Казань, Республика Татарстан, Россия
С позиций теоретико-методологического анализа исследовано построение инновационной таможенной политики России в системе отношений с промышленной и торговой политикой на базе платежного баланса. Представлено моделирование образования новых институциональных и управленческих связей таможенной службы в условиях изменения ее роли в инновационной экономике. В качестве критерия стратегического развития таможенной службы определена инновационная безопасность. Основой для ее оценки на таможне является реестр инновационных товаров и технологий ведущих секторов РФ, включенный в инновационную программу развития экономики и позволяющий отслеживать критический уровень инновационной безопасности. Рассмотрены возможности применения таможенных процедур и инструментов таможенной службы в обеспечении выполнения инновационной программы страны.
инновационная безопасность, инновационная таможенная политика, инновационные товары, инновационные технологии, инновационные услуги.
Таможенная политика и таможенное регулирование обеспечивают такие необходимые цели как выполнение Россией международных договоров в рамках Таможенного союза и ЕАЭС, экономическую безопасность страны при проведении внешней торговли, предоставление таможенных услуг бизнесу, создание институциональных условий для развития внешнеэкономической деятельности. В соответствии с этими целями осуществляется организация таможенной службы, ее функционирование и развитие, возникает необходимость инновационных преобразований, ориентированных на эффективное и качественное выполнение целей таможенной политики и таможенного регулирования. Инновационные трансформации таможенной системы происходят в процессе ее развития, адаптации к изменениям среды внешнеэкономической деятельности, совершенствования организации и управления таможенным делом, изменения институционального, нормативно-правового порядка осуществления процедур, функций и регламента принятия решений в зависимости от потребностей рынков, бизнесов и государства. Инновационную таможенную политику можно рассматривать на тактическом и стратегическом уровнях. На тактическом уровне в таможенной системе возникает потребность инноваций в изменении структуры организации и управления в текущем периоде в процессе реализации таможенных процедур, направленных:
•• на сокращение времени операций по таможенному обслуживанию бизнеса;
•• уменьшение ущерба от таможенных рисков;
•• информатизацию и автоматизацию функций декларирования и контроля;
•• на гармонизацию таможенных отношений в рамках Таможенного союза и др.
На стратегическом уровне реализация инновационной таможенной политики связана с кардинальными системными институциональными преобразованиями долгосрочного характера, требующими вложений значительных финансовых ресурсов [1]. К инновациям данного вида относятся: изменение структуры и критериев оценки таможенной системы при создании Таможенного союза, Союзного государства, при переходе на другую модель экономической политики, в результате принципиальных изменений таможенных технологий.
1. Быстров Г.М. Системные проблемы таможенной политики России [Текст] // НИР. Экономика. 2018. — № 2. — С. 42–44.
2. Федеральная служба государственной статистики [Электронный ресурс]. — URL: http://gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/science_and_innovations (Дата обращения 20.09.2018).
3. Программа инновационного развития ПАО «Газпром» до 2020 г. [Электронный ресурс] URL: http://gazprom.ru/f/posts/97/653302/programma-razvitia. (Дата обращения 20.09.2018).
4. Спартак А.Н., Лихачев А.В. Экспортный потенциал России в инновационных сегментах мирового рынка [Электронный ресурс] // Российский внешнеэкономический вестник. — 2017. — № 10. — URL: http://www.rfej.ru/rvv/id/F002E8E7C (Дата обращения 20.09.2018).
5. Куур О.В. Анализ тенденций научно-технического развития Казахстана и России в условиях экономического кризиса [Электронный ресурс] // Фундаментальные исследования. — 2016 — № 5. — URL: https://fundamentalresearch.ru/ru/article/view?id=40349/ (Дата обращения 20.09.2018)