Россия
В статье освещаются проблемы, возникающие из-за недостаточной правовой грамотности в сфере здравоохранения как пациентов, так и медицинских работников. Анализируются источники правовой информации и рассматриваются возможности повышения указанной грамотности.
правовая грамотность, право на информацию, правовая информация, здравоохранение, пациенты, медицинские работники.
Статья 41 Конституции РФ закрепляет конституционное право граждан нашей страны на охрану здоровья и медицинскую помощь. Вопросы здравоохранения находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов РФ в соответствии со ст. 72 Конституции РФ [1], поэтому комплексное правовое регулирование в сфере охраны здоровья осуществляется как федеральными, так и региональными нормативными актами.
Радикальные социальные и экономические реформы 90-х годов затронули также сферу здравоохранения. Единая система здравоохранения была разделена на государственную, муниципальную и частную. В связи с этим начала формироваться нормативно-правовая база в сфере охраны здоровья граждан, защиты прав пациентов и медицинских работников. Было определено юридическое положение граждан при обращении за медицинской помощью, установлены права, обязанности и ответственность сторон при оказании медицинских услуг, способы защиты прав пациентов на медицинскую помощь надлежащего объёма и качества [2, 3].
Однако многие пациенты даже не знакомы с термином «стандарты медицинской помощи», а среди тех, кто с этим термином знаком, большинство не смогут сказать, что входит в эти стандарты. Информированность пациентов о своих правах и уровень их правовой грамотности невысокие. Кроме этого, «пациенты не всегда готовы защищать свои права на получение качественной и доступной медицинской помощи, а в некоторых случаях даже не знают, куда обращаться за их защитой» [4].
Одновременно можно отметить недостаточный уровень правовых знаний врачебного персонала. В Тихоокеанском государственном медицинском университете были проведены социологические исследования по оценке правовой грамотности лечащих врачей, врачей-интернов, ординаторов и студентов медицинского вуза. Результаты оказались нерадостными, что отметили и сами анкетируемые. «Лишь 36,6±4,6% лечащих врачей регулярно применяли правовые знания в своей работе. При этом важно заметить, что 100% анкетируемых врачей отметили необходимость подготовки по повышению правовой грамотности» [5]. Аналогичные исследования проводились среди врачей разного профиля. Авторы исследований отмечали, что большинство специалистов (около 90%) считали свои знания в области медицинского права недостаточными и хотели бы пройти дополнительное обучение [6].
Поток судебных исков к медицинским работникам остается высоким. Предметами жалоб часто становятся качество оказания медицинской помощи, организация медицинской помощи, ненадлежащее исполнение своих обязанностей медицинским персоналом, вследствие чего наступила смерть пациента, нарушение Правил предоставления платных медицинских услуг населению, несоблюдение норм медицинской этики и другие вопросы [7]. Правильное и своевременное применение законодательства позволило бы медицинским работникам не нарушать прав и свобод граждан и эффективно выполнять свой профессиональный долг.
При оказании медицинской помощи неизбежны риски, связанные с множеством объективных факторов, не поддающихся регулированию. Но снизить риск взаимных претензий и вероятность развития конфликтных ситуаций может помочь вполне поддающийся регулированию фактор – степень правовой грамотности персонала медицинских организаций и пациентов.
Социологический опрос 150 врачей-стоматологов показал ещё одну проблему – «отношение медицинских работников к знаниям, выходящим за пределы специализированных функциональных операций и узкопрофессиональных умений, поверхностно и не вызывает у них должного интереса». При этом «знание основных нормативно-правовых актов, регулирующих профессиональную сферу врача-стоматолога, показало только 10,7% опрошенных. Практически все они выпускники вузов последних пяти лет, в план обучения которых, в том числе и последипломного, входили занятия по дисциплине "Правоведение" и "Медицинское право"» [8]. Информацию по правовым вопросам опрошенные врачи получали на курсах повышения квалификации. «Среди иных источников правовой информации превалировали СМИ (телевизионные передачи, статьи в журналах, газетах и др.) – 16%; Интернет-ресурс – 23,9%; другие (со слов знакомых, врачей, пациентов) – 9,4%» [8].
Вывод, который напрашивается из анализа опросов: уровень правовой грамотности врачей невысокий, они это понимают и, в принципе, не против повышения квалификации в этой области. На практике же не уделяют должного внимания данному вопросу, т.к. приоритет отдается узкопрофессиональным знаниям и умениям. Можно порадоваться тому факту, что в медицинских вузах есть дисциплины «Правоведение» и «Медицинское право», и молодые врачи лучше своих старших коллег ориентируются в правовых вопросах, связанных с медицинской деятельностью. Но наше законодательство часто меняется, да и знания надо освежать. Поэтому правовой блок в программе повышения квалификации должен быть обязательным, а знание вопросов правового регулирования врачебной деятельности следует учитывать при аттестации врачей. Правовая грамотность врачей, особенно в вопросах, касающихся взаимоотношений «врач – пациент», является неотъемлемой частью их профессионализма.
Рассмотрим иные источники, из которых можно почерпнуть правовую информацию в области здравоохранения.
Во-первых, это Интернет. Именно отсюда в первую очередь черпают знания обе стороны правоотношений: и пациенты, и врачи.
Официальным источником можно назвать сайт Министерства здравоохранения РФ. Здесь есть раздел, посвященный правовой грамотности пациента. Материал регулярно обновляется. В разделе «Права пациентов и обязанности лечебных учреждений» рассматриваются вопросы, с которыми наиболее часто сталкиваются граждане. Ответы на вопросы представлены в форме видеофайлов.
Информационный портал Право-мед.ру специализируется на медико-правовой аналитике событий, затрагивающих медицинскую деятельность. Там есть раздел «Законодательство с анализом изменений», судебная практика. Информация сайта ориентирована на медицинский персонал и юристов, сопровождающих медицинскую деятельность.
Множество сайтов юридических организаций, оказывающих помощь пациентам и врачам в конфликтных ситуациях, размещают краткую правовую информацию о правах и обязанностях пациентов и врачей.
Интернет в настоящее время доступен практически повсеместно и при возникновении любых вопросов мы обращаемся именно к нему. Но надо отдавать себе отчет в том, что достоверность и актуальность информации он не гарантирует.
Во-вторых, средства массовой информации. Сюда можно отнести телепередачи, журналы и газеты. Самое доступное, конечно, телепередачи. Но по заказу увидеть то, что нужно в данный момент, не получится. Поэтому роль телепередач – общеобразовательная. В журналах, таких как «Медицинское право», «Вопросы экспертизы и качества медицинской помощи», «Правовые вопросы в здравоохранении» и др. можно прочитать интересные аналитические материалы по правовым вопросам здравоохранения, написанные профессионалами. Но, к сожалению, читают их чаще всего не лечащие врачи, а организаторы здравоохранения и руководители медицинских организаций. Думаю, что целесообразно размещать статьи по правовым вопросам не только в специализированных журналах, но и в изданиях, которые читают именно лечащие врачи. А популярные статьи о разрешении конфликтов в области здравоохранения печатать в периодических изданиях, имеющих большой тираж.
Такой источник правовой информации, который был указан в опросах, как «со слов знакомых, пациентов и врачей», хотелось бы исключить из-за большой вероятности его недостоверности. Однако более 9% опрошенных его указали. А вот справочные правовые системы (СПС), как источник правовой информации, не назвал никто, хотя именно они содержат только достоверную информацию.
Самые распространенные СПС – ГАРАНТ и КонсультантПлюс. Одна из них, а иногда и обе установлены обычно у руководителя организации, в бухгалтерии и кадровой службе. Необходимость правовой информации в этих подразделениях неоспорима. У лечащих врачей к СПС доступа нет.
В системе ГАРАНТ есть информационный блок, предназначенный специально для медицинских работников – ГАРАНТ-Инфарм. Он содержит документы по медицине и фармацевтике: нормативные документы по здравоохранению, консультационные материалы и аналитические статьи из отраслевых журналов, справочник по лекарственным средствам с контактами фармацевтических фирм, словарь медицинских терминов. В Справочнике по лекарственным средствам есть удобный поисковик, позволяющий найти и даже подобрать лекарства, используя в запросе разнообразные параметры. То есть этот информационный блок системы ГАРАНТ полезен лечащим врачам в их повседневной работе и, в том числе, содержит правовую информацию, причем не только нормативные акты, но и аналитические материалы.
Идеальным решением вопроса доступа лечащих врачей к актуальной и достоверной правовой информации для разрешения и предотвращения конфликтных ситуаций была бы установка сетевой версии информационного блока ГАРАНТ-Инфарм в лечебном учреждении. Для этого, кроме воли руководителя и материальных ресурсов, нужно желание самих лечащих врачей пользоваться СПС, а их этому никто не учит. Если ввести демонстрацию возможностей и практические занятия по работе, например, с ГАРАНТ-Инфарм в предмет «Медицинское право» в вузах и в программу повышения квалификации врачей, то появится «запрос снизу» от лечащих врачей на использование СПС в работе. Юристов в вузах учат работать с правовыми системами, и они свою трудовую жизнь не мыслят без них.
Пациенты также могут использовать СПС, которые установлены в публичных центрах правовой информации (ПЦПИ), организованных по всей стране на базе публичных библиотек. «В силу своей общедоступности эти центры стали местом, где граждане имеют свободный доступ к правовой информации, которую могут использовать для защиты своих гражданских интересов» [9]. Формы и методы обеспечения населения правовой информацией подробнее изложены в [10].
В заключение следует отметить, что медицинским работникам необходимо повышать уровень правовой грамотности, чтобы, прежде всего, не допустить нарушения прав граждан при оказании им медицинской помощи. А грамотные в правовых вопросах пациенты просто не допустят и предотвратят нарушение своих прав.
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ) // СЗ РФ. – 2014. – № 31, ст. 4398.
2. Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации"// "Российская газета" от 23 ноября 2011 г. N 263.
3. Федеральный закон от 29 ноября 2010 г. N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации"// "Российская газета" от 3 декабря 2010 г. N 274.
4. Пронина Е.Н., Камаев И.А., Денисенко А.Н. К вопросу правового регулирования защиты прав пациентов с онкопатологией [Электронный ресурс] // Журнал «Медицинское право». – 2015. – №4 июль-август.
5. Трусова Л.Н., Рассказова В.Н. Сравнительная оценка правовой грамотности в области здравоохранения у практикующих врачей и студентов медицинского университета // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. – 2014. – № 8-3. – С. 166–168.
6. Погосян, С.Г., Орлов А.Е., Тептин С.Е. Анализ мнения врачей об их профессиональной подготовленности // Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины. – 2014. – № 1. – С. 33–36.
7. Трусова Л.Н., Рассказова В.Н. Правовая грамотность – защита профессиональной деятельности врача // Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины. – 2014. – № 1. – С. 25–28.
8. Пашинян Г.А., Добровольская Н.Е. Правовая грамотность медицинских работников – залог реализации прав пациента в стоматологической практике [Электронный ресурс] // сборник «Научные труды IV Всероссийского съезда (Национального конгресса) по медицинскому праву».
9. Марданова Г.А. Роль справочной правовой системы ГАРАНТ в обеспечении правовой грамотности населения в сфере трудовых отношений [Электронный ресурс] / Г.А. Марданова// Журнал юридических исследований. – 2017. – Т. 1. – №4.
10. Марданова Г.А. Информационно-правовое обеспечение правовой грамотности населения [Электронный ресурс] / Г.А. Марданова// Журнал юридических исследований. – 2016. – Т. 1. – №4.