РАЗГРАНИЧЕНИЕ ПОНЯТИЙ «РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ» И «ЭФФЕКТИВНОСТЬ» В КОНТЕКСТЕ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТНОГО ПОДХОДА В ПУБЛИЧНОМ УПРАВЛЕНИИ
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
В статье проведено сопоставление понятий «результативность» и «эффективность» на основе анализа подходов к их определению в экономической научной литературе, нормативно-правовых и методических источниках, в том числе, национальных стандартах. Приведено соотношение аксиологических составляющих понятий, представлена иерархия показателей результативности и эффективности. Сформированы выводы интерпретации понятий в рамках проектного подхода, реализуемого структурами публичного управления.

Ключевые слова:
результативность, эффективность, проекты, публичное управление.
Текст
Текст произведения (PDF): Читать Скачать

Исследование проведено при поддержке Российского фонда фундаментальных исследований, проект № 18-410-690002

В настоящее время публичное управление, особенно на федеральном и региональном уровне, характеризуется внедрением проектного подхода для достижения национальных целей и стратегических задач, поставленных в Указе Президента РФ № 204 от 7 мая 2018 г.

Кроме того, органы власти участвуют в управлении проектами межсекторного взаимодействия, реализуемых через: публично-частное партнерство, концессию, специальные инвестиционные контракты, партисипаторное бюджетирование.

Проекты, реализуемые на всех уровнях власти, становятся инструментами «целенаправленного, планируемого, координируемого и сознательно организуемого процесса, способствующего к достижению максимального эффекта при минимальной затрате ресурсов, усилий и времени» [8, с. 170].

Достижение данных эффектов в приоритетных направлениях социально-экономического развития РФ через национальные, федеральные и региональные проекты, механизмы межсекторного взаимодействия требует разработки методик оценки соответствующей эффективности и результативности.

В рамках реализации первого этапа данной задачи целесообразно обоснование теоретических основ разработки, прежде всего, разграничения понятий «результативность» и «эффективность».

В толковых словарях исследуемые понятия трактуются следующим образом:

«Результативность – мера эффективности, характеризующаяся достижением результата / цели деятельности или степенью приближения к ней» [9].

«Эффективность – достижение каких-либо определенных результатов с минимально возможными издержками или получение максимально возможного объема продукции из данного количества ресурсов» [14].

При этом допустимы дисциплинарные вариации, при которых понятия «результативность» и «эффективность» трактуются в зависимости от области применения. Так, например, в философии:

 «Результативность – это умение правильно делать намеченное.

Эффективность – умение правильно наметить, что делать» [12].

В научной литературе экономической направленности представлены различные подходы к разграничению экономических категорий «эффективность» и «результативность» на основе анализа их содержательной характеристики.

 В частности, обзор различных трактовок приведенных категорий широко представлен в публикациях А.Ю. Демидова.

Проведенный автором анализ трактовок А.В. Бачурина, Г.В. Атаманчука, Ф.И. Шахмалова, А. Ниилии, Л.П. Куракова, В.Л. Куракова позволил сделать вывод, что, «несмотря на различия в формулировках, сутью эффективности является отношение стоимости затрат на обеспечение деятельности к стоимости результатов данной деятельности» [4].

Понятие «результативность», с учетом трактовок В.М. Краснова [5], А.Н. Азрилияна [1], автор понимает, как «степень достижения запланированных результатов» [4].

Данные результаты должны отражать достижение целей, которые могут быть поставлены либо от проблем, либо от заданий (вид целеполагания, предусматривающий частичное или полное директивное установление целей (задач, исходя из приоритетов государственной политики) [13].

При этом А.Е. Суглобов и Д.М. Манышин рассматривают результативность, как одну их составляющих экономической эффективности, наряду с такими элементами, как экономность и продуктивность. Выделяя также в качестве отдельной составляющей исследуемой эффективности, − социальную эффективность.

Понимая под результативностью трактовку, синонимичную с определением понятия в работах В.М. Краснова, А.Н. Азрилияна, авторы определяют экономичность как достижение результатов с использованием наименьшего объема бюджетных ресурсов. Продуктивность − максимальное соотношение между результатами и использования бюджетных средств и затраченными ресурсами [11].

Разграничение понятий «результативность» и «эффективность» может быть реализовано также с учетом нормативно-правовых и методических источников: государственных стандартов Р ИСО 9000-500 «Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь» и Р ИСО 9001-2015 «Системы менеджмента качества. Требования», Стандарта финансового контроля (СФК 104) и проекта Федерального закона «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» (табл. 1).

Таблица 1

Подходы к определению понятий «результативность» и «эффективность» в нормативно-правовых и методических источниках

Источник определения

Сущность понятий

результативность

эффективность

Стандарты ГОСТ Р ИСО

«Результативность (effectiveness) – степень реализации запланированной деятельности и достижения запланированных результатов» [3]

«Эффективность (efficiency) – соотношение между достигнутым результатом и использованными ресурсами» [2]

 

Стандарт финансового контроля

 

«результативность характеризуется степенью достижения запланированных результатов использования государственных средств или деятельности объектов аудита эффективности и включает в себя определение экономической результативности и социально-экономического эффекта» [10]

«эффективность использования государственных средств характеризуется соотношением между результатами использования государственных средств и затратами на их достижение, которое включает определение экономичности, продуктивности и результативности использования государственных средств» [4]

Проект Федерального закона «О государственном контроле (надзоре)

и муниципальном контроле в Российской Федерации»

«результативность государственного контроля (надзора) и муниципального контроля – степень достижения общественно значимых результатов государственного контроля (надзора) и муниципального контроля, выражающихся в минимизации причинения вреда охраняемым законом ценностям в соответствующей сфере деятельности» [7].

«эффективность государственного контроля (надзора) и муниципального контроля – степень устранения риска причинения вреда охраняемым законом ценностям с учетом используемого объема трудовых, материальных и финансовых ресурсов, а также уровня вмешательства в деятельность граждан и организаций» [7].

 

 

На основании определений, представленных в табл. 1, можно сделать вывод о безусловной взаимосвязи понятий. Однако, включение одного понятия в другое не раскрывает их полного значения, что приводит к путанице контролирующих органов при оценке того или иного показателя, к примеру расходования бюджетных средств, что особо актуально для проектов партисипативного бюджетирования, в рамках которых применяются инструменты межбюджетного выравнивания – межбюджетные трансферты.

Эффективность межбюджетных выравниваний с учетом ориентации на партисипативное бюджетирование – это изменение результатов от реализации проектов партисипативного проекта на территории муниципального образования к изменению расходов с учетом предоставляемой регионом субсидии. Такая эффективность достижима только для доходогенерируемых партисипативных проектов.

Помимо определения сущности понятий «результативность» и «эффективность», также можно соотнести их аксиологические понятия, выделив базовые структуры (табл. 2).

Таблица 2

Соотношение аксиологических понятий в производственной сфере

Понятие

Структура понятия

Определение понятия

Результативность

Результат – план

Соотношение достигнутого результата

к запланированному заданию

Эффективность

Результат – вложения

Соотношение достигнутого результата

к вложениям на реализацию

 

Под результативностью стоит понимать степень достижения поставленных целей или задач. Оценивая результативность, мы постоянно сравниваем фактический результат с желаемым. Например, желаемую прибыль с фактической, или, другими словами, план и факт. Говоря об эффективности, прежде всего, мы оцениваем сам процесс достижения конечной цели. Эффективность определяется как соотношение вложенных факторов производства и итога вложений. Другими словами, эффективность направлена на получение максимального результата при минимальных затратах.

Из этого следует, что для того, чтобы оценить эффективность какого-либо проекта, потребуется получить информацию об используемых ресурсах проекта и непосредственного результата исполнения проекта. Наиболее эффективным будет являться проект, при котором соотношение непосредственного результата к используемым ресурсам будет наилучшим.

А для того чтобы оценить результативность какого-либо проекта, потребуется получить информацию об используемом результате исполнения проекта и конечном результате исполнения проекта. Наиболее результативным будет являться проект, при котором непосредственный результат и конечный результат будут сопоставимы.

Данную иерархию показателей эффективности и результативности можно представить в виде схемы, отраженной на рис. 1.

Таким образом, эффективными могут считаться управленческие решения, результаты, воплощения которых в процессе осуществления функции государственного управления позволяют приблизиться к намеченной цели. Кроме того, оценка результативности, это не просто «достижение наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств», а более широкое понятие, включающее оценку внешних факторов, оценка индикаторов как базовых, так и отраслевых. Поэтому показатели результативности характеризуют степень достижения цели и запланированных результатов, а показатели эффективности отражают, насколько оптимизированы затраты ресурсов (минимизированы на единицу результата) и устранены потери при достижении необходимого результата.

Дальнейшая разработка темы требует выявления методических подходов к оценке результативности и эффективности проектов, с целью их критического анализа, для выявления адаптационных практик и разработки авторских предложений.

Список литературы

1. Большой экономический словарь / под редА.Н.Азрилияна. – 5-е изд. доп и перераб. – М.: Институт новой экономики, 2002. – 469 с.

2. ГОСТ Р ИСО 9000-2015. Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь (с поправкой). М.: Стандартинформ, 2015. - 48 с.

3. ГОСТ Р ИСО 9001-2015. Системы менеджмента качества. Требования. М.: Стандартинформ, 2015. - 23 с.

4. Демидов А.Ю. Эффективность и результативность деятельности органов исполнительной власти // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. – 2009. – №15 (48). – С. 45–51.

5. Краснов А.Н. Эффективность как фундаментальная экономическая категория: электронный ресурс. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://joumal.vlsu.ru/index.php?id=1865(дата обращения: 28.12.2018).

6. Оценка эффективности и результативности государственного и муниципального контроля (надзора). Презентация эксперта Министерства экономического развития РФ. Э. Чуркина.

7. Проект Федерального закона «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» [Электронный ресурс]. Режим доступа:http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=PRJ&n=169341#017538823078284294(дата обращения: 04.02.2019).

8. Селезнева Е.В. Результативность и эффективность как критерии оценки деятельности органов государственного управления и государственных служащих. Педагогика и психология. Теория и практика. – 2016. – № 4 (6). – С. 81–84.

9. Словарь бизнес-терминов // Академик. 2000–2017. [Электронный ресурс]. Режим доступа:https://dic.academic.ru/contents.nsf/ business/ (дата обращения: 26.12.2018).

10. Стандарт финансового контроля СФК 104. Проведение аудита эффективности использования государственных средств (утв. Решением Коллегии Счетной палаты РФ, протокол от 09.06.2009 N 31К (668)) (вместе с «Порядком действий в процессе организации и проведения аудита эффективности»)

11. Суглобов А.Е., Манышин Д.М. Оценка эффективности межбюджетных отношений на региональном уровне. Вестник экономической безопасности. – 2015. – № 2. – С. 99–108.

12. Хан Д. Планирование и контроль: концепция контроллинга / Д. Хан : пер. с нем. - М.: Финансы и статистика, 1997. – 800 с.

13. Черникин О.С. Целеполагание как важнейший инструмент повышения эффективности бюджетных расходов на примере Тверской области. Вестник Тверского государственного университета. Серия: Экономика и управление. – 2016. – № 1. – С. 98–104.

14. Экономика. Толковый словарь. М.: ИНФРА-М, Изд-во «Весь Мир». Дж. Блэк. Общая редакция: д.э.н. Осадчая И.М.. 2000 // Академик. 2000–2017. [Электронный ресурс]. Режим доступа:https:// dic.academic.ru/dic.nsf/econ_dict/16954 (дата обращения: 26.12.2018).

Войти или Создать
* Забыли пароль?