecker, U. Hamm // Appetite. – 2013. – Vol. 71. – P. 420–429. DOI: https://doi.org/10.1016/j.appet.2013.08.020.
16. Коноваленко, Л. Ю. Опыт производства органической продукции в России: науч. аналит. обзор. – М.: ФГБНУ«Росинформагротех», 2015. – 56 с.
17. Соловьева, Т. Н. Развитие сельских территорий в условиях обеспечения продовольственной безопасности : монография // Т. Н. Соловьева, Е. Н. Толмачева. – Курск: Курская государственная сельскохозяйственная академия имени И. И. Иванова, 2013. – 203 с.
18. Закон Украины от 03.09.2013 г. № 425-VII. – Режим доступа: http://rosorganic.ru/files/Zakon%20ykrain.pdf. – Дата обращения: 22.09.2018.
19. Hidalgo-Baz, M. Assessments of the quality of organic versus conventional products, by category and cognitive style /M. Hidalgo-Baz, M. Martos-Partal, Ó. González-Benito // Food Quality and Preference. – 2017. – Vol. 62. – P. 31–37. DOI: https:// doi.org/10.1016/j.foodqual.2017.06.008.
20. Мироненко, О. В. Органический рынок России: состояние и перспективы / О. В. Мироненко // Переработка молока.– 2017. – Т. 213, № 7. – С. 48–53.
21. Бочков, А. А. Рынок органической продукции: источники роста и перспективы развития / А. А. Бочков, Т. А. Бочкова, Д. К. Иваницкий // Агропродовольственный рынок региона: теория и практика : монография / П. Ф. Парамонов, Е. А. Егоров, Е. И. Артемова [и др.]. – Краснодар: Кубанский государственный аграрный университет, 2016. – С. 205–227.
22. Organic farming without organic products / Ch. Argyropoulos, M. A. Tsiafouli, S. P. Sgardelis [et al.] // Land Use Policy.– 2013. – Vol. 32. – P. 324–328. DOI: https://doi.org/10.1016/j.landusepol.2012.11.008.
23. Мироненко, О. В. Становление рынка органического земледелия в России / О. В. Мироненко // Контроль качества продукции. – 2018. – № 10. – С. 5– 1.
24. О развитии сельского хозяйства / Федеральный закон РФ от 29 декабря 2006 г. № 264-ФЗ.
25. О Государственной программе развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013–2020 годы / Постановление Правительства РФ от 14.07.2012 г. № 717.
26. Об утверждении Федеральной научно-технической программы развития сельского хозяйства на 2017–2025 годы : Постановление Правительства РФ от 25.08.2017 г. № 996.
27. Зюзюков, А. В. Развитие сельских территорий как стратегический фактор повышения продовольственной безопасности России / А. В. Зюзюков // Перспективы развития национальных агропродовольственных систем в условиях ВТО: Материалы международной научно-практической конференции / Воронежский государственный аграрный университет имени императора Петра I. – Воронеж, 2014. – С. 224–229
28. Федеральный закон Российской Федерации № 280-ФЗ «Об органической продукции и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://rosorganic.ru/files/ Zakon%20RF%20organica.pdf. – Дата обращения: 22.09.2018.
29. Environmental impacts of organic and conventional agricultural products – Are the differences captured by life cycle assessment? / M. S. Meier, F. Stoessel, N. Jungbluth [et al.] // Journal of Environmental Management. – 2015. – Vol. 149. – P. 193–208. DOI: https://doi.org/10.1016/j.jenvman.2014.10.006.
30. Gray, N. Developing organic, fairtrade, and ethically produces products / Gray N. // Developing Food Products for Consumers with Specific Dietary Needs / S. Osborn, W. Morley. – New York: Woodhead, 2016. – P. 241–266.
31. ГОСТ Р 56104-2014. Продукты пищевые органические. Термины и определения. – М.: Стандартинформ, 2015. – 4 с.
32. ГОСТ Р 56508-2015 Продукция органического производства. Правила производства, хранения, транспортирования. – М.: Стандартинформ, 2015. – 43 с.
33. ГОСТ Р 57022-2016 Продукция органического производства. Порядок проведения добровольной сертификации органического производства. – М.: Стандартинформ, 2016. – 24 с.
34. ГОСТ 33980-2016 Продукция органического производства. Правила производства, переработка, маркировки и реализации (CAC/GL 32-1999, NEQ). – М.: Стандартинформ, 2016. – 48 с.