ПРИМЕНЕНИЕ МУЛЬТИМЕДИЙНЫХ СРЕДСТВ НА ЗАНЯТИЯХ ПО СОЦИОЛОГИЧЕСКИМ ДИСЦИПЛИНАМ
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
В статье анализируется влияние мультимедийных средств на обучение и усвояемость учебного материала в системе высшего образования. Отмечается зарубежный опыт применения мультимедийных средств в образовании. Исследуется специфика применимости мультимедийных средств на занятиях по социологическим дисциплинам.

Ключевые слова:
мультимедийные технологии, мультимедийные средства обучения, социологические дисциплины, высшее образование, мультимедийные презентации.
Текст
Текст произведения (PDF): Читать Скачать

Популяризация дистанционного обучения в современной системе высшего образования приводит к активному развитию мультимедийных средств, занимающих при такой форме образования доминирующее место. Так свою нишу заняли вебинары, телеконференции,             телеприсутствие и другие, появившиеся во многом благодаря Интернету. Данная тенденция не обошла стороной преподавание социологических дисциплин, в которых мультимедийные средства также начинают играть особую роль.

Возникновение феномена клипового мышления [1], коснувшегося большинства учащихся XXI в., также вносит свою долю в популяризацию мультимедийных средств обучения. Так, интерактивные доски и проекторы помогают в решении этой проблемы, делая процесс обучения более наглядным. Также зарубежные авторы отмечают, что мультимедиа средства помогают сделать процесс обучения не только наглядным, но и качественным и легко усваиваемым, подтверждением чему служит множество исследований.

Существует несколько подходов к пониманию мультимедиа технологий. Так, их можно понимать и как определенное научное направление, и как способ работы с информацией. Определение же самого мультимедиа можно найти в статье Д.В. Шаталова [2]. Он рассматривает мультимедиа как «взаимодействие визуальных и аудиальных эффектов под управлением интерактивного программного обеспечения с использованием современных технических и программных средств. Они объединяют текст, звук, графику, фото, видео в одном цифровом представлении» [2, с. 2265].

При этом, опираясь на опыт западных исследователей, можно принять во внимание их классификацию, которая была отражена в работе И.Г. Захаровой:

а) компьютерное программированное обучение;

б) изучение с помощью компьютера;

в) изучение на базе компьютера;

г) обучение на базе компьютера;

д) оценивание с помощью компьютера;

е) компьютерные коммуникации [3].

Мультимедийные технологии применяются во многих сферах жизнедеятельности людей, но особую значимость они имеют в сфере образования. Так, с учетом педагогических методов взаимодействия преподавателя и студентов, которые рассмотрены в работе Т.Г. Дорофеевой [4, с. 26], можно разделить средства мультимедиа в образовании на пассивные, активные и интерактивные.

Наибольшую распространённость получили пассивные мультимедиа, однако, используя их, не стоит забывать о выводе, изложенном еще в 1980 г. Б.Т. Фовлером: «Люди, в основном, помнят 10% того, что они читают, 20% того, что они слышат, 30% того, что они видят, и 50% того, что они слышат и видят…» [5, с. 112-130]. Сейчас процент восприятия зрительной информации может отличаться, поскольку сформировалась целая экранная культура, в рамках которой люди получают основную часть информации с экранов компьютеров, планшетов, смартфонов и других технологий, в связи с чем увеличивается доля значимости зрительной памяти. Однако, опираясь на данную цитату, можно говорить об эффективности объединения зрительной и слуховой памяти в форме лекции с применением электронных презентаций и видеорядов, так как в этом случае процент запомненного может быть выше, чем при применении «классической» лекции.

Мультимедийная презентация, как подчеркнуто Н.А. Репях и А.Н. Хрустовой, «представляет собой последовательность  слайдов, которые могут содержать план и основные положения выступления, все необходимые таблицы, диаграммы, схемы, рисунки, входящие в демонстрационный материал» [6, с. 227].

Однако, несмотря на большую популярность пассивных мультимедиа, необходимо обратить внимание и на использование активных и интерактивных методов. Так, активные технологии могут быть использованы для виртуальной экскурсии с дальнейшей беседой, для лабораторной работы с применением мультимедийных средств, для дискуссии с использованием мультимедиа и др. Среди интерактивных форм можно выделить творческие проекты и дидактические игры с применением мультимедийных технологий, компьютерное моделирование процессов и др. [7, с. 53-54].

Таким образом, к сегодняшнему дню сложилось огромное число способов применения мультимедийных средств как в образовании в целом, так и в высших учебных заведениях в частности. Но при этом остается открытым вопрос их преимущества перед стандартными формами преподавания. Решениям этого вопроса было посвящено несколько исследований на Западе, так, Д. Флетшер, как и Б.Т. Фовлер сравнил результаты получения информации с использованием мультимедийных средств и без их применения. В результате сравнения двух групп, в которых одна получала информацию посредством классической лекции, а другая с использования мультимедиа, лучшие результаты показала вторая группа [8].

Результатом исследования Д.Ю. Кулика и Ю.М. Швалба стал другой вывод – если использовать мультимедийные технологии, то на освоение материала уходит меньше времени. Так, группа, использовавшая мультимедийные технологии для освоения материала, потратила на его изучение на 71% меньше времени [9].

Таким образом, можно говорить о том, что применение мультимедийных средств может повысить качество обучения, при этом уменьшив энерго- и времязатратность со стороны обучающихся. Следовательно, использование мультимедийных средств в высших учебных заведениях может помочь формированию компетентных специалистов в любых областях.

Как было отмечено выше, использование мультимедийных средств путем улучшения качества и уменьшения энерго- и времязатрат со стороны студентов может способствовать формированию компетенций будущих специалистов, таким образом, можно говорить и о применимости их и в социологической отрасли знания.

Так, информационные технологии не обошли стороной и социологию – издаются электронные социологические журналы, пособия, проводятся дистанционные вебинары и лекции по социологии, труды по социологии наравне с исследованиями в других отраслях знания хранятся в электронных библиотеках и т.д. [10].

Соответственно, развитие информационных технологий предполагает развитие и мультимедийных технологий, что также повлекло изменение преподавания социологии и социологических дисциплин в высшей школе. Так, А.В. Воронцов и В.Г. Лукьянов при «переводе» курсов в режим мультимедиа технологий в РГПУ им. Герцена в таких дисциплинах, как «Социология культуры», «Социология искусства», «Социология духовной жизни» и в других, отметили следующие закономерности:

– мультимедийные технологии стимулируют познавательную активность студентов;

– мультимедиа технологии повышают мотивацию учащихся;

– повышают степень усвоения материала;

– создают предпосылки для проведения мини-бесед;

– способствуют развитию навыков совместной работы и коллективной творческой деятельности  [11, с. 96].

Схожий опыт описали Г.А. Трифонова, Н.Д. Ерохина и О.П. Крыжановская, применив мультимедиа технологии при преподавании различных социально-гуманитарных дисциплин, в том числе и социологии. Так, презентации на их взгляд наиболее применимы к социологическим и культурологическим дисциплинам, при этом для социологии лучше всего подходят презентации вида слайд-схема, а поспособствовать изучению дисциплин «Социология культуры» и «Социология искусств», согласно их работе, могут виртуальные экскурсии. Помимо этого, Г.А. Трифонова, Н.Д. Ерохина и О.П. Крыжановская обучали созданию презентаций студентов, что способствовало развитию у них навыков самообразования и самоконтроля и росту активности. Выводы работы этих ученых схожи с закономерностями, выявленными А.В. Воронцовым и В.Г. Лукьяновым, однако, на их взгляд, мультимедиа технологии к тому же снижают дидактические проблемы обучающихся, создают комфортные условия обучения и способствуют росту активности со стороны студентов [12, с. 82-83].

Интересным опытом в преподавании социологии с этой позиции также являются такие образовательные программы, как «Открытое образование» [13] и «ЦОС» [14]. На момент обращения к данным образовательным средам были доступны такие социологические курсы, как «Социология труда», «Экономическая социология», «Социология медиа», «Общая социология» и т.д. Следует отметить, что данные онлайн-курсы разрабатываются различными университетами, такими как СПбГУ, НИУ ВШЭ и др. При этом обучение строится на технологиях мультимедиа, которые, как было отмечено раньше, могут нести пользу при изучении социологии.

Таким образом, можно говорить о уже сформировавшемся опыте применения мультимедийных технологий в практике преподавания социологических дисциплинах. При этом авторы работ, описывающие свой опыт применения мультимедиа в своих учебных заведениях, отмечают положительные стороны применения мультимедиа средств в учебном процессе в процессе преподавания социологических дисциплин.

В последние годы мультимедийные средства широко закрепились в сфере образования, о чем свидетельствует множество работ, основанных на экспериментах, в рамках которых происходило сравнение обучения с использованием мультимедийных средств и без их применения, и отмечающих такие преимущества обучения с применением этих технологий, как лучшая усвояемость, меньшая энерго- и времязатратность на запоминание студентами учебного материала.

Наибольшее распространение при этом получили пассивные методы применения мультимедийных средств, такие как мультимедийная презентация во время изложения материала преподавателями. Однако активные и интерактивные методы также нашли применение в преподавании, но более характерны для семинарских занятий, в отличие от пассивных, которые больше используются во время лекционных занятий.

Отмечается и опыт использования мультимедиа на социологических дисциплинах. Так, свои работы по данной тематике опубликовали А.В. Воронцов, В.Г. Лукьянов, Г.А. Трифонова, Н.Д. Ерохина и О.П. Крыжановская. Если учесть опыт этих исследователей, можно говорить о наиболее высокой применимости мультимедийных средств в таких отраслях социологического знания, как «Социология культуры», «Социология духовной жизни», «Социология искусств». В общем же понимании социологии как науки наиболее применима презентация вида слайд-схема, однако исследователи также рекомендуют для специфических отраслей социологии виртуальные экскурсии. Выводами работ этих групп исследователей стало то, что мультимедийные технологии стимулируют познавательную активность студентов, повышают мотивацию учащихся и степень усвоения материала, способствует формированию навыков самообучения и т.д.

Помимо этого стоит отметить популяризацию образовательных платформ, строящихся на применении мультимедийных средств, которые также могут способствовать усвоению учебного материала, а также изучению дополнительной информации в рамках социологических дисциплин.

Таким образом, к сегодняшнему дню мультимедийные технологии существенно изменили учебный процесс, адаптировав его под современное, характерное для большого числа людей, клиповое мышление. Помимо этого, мультимедиа разнообразили образовательный процесс, тем самым поспособствовав развитию системы высшего образования в стране и улучшив качество получаемой информации за счет ее структурации и иерархизации в рамках мультимедийных презентаций.

 

Список литературы

1. Муха В.Н., Тужба Э.Н. Глобализация и социальная идентичность: социокультурный анализ // Современные исследования социальных проблем (электронный научный журнал). – 2013. – № 10. – С. 5.

2. Шаталов Д.В. Мультимедиа в рамках высшего образования, его преимущества и достоинства // Ломоносовские чтения на Алтае: фундаментальные проблемы науки и образования. – 2015. – С. 2265–2270.

3. Захарова И.Г. Информационные технологии в образовании: учеб.пособие для студ.высш. пед. учеб заведений. М.: Издательский центр «Академия». – 2003. – 192 с.

4. Дорофеева Т.Г. К вопросу о методах преподавания в вузах // Современные технологии в Российской и зарубежных системах образования. – 2017. – С. 25–28.

5. Fowler B.T. The effectiveness of computer-controlled video-disc-based training. // Unpublished doctoral dissertation, University of lowa, lowa Citi. 1980. № 4.

6. Репях Н.А., Хрустова А.Н. Мультимедийная презентация на учебной лекции // Труды Военно-космической академии им. А.Ф. Можайского. – 2016. – С. 226–229.

7. Изотов И.В. Основные технологии построения учебного процесса с использованием мультимедийных средств обучения в профильных классах // Интеграция образования. –2009. – №2. – С. 51–54.

8. Fletcher D. The effectiveness and cost of interactive video-disc instruction in defense training and education. // IDA Paper Alexandria. VA: Institute for Defense Analyses. 1990. №4.

9. Kulik C. C., Kulik J.A., Sliwalb B.J. The effectiveness of computer-based adult education: A meta-analysis. Journal of Educational Computing Rescarch. 1986.№2.

10. Бурян Н.М., Вахрамеева Д.В. Роль личности преподавателя в учебно-воспитательном процессе // Сборник лучших научных работ молодых ученых Кубанского государственного технологического университета, отмеченных наградами на конкурсах в 3-х частях. Кубанский государственный технологический университет. Краснодар. –2015. – С. 24–26.

11. Воронцов А.В., Лукьянов В.Г. Об использовании информационных технологий в преподавании социологических дисциплин // Социологические исследования. – 2011. – №6 (326). – С. 94–98.

12. Трифонова Г.А., Ерохина Н.Д., Крыжановская О.П. Роль информационных технологии при изучении социально-гуманитарных дисциплин // Вестник Дальрыбвтуза. – 2015. –№4. – С. 76–83.

13. «Открытое образование» [сайт] [2018] URL:https://openedu.ru/course/#query=%D1%81%D0%BE%D1%86%D0%B8%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B3%D0%B8%D1%8F (дата обращения: 03.12.2018).

14. Современная цифровая образовательная среда в РФ [сайт] [2017] URL:https://online.edu.ru/ru/courses/?q=%D1%81%D0%BE%D1%86%D0%B8%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B3%D0%B8%D1%8F (дата обращения: 03.12.2018).

Войти или Создать
* Забыли пароль?