Россия
Современные технологии перевозок предъявляют совершенно новые требования к уровню надежности технических средств и оценки всех видов рисков. Цена любого сбоя, нештатной ситуации, отказа в процессе высокотехнологичных перевозок возрастает многократно из-за высоких рисков, больших экономических и конкурентных потерь. В статье рассмотрены основные требования стратегии развития железнодорожного транспорта, а именно направленные на его безопасное функционирование.
Безопасность, рост уровня надежности, важность, современные технологии, совершенствование, внедрение, перевозочный процесс.
Проблема транспортной безопасности неразрывно связана с проблемой безопасности жизнедеятельности и выживания мирового сообщества, поскольку они являются главной причиной существования человечества. Безопасность, как таковая, должна рассматриваться как сложная система, куда входят составляющие из разных сфер деятельности человека, общества, государства и всего мирового сообщества. Для дальнейшего роста уровня надежности и безопасности функционирования сложных технических систем железнодорожного транспорта необходимо дальнейшее развитие и совершенствование единого международного стандарта в области управления рисками на железнодорожном транспорте, в котором следует учесть весь спектр современной проблематики и интегрировать проверенные и высокоэффективные практические решения, и инструменты. Уже в ближайшем будущем железнодорожный транспорт должен стать лидирующим видом транспорта по экономической эффективности, качеству услуг и экологической безопасности при транспортировке массовых грузов и в пассажирских перевозках. Обеспечение безопасности движения является одной из важнейших задач ОАО «РЖД». Стратегия развития железнодорожного транспорта до 2030 г. и корпоративная стратегия определяют ее решение в качестве безусловного приоритета [1]. В утвержденной правительством России стратегии развития отрасли сказано: «Повышение уровня безопасности функционирования железнодорожного транспорта является важнейшим государственным приоритетом развития и модернизации отрасли, научных исследований и текущей эксплуатационной работы».
Под надежностью железнодорожного транспорта понимают его свойство обеспечивать своевременную и безопасную доставку грузов и пассажиров к месту назначения. Технические устройства железнодорожного транспорта чрезвычайно разнородны по своему составу и по физическим процессам функционирования. На их надежность влияют самые разнообразные факторы внешней среды: изменения температуры, влажности, различные природные явления; динамические и электромагнитные воздействия со стороны подвижного состава. Поэтому технические устройства должны обладать высоким уровнем безотказности. Отказы инфраструктуры и подвижного состава вызывают задержки поездов, нарушения графика их движения и приводят к существенным материальным потерям. Еще большие потери возникают, если в результате отказов происходят аварии и крушения поездов, связанные с нанесением ущерба здоровью и жизни людей, с повреждением грузов.
1. Стратегия научно-технического развития холдинга «Российские железные дороги» на период до 2020 года и перспективу до 2025 года. «Белая книга». – М., 2015. – 69 с.
2. Инновационный дайджест, инновационное развитие ОАО «РЖД». – Режим доступа: http://www.rzd-expo.ru. – Загл. с экрана.
3. Ассоциация российских экспедиторов. – Режим доступа: http://www.far-aerf.ru/. – Загл. с экрана.
4. Грузоперевозки Москва и Россия – Деловые линии. – Режим доступа: http://www.dellin.ru/.– Загл. с экрана.
5. Некоммерческие интернет-версии системы Консультант Плюс: законы РФ и другие нормативные документы. – Режим доступа: http://www.consultant.ru /online/.– Загл. с экрана.
6. Российские железные дороги. – Режим доступа: URL: http://www.rzd.ru/. – Загл. с экрана.
7. АвтоТрансИнфо. – Режим доступа: http://www.ati.su/. – Загл. с экрана.
8. Петров, С. В. Безопасность жизнедеятельности : практикум / С. В. Петров. – М. : УМЦ ЖДТ, 2015 – 264 с.
9. Федеральный закон от 10.01.2003 N 18-ФЗ «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации» [федер. закон : принят Гос. Думой 24.12.2012 : с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2017]. – М., 2016. – 48 с.
10. Безопасность жизнедеятельности : уч. в 2 ч. Ч. 1. Безопасность труда на железнодорожном транспорте:/ В. И. Жуков [и др.]. – М. : УМЦ ЖДТ, 2014 – 607 с.
11. Замышляев, А. М. Прикладные информационные системы управления надежностью, безопасностью, рисками и ресурсами на железнодорожном транспорте / А. М. Замышляев. – Ульяновск : Областная типография «Печатный двор», 2013. – 143 с.