ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЙ КАПИТАЛ НАЦИИ КАК ФУНДАМЕНТ «ДОГОНЯЮЩЕЙ МОДЕРНИЗАЦИИ»
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
В статье, на основе исследования трансформации хозяйственных систем ряда стран (Германия, Япония, Россия) в рамках исторического периода второй половины XIX — начала XX вв., анализируются и сравниваются особенности политики в области развития интеллектуального капитала в условиях «догоняющей модернизации». Обосновывается взаимосвязь и взаимозависимость индустриальной и интеллектуальной составляющей и делается вывод о приоритетности для ускоренного индустриального развития образовательной модернизации. Автор вводит в научный оборот понятие «интеллектуалоемкость» экономики и приходит к выводу о его важности для исследования процесса «догоняющей модернизации». Подчеркивается, что для понимания особенностей процесса «догоняющей модернизации» в разных странах особую важность приобретает проблема накопления интеллектуального потенциала.

Ключевые слова:
хозяйственная система, «догоняющая модернизация», интеллектуальный капитал, образовательная модернизация, «интеллектуалоемкость » экономики.
Текст

Результаты многочисленных исследований, посвященных теоретическому обобщению практики «догоняющего развития» в рамках модернизационной исследовательской парадигмы, свидетельствуют о необходимости выделения двух важнейших составляющих данного процесса: трансформацию собственно хозяйственной системы и трансформацию образовательной среды. Перекос в сторону приоритетности исследования первой, без изучения их взаимосвязи и взаимовлияния, не позволяет воссоздать полноценную картину масштабных изменений и выявить их основные факторы. Реалии сегодняшнего дня требуют, ни коим образом не оспаривая важность индустриальной модернизации, обратить особое внимание на исторический опыт образовательных модернизаций, не просто ускоривших и усиливших этот процесс, а послуживших его фундаментом. Кроме того, исторический опыт может помочь лучшему пониманию современных проблем в накоплении и использовании интеллектуального потенциала нации. Необходимо подчеркнуть, что ориентиры приоритетов развития интеллектуального капитала в рассматриваемых странах во многом определялись особенностями их национальных моделей «догоняющей модернизации», что нашло свое отражение в многочисленных работах отечественных и зарубежных ученых [1, 2, 4, 5, 10, 11, 14, 17 и др.]. Формирование интеллектуального капитала германской нации прошло долгий путь, важными вехами которого стало принятие законов о начальном всеобщем образовании, введенных в отдельных  государствах Германии (например, в Веймаре, Гессене) еще к XVII в. Определяющим фактором явилось и соперничество между различными германскими государствами, которое способствовало созданию большого числа немецких университетов, обеспечивавших высокий уровень образования. В результате ее система образования в XIX в. была признана одной из самых передовых в мире. Однако новые задачи периода ускоренного развития, в рамках ее «мобилизационно-милитаристской» модели, потребовали наращивания интеллектуального потенциала нации в целях создания и использования в производстве передовых отечественных технологий. Стимулирующее воздействие оказало выполнение шести программ строительства военно-морских сил Германии, выполнение которых объективно требовало и базировалось не просто на развитии науки, а и на ускоренном внедрении ее достижений в промышленность.

Список литературы

1. Андреев А.Л. Российское образование: Социально-исторические контексты [Текст]. — М.: Наука, 2008. — 359 с.

2. Верисоцкая Е.В. Общество и реформы образования в Японии на начальном этапе модернизации (1870–1880-е годы) [Текст] // Известия Восточного института. — 1998. — С. 115–128.

3. Германская история в новое и новейшее время. В 2 т. Т. 1 [Текст] / Под ред. С.Д. Сказкина. — М.: Наука, 1970. — 512 с.

4. Диденко Д.В. Образовательные модернизации в периоды системных трансформаций: историко-экономическая ретроспектива [Текст] // Журнал экономической теории. — 2013. — № 1. — С. 85–97.

5. Жуков В.И., Федякина Л.В. Российское образование: история, социология, экономика, политика [Текст]: монография. — М.: Изд-во «ВИПО», 2016. — 600 с.

6. История Японии [Текст] / Под ред. Д.В. Стрельцова. — М.: Аспект Пресс, 2015. — 560 с.

7. Капелюшников Р.И. Записка об отечественном человеческом капитале [Текст]. — М.: ГУ ВШЭ, 2008. — 55 с.

8. Кауфман И.И. Государственные долги России [Текст] // Вестник Европы, 1885. Кн. II.

9. Кульбакин В.Д. Очерки новейшей истории Германии [Текст]. — М.: Соцэкгиз, 1962. — 671 с.

10. Матрусов Т.Н. Организация профессиональной подготовки в Японии [Текст]. — М.: ИВ РАН, 1999. — 170 с.

11. Меньшов В.М. Развитие образования в Германии конца XVIII–XX вв [Электронный ресурс]. — URL: http://www.portal-slovo.ru. (Дата обращения 07.10.2018).

12. Миронов Б.Н. Историческая социология России [Текст]: Учебное пособие. — СПб.: Издательский дом Санкт-Петербургского университета; Интерсоцис, 2009. — 536 с.

13. Миронов Б.Н. Социальная история России периода империи (XVIII — начало XX в.): Генезис личности, демократической семьи, гражданского общества и правового государства [Текст]. — СПб.: Дм. Буланин, 1999. — 566 с.

14. Миронов Б.Н. Экономический рост и образование в России и СССР в XIX–XX вв. [Текст] // Отечественная история. — 1994. — № 4–5. — С. 171–178.

15. Прасол А.Ф. Японское образование в эпоху Мэйдзи (1868–1912) [Текст]. — Владивосток: Дальнаука, 2002. — 358 с.

16. Рашин А.Г. Население России за 100 лет (1811–1913 гг.) [Текст]: Стат. очерки / Под ред. акад. С.Г. Струмилина. — М.: Госполитиздат, 1956. — 352 с.

17. Сапрыкин Д.Л. Образовательный потенциал Российской Империи [Текст]. — М.: ИИЕТ РАН, 2009. — 176 с.

Войти или Создать
* Забыли пароль?