ОСОБЕННОСТИ ПРОЯВЛЕНИЯ ГЕНДЕРНЫХ СТЕРЕОТИПОВ У ЮНОШЕЙ И ДЕВУШЕК В СТУДЕНЧЕСТВЕ
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
В современном обществе прослеживается тенденция изменения гендерных ролей, в которых проявляется гендерная идентичность индивида, заключающаяся в осознании человеком своей принадлежности к полу в социальном контексте. Основу гендерных ролей составляют гендерные стереотипы, как некие стандарты моделей поведения и черт характера, соответствующие понятиям «мужское» и «женское», и распространяющиеся на всю область социально-экономических отношений. В данной статье рассматриваются понятия гендер и гендерные стереотипы. Представлены результаты исследования на соответствие гендерным стереотипам, которое было проведено с помощью методики «Я – женщина /мужчина» среди студентов пензенских вузов.

Ключевые слова:
Гендер, гендерные стереотипы, студенты, маскулинность, феминность
Текст
Текст произведения (PDF): Читать Скачать

Историческое развитие и особенности культуры того или иного общества формируют определенные гендерные представления, которые оказывают непосредственное влияние на поведение человека в социуме. То есть гендерные представления – это определенные утверждения и объяснения ролей и статусных позиций мужчин и женщин в различных социальных условиях.

Характер социально-экономического развития современного общества зачастую меняет представления о мужских и женских качествах, о ролях, которые мужчины и женщины должны выполнять в социуме.

Меняющаяся система гендерных ролей накладывает отпечаток на традицион­ные психологические различия между полами, уменьшая или стирая грани между ними. В результате чего образы маскулинности и феминности становятся в меньшей степени поляр­ными и однозначными, чем ранее.

Традиционные маскулинные и феминные черты, которые были характерны для мужчин и женщин соответственно, переплетаются с современными, в результате чего появляется возможность и необходимость полнее чем раньше учитывать многообразие индивидуальных ва­риаций.

Гендер является одной из важных категорий социальной жизни человека, и это проявляется в повседневной жизнедеятельности. Набор поведенческих норм и ожиданий, а также типичных желательных и нежелательных характеристик, предъявляемый к представителям одного пола, значительно отличается от требований к другому полу. Для этого используются специальные термины и слова, по-разному описывающие мальчиков и девочек, мужчин и женщин: мужчина – уверенный в себе, надежный, серьезный, важный; женщина – добрая, аккуратная, чувствительная, покладистая. Все это находит свое отражение в гендерных стереотипах – особых формах проявления общественного сознания.

Несмотря на то что многие современные социальные стандарты, нор­мы и ценности становятся более гибкими, наличие гендерных стерео­типов до сих пор является одной из главных их характеристик; общество достаточно стойко воспроизводит стереотипы прошлого, несмотря на происходящие в социуме изменения. В связи с этим пред­ставляется необходимой диагностика и изучение гендер­ных стереотипов как внешнего проявления гендерной идентичности.

Изучением категорий гендера и гендерных стереотипов занимались как зарубежные, так и отечественные ученые. Большой вклад в разработку методологических подходов и становление гендерной теории внесли такие зарубежные исследователи, как: С. Бем, Ш. Берн, С. де Бовуар, Э. Гидденс, Р. Коннел, М. Мид, Р. Столлер, Э. Фи, Р. Унгер, Б. Уокер и др.

Среди отечественных ученых можно выделить таких авторов, как: О.А. Воронина, Е.А. Здравомыслова, Е.П. Ильин, С.А. Ильиных, И.С. Клёцина, М.М. Малышева, Е.Б. Мезенцева,  Н.Л. Пушкарева, Н.М. Римашевская, Г.Г. Силласте, О.А. Хасбулатова, З.А. Хоткина и др.

В их работах подчеркивается необходимость понимания  различий между такими понятиями, как «пол» и «гендер», которые в современной психологии и социологии не являются тождественными. В частности, «пол» – это различия мужчин и женщин на физиологическом уровне, которые включают первичные и вторичные половые признаки, гормоны и хромосомы, определяющие эти характеристики [3, с. 14].

Гендер – это одновременно и продукт, и процесс. Гендер как продукт – это сложившаяся в общественном и индивидуальном сознании система гендерных представлений, норм, ролей. Гендер как процесс включает действия, ощущения, чувства и мысли, связанные с восприятием человеком себя как представителя своего пола, и которые нормируются одобрением или осуждением со стороны общества [6]. То есть данный термин трактует не сколько «социальный пол», сколько то, как в обществе ограничивают поло-ролевой контекст (профессии, образ жизни) мужчин и женщин.

Из-за резкой дифференциации складываются гендерные стереотипы, такие как: «настоящие мужчины никогда не плачут», «место женщины на кухне», «девушкам достаточно удачно выйти замуж» и так далее. Действительно, мужчины и женщины имеют отличия во многих сферах – в познавательном развитии, в физиологическом становлении, в составе ума, в привычках, волевой и эмоциональной сфере. Следовательно, в тех или иных ситуациях они действуют по-разному.

Гендерные стереотипы – это социально конструируемые категории «маскулинность» и «фемининность», которые подтверждаются различным, в зависимости от пола, поведением, различным распределением мужчин и женщин внутри социальных ролей и статусов; и которые поддерживается психологическими потребностями человека вести себя в социально желаемой манере и ощущать свою целостность, непротиворечивость [9].

Гендерные стереотипы – это устойчивые для данного общества в данный исторический период представления о различиях между мужчинами и женщинами [5]. Как «повседневные “фактичности”» [4, с. 10], гендерные стереотипы, культурно укоренившись, не могут быть критически оценены содержательно в ином ключе.

Еще одно определение даёт автор книги «Гендерная психология» Шон Меган Берн: под гендерными стереотипами понимаются «стандартизованные представления о моделях поведения и чертах характера, соответствующие понятиям «мужское» и «женское»» [1, с. 16].

Итак, понятие «гендерные стереотипы» подразумевает, во-первых, качества и характеристики, с помощью которых обычно описываются мужчины и женщины. Во-вторых, в гендерных стереотипах содержатся нормативные образцы поведения, традиционно приписываемые лицам мужского или женского пола. В-третьих, в гендерных стереотипах  отражены обобщенные мнения, суждения, представления людей о том, чем же отличаются друг от друга мужчины и женщины. И, наконец, в-четвертых, гендерные стереотипы зависят от культурного контекста и той среды, в которой они находят свое применение.

Важность выявления особенностей проявления гендерных стереотипов у юношей и девушек в период студенчества обусловлена тем, что в недалеком будущем гендерные установки сегодняшней студенческой молодежи станут доминирующими в социокультурном пространстве общества.

Кроме этого студенты – это «социально и творчески активная, обладающая выраженной инновационной восприимчивостью часть молодежи, нередко служащая примером для остальных ее групп» [8, с. 4].

Исследование на соответствие гендерным стереотипам было проведено с помощью  методики «Я – женщина / мужчина» [2]. Эта методика состоит из девяти незаконченных предложений, которые испытуемым предлагалось продолжить.

Респондентами выступали студенты-юноши (112 чел.) и студенты-девушки (125 чел.) пензенских вузов в возрасте от 18 лет до 21 года.

Цель исследования – выявить особенности проявления гендерных стереотипов у юношей и девушек в период студенчества, а также определить соответствие / несоответствие гендерным стереотипам современных юношей и девушек.

Отвечая на вопрос: «Я мужчина/женщина, потому что…», – большинство девушек (60%) и юношей (40%) отмечают, что «родились таковыми», «такими создал бог», «так звезды сошлись» и т.д. При этом 20% респондентов мужского пола замечают: «…потому, что я силен». То есть большинство студентов позиционируют разделение на мужчин и женщин с точки зрения биологических и физиологических различий, а не социальных качеств и свойств.

Справедливости ради, надо отметить, что 36% юношей всё же рассматривают социальные качества, как основополагающие, с точки зрения гендерных различий. Они ответили: «Я мужчина потому, что беру на себя ответственность». 

Гендерных стереотипных представлений у студенток – единицы («я женственна»), упоминание исключительно женской функции («возможность родить») – тоже единицы.

На вопрос: «Я – мужчина/женщина и хочу, чтобы…», – были получены следующие ответы. Чуть более 1/3 части юношей отмечают, что хотят: «…чтобы все было, по-моему» (32%). И примерно половина опрошенных девушек хотят, «чтобы их уважали» (48%). Из этих ответов видно, что уже в период студенчества проявляется большая разница в поставленных приоритетах у юношей и девушек, которая затем переносится и во взрослую жизнь.

Прослеживается подтверждение существующих гендерных стереотипов о том, что мужчины властные, стремящиеся всегда быть лидерами. Женщины, разрушая существующие стереотипы, делают все возможное, чтобы их мнение ценили и уважали, борются за равноправие полов. Однако высокая доля юношей, невзирая на стереотипы, хотели, чтобы их любили (такой ответ дали 12% юношей и 16% девушек), ценили (28% юношей и 24% девушек) и не предавали (8% юношей и 16% девушек). Ответы на данный вопрос свидетельствуют о том, что в современном обществе женщины приобретают черты маскулиности, а мужчинам, порой, свойственны феминные черты.

К числу гендерных стереотипов относятся такие ответы девушек, как: «хочу, чтобы у меня были дети», «счастливая семья» и т.п.

Анализ ответов на вопрос: «Я мужчина/женщина и для меня…», – показал, что 36% девушкам важно семейное благополучие, а 36% парням важна их гордость. Данные ответы также подтверждают существующие стереотипы мужского и женского мышления: мужчины сконцентрированы на том, чтобы доказать свою состоятельность и сохранить свою честь и достоинство; а у девушек прослеживается яркая выраженная привязанность к семье, к дому. Подтверждается устоявшийся стереотип о том, что девушка (женщина) – это хранительница домашнего очага, заботливая мать и жена, хорошая домохозяйка. Но при этом следует заметить, что не все девушки придерживаются данной позиции: 24% студенток хотят реализовать себя в профессиональном плане, найти свое признание.

Также надо отметить, что наряду с парнями, девушки тоже давали ответ: «…нет ничего невозможного», и это была далеко не самая малочисленная группа ответов, хотя оценка их стереотипности была низкой.

Ответы на вопрос: «Я мужчина/женщина и не терплю, когда...», – показали, что большинство юношей (44%) и девушек (68%) одинаково негативно относятся к лжи, хамству, неуважению. При этом 24% респондентов мужского пола отмечают, что для них неприемлемо, когда «обижают слабых»; и «все идет не по плану» (24%). Также юноши говорят, что не терпят несправедливости в разных проявлениях, но при этом упоминаемая несправедливость чаще абстрактна («нехорошо, когда сильный слабого обижает») или наоборот, очень субъективна («мне не нравится, когда делают то, что мне не нравится»). А респонденты женского пола отмечают, что не будут терпеть предательства (16%) и критики (16%).

Анализ ответов на вопрос: «Я мужчина/женщина и могу…», – показал, что 32% девушек считают, что могут всё, что захотят; 48% парней отмечают, что могут всё. Несмотря на то, что прослеживается некая схожесть в ответах, все же смысл в высказываниях девушек и юношей разный. Девушки позиционируют себя готовыми на всё, чтобы реализовать все свои желания и мечты, парни же скорее отмечают, что могут действовать даже если не всегда желают этого делать, но готовы если это необходимо. Также следует отметить, что в ответах девушек на данный вопрос присутствовала уверенно оцениваемая как стереотипная группа утверждений: «могу капризничать» (20%), «могу быть чувственной» (20%), «могу родить ребенка» (8%), «могу создавать уют и счастливую атмосферу». В ответах присутствует эмоциональная окраска и природное предназначение, что в принципе свойственно женщинам. У парней на втором месте были ответы, которые  продолжают мысль о том, что для них «нет ничего невозможного»: «могу сделать мир лучше», «могу защитить», «могу свернуть горы» и «помочь девушкам».

Ответы на вопрос: «Я мужчина/женщина и рад(-а), когда…», –  позволили выяснить, что большая часть юношей (48%) отмечают, что рады, когда все под их контролем. Это говорит о том, что мужчине сложно доверяться другим, поэтому они все контролируют. В стереотипном представлении маскулинности приписываются «активно-творческие» характеристики, такие как доминантность, уверенность в себе, способность к лидерству. Преобладающему большинству женщин (62%) радость приносит то, что им уделяют знаки внимания и одобрения («меня балуют», «мне дарят подарки» т.д.), доверяют, а также счастье и благополучие их семьи (16%). Феминность, наоборот, рассматривается как «пассивно-репродуктивное начало», что проявляется в экспрессивных личностных характеристиках, как зависимость, тревожность, эмоциональность. Как видно из результатов исследования, у современных юношей и девушек разные представления о том, что же им приносит радость и счастье.   

Седьмой вопрос исследования: «Я мужчина/женщина и знаю, что…», – выявил, что 24% девушек знают, что «всё будет хорошо», и 40% юношей знают, что «всё возможно». Здесь можно отметить, что мужчины уверены в собственных силах, а женщины отличаются ощущением счастья и позитивным настроем. Большинство «я знаю…» – общефилософские; тут важны отдельные высказывания насчёт неравноправия («без нас мужчины не справятся», «я всегда права» и т.д.).

Анализируя ответы на вопрос: «Я мужчина/женщина опечален(-а) тем, что…», – можно констатировать, что респондентов женского пола печалит: «жестокость людей» (36%), существующая в общества дискриминация по половому признаку (32%), неоправданные надежды и поражения (32%). То есть девушки видят некую агрессию в их сторону, отсутствие равенства между мужчинами и женщинами и стараются ее преодолеть.

Респонденты мужского пола печалятся от того, что «не всегда и не все планы осуществляются», и что «в XXI веке мужчины начали сдавать свои позиции».

На заключительный вопрос исследования: «Я мужчина/женщина и делаю…», – и юноши, и девушки отвечали: «делаю, что хочу». Единичные ответы юношей касались карьеры (делаю «всё, что необходимо для карьеры», «всё возможное, чтобы добиться чего-то в этой жизни»). На втором месте у девушек такие ответы, как: делаю «всё, чтобы быть настоящей женщиной» или «всё возможное, чтобы не потерять женственность». «Типично женская» работа упоминалась лишь пару раз, зато она считалась максимально стереотипным ответом, «типично мужская» работа (в стиле «забиваю гвоздь» или хотя бы «бреюсь») вообще не упоминалась.

Таким образом, на основе анализа полученных в ходе исследования данных можно сделать вывод, что у современных юношей и девушек остаются некоторые гендерные стереотипы по идентификации себя по половому признаку. Следовательно, гендерный стереотип является неотъемлемым атрибутом повседневного мышления индивидов в социальной общественности и касается практически всех сторон жизнедеятельности мужчин и женщин.

Здесь необходимо отметить, что и в науку, и в сознание современных людей всё больше проникает понимание того, что стереотипы не являются природными, а создаются обществом и функционируют в обществе. В зависимости от социальных или экономических изменений в обществе изменяется и социальное положение мужчины и женщины, модели поведения и взаимодействия полов, а также традиционные представления о мужественности и женственности, т.е. изменяются и гендерные стереотипы. В ходе такой трансформации могут происходить качественные или количественные изменения в типично мужском образе (набор черт, связанных с социально неограничивающим стилем поведения, компетенцией, рациональными способностями, активностью и эффективностью) и типично женском (ряд черт, связанных с социальными и коммуникативными умениями, с теплотой и эмоциональной поддержкой).

Если в целом обобщить результаты, то получается следующее: в диапазон полного соответствия гендерным стереотипам попали 20% девушек и 37% юношей. В диапазон частичного соответствия гендерным стереотипам относятся 65% девушек и 63% юношей. Несоответствие гендерным стереотипам было выявлено в ответах 15% девушек. Полного несоответствия гендерным стереотипам в ответах юношей выявлено не было.

Такие результаты дают возможность говорить о том, что женский гендерный образ претерпевает сравнительно большие изменения, чем мужской. Некоторые из личностных характеристик, ранее считавшихся традиционно мужскими, сейчас относят к общечеловеческим (и юноши и девушки). Например, такие качества, как честолюбивый, деятельный, общительный. Такой характер гендерных трансформаций может быть связан с массовым включением женщин в различные сферы общественной жизни, освоением ими новых занятий и видов общественной деятельности, что позволяет им успешно конкурировать с мужчинами [7, с. 91].

В заключение можно сделать вывод, что проблема развития гендерно-половой идентичности в студенческом возрасте требует дальнейшего внимания со стороны исследователей. Внедрение в образовательный процесс программ (семинары, тренинги, методы активного обучения), целью которых является обучение студентов особенностям взаимодействия между полами, а также принятие или непринятие своих гендерно-половых ролей, будет способствовать развитию личности и индивидуальности каждого студента, независимо от его половой принадлежности.

Список литературы

1. Берн Ш. Гендерная психология: законы мужского и женского поведения СПб.: Прайм-Еврознак, 2007. – 318 с.

2. Гендерная психология: Практикум / Под ред. И.С. Клециной. – 2-е изд. перераб и доп. – СПб.: Питер, 2009. – 496 с.

3. Ильин Е.П. Пол и гендер. – СПб.: Питер, 2010. – 688 с.

4. Ильиных С.А. Гендерные стереотипы как лабиринт повседневности мужчин и женщин // Общество: социология, психология, педагогика. – 2016. – № 10. – С. 10–13.

5. Клёцина И.С. Психология гендерных отношений: теория практика: Монография. – СПб.: Алетейя, 2004. – 408 с.

6. Козлов В.В. Гендерная психология / Козлов В.В., Шухова Н.А.– Электрон. текстовые данные. – Саратов: Вузовское образование, 2014. – 177 c. [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/18948.html. – ЭБС «IPRbooks» (дата обращения 20.01.2019).

7. Макарова С.Н., Резник С.Д. Профессиональная подготовка женской части студенчества к активному продвижению в бизнесе и структурах управленческой деятельности: Монография. – Пенза: ПГУАС, 2012. – 148 с.

8. Тарасова О.А. Гендерные стереотипы современной студенческой молодежи (региональный аспект): Дисс…канд. соц. наук: 22.00.04. – Уфа, 2014. – 173 с.

9. Унгер Р. О редефиниции понятий пол и гендер: Монография: пер. с англ. / Р.Унгер. – М.: ACT, 2003. – 197 с.

Войти или Создать
* Забыли пароль?