Рязань, Рязанская область, Россия
В статье показано, что обучение студентов технического вуза деловому общению является неотъемлемой частью профессиональной языковой подготовки. Отмечается, что значительную роль в построении успешной коммуникации играет соблюдение культурных норм, принятых в обществе. Автор уделяет особое внимание рассмотрению учебных пособий, способствующих формированию умения осуществлять устное и письменное деловое общение в определенной социокультурной среде.
деловое общение, обучение иностранному языку, студенты технического вуза.
Введение
Глобализация инженерного образования требует от выпускников технических вузов готовности к межкультурному деловому общению в профессиональной и научной сферах. Высшее образование призвано соответствовать реалиям настоящего времени и отвечать его вызовам. О.Я. Гойхман объясняет многие проблемы коммуникации неприятием другой культуры и языка: «Что же показал опыт этого напряженного, нередко агрессивного, полного эмоций и самовыражений диалога культур? Очевидно, что мир не однополярный. Все в мире построено по принципу гармонии противоположностей» [4, с. 6]. Свободное владение иностранным языком представляет собой одну из важнейших образовательных ценностей, так как многообразие языков, несомненно, является неотъемлемым элементом разнообразия культур [18, с. 121]. Говоря о техническом вузе, важно помнить, что российские инженеры востребованы также и в зарубежных странах, и поскольку языком международного общения, lingua franca, в настоящее время является английский язык, то в вузе необходимо обратить особенное внимание на иноязычную подготовку будущих специалистов [12, с. 176]. Стоит принимать во внимание и охватившие весь мир миграционные процессы, которые привели к необходимости пересмотра приоритетов в обучении [3]. Как отмечает А.Ю. Белогуров, «приоритетами современного высшего профессионального образования является подготовка образованных, социально грамотных, конкурентоспособных, конструктивных, мобильных и предприимчивых специалистов,
которые могли бы самостоятельно принимать решения в ситуации выбора, прогнозировать их возможные последствия» [1, с. 20]. Кроме того, наблюдается тенденция гуманизации образования. Существенное внимание этому вопросу уделяет Л.П. Костикова: «Значительная роль в формировании гуманистических ценностей у современной молодежи отводится педагогам, которые призваны обеспечить сохранение, распространение и развитие национальной культуры, а также сформировать у студентов уважительное отношение к языкам, традициям и культуре других народов, понимание культуры мира и межличностных отношений…» [7, с. 4]. Формирование ценностей и норм поведения неразрывно связано с учебной деятельностью. Очевидно, что в образовательной среде вуза у студентов «формируются взгляды и убеждения, общечеловеческие ценности, складывается внутренний мир» [6, с. 74]. Неизбежно возникают проблемы анализа ценностно-смысловой сферы личности в условиях межкультурного общения, что требует более глубоких исследований ценностных ориентаций будущих инженеров [10]. Безусловно, занятиям по иностранному языку в вузе «отводится значительная роль в сохранении, распространении и развитии национальной культуры, а также уважительного отношения к другим языкам и культурам» [14, с. 579].
1. Белогуров А.Ю. Приоритеты воспитания в процессе подготовки современного специалиста [Текст] / А.Ю. Белогуров // Педагогическое образование и наука. — 2009. — № 5. — С. 20–25.
2. Воевода Е.В. Коммуникационные барьеры образовательного пространства БРИКС [Текст] / Е.В. Воевода // Международные процессы. — 2015. — Т. 13. — № 43. — С. 108–121.
3. Воевода Е.В. Межкультурная коммуникация в полиэтническом образовательном пространстве [Текст] / Е.В. Воевода // Научные исследования и разработки. Современная коммуникативистика. — 2016. — Т. 5. — № 3. — С. 24–28.
4. Гойхман О.Я. Диалог культур [Текст] / О.Я. Гойхман // Научные исследования и разработки. Современная коммуникативистика. — 2017. — Т. 6. — № 1. — С. 5–7.
5. Горкальцева Е.Н. Содержание курса делового английского языка в техническом вузе в контексте успешной интеграции будущего выпускника в бизнес-среду [Текст] / Е.Н. Горкальцева // Вестник Томского государственного педагогического университета. — 2013. — № 7. — С. 147–150.
6. Костикова Л.П. Поликультурные аспекты профессиональной подготовки будущего педагога [Текст] / Л.П. Костикова // Педагогика. — 2018. — № 3. — С. 74–80.
7. Костикова Л.П. Профессиональная подготовка педагога в свете гуманизации образования [Текст]: монография / Л.П. Костикова. — Рязань: Book Jet, 2017. — 136 с.
8. Лиферов А.П. США, Япония: корпоративное образование и становление национальных деловых культур [Текст] / А.П. Лиферов // Психолого-педагогический поиск. — 2010. — № 15. — С. 42–56.
9. Махмутова Е.Н. Cоциально-психологический тренинг как средство формирования коммуникативной компетентности студентов-менеджеров [Текст] / Е.Н. Махмутова, М.М. Андреева, Т.А. Дмитренко // Интеграция образования. — 2018. — Т. 22. — № 1. — С. 91–106. DOI: 10.15507/1991-9468.090.022.201801.091-106.
10. Махмутова Е.Н. Проблемы анализа ценностно-смысловой сферы личности на примере исследования ценностных ориентаций госслужащих [Текст] / Е.Н. Махмутова, Н.А. Биктимирова // Экономика и управление: научно-практический журнал. — 2004. — № 5. — С. 23–26.
11. Полякова Т.Ю. Проблемы толкования инженерно-педагогической терминологии в международном общении [Текст] / Т.Ю. Полякова // Высшее образование в России. — 2018. — Т. 27. — № 5. — С. 104–109.
12. Пришвина В.В. Межкультурное измерение в современном инженерном образовании [Текст] / В.В. Пришвина // Психолого-педагогический поиск. — 2018. — №1 (45). — С. 175–184.
13. Шитов С.Б. Развитие культуры личности специалиста-инженера [Текст] / С.Б. Шитов // Педагогика. — 2018. — № 5. — С. 104–108.
14. Ilyushina A., Prishvina V., Shevchenko B., Kostikova L., Belogurov A. (2018). Cultural Values of University Students: Self-Assessment and Peer-Assessment. Proceedings of the 4th International Conference on Arts, Design and Contemporary Education (ICADCE 2018). Series: Advances in Social Science, Education and Humanities Research, vol. 232. Р. 579–583. DOI:10.2991/icadce-18.2018.122.
15. Kostikova L.P., Prishvina V.V., Ilyushina A.V., Fedotova O.S., Belogurov A.Yu. (2018). Culture in Teaching English as a Foreign Language. Proceedings of the 2018 International Conference on Culture, Education and Financial Development of Modern Society (ICCESE 2018). p. 13–17. DOI: 10.2991/iccese-18.2018.4.
16. Liferov A., Kostikova L. (December 2017) Russian Higher Education Meeting Challenges of 21st Century Labour Market // International Journal for 21st Century Education. Special Issue: Challenges of 21st Century Education in Europe. P. 51–58.
17. Lewis Richard D. When cultures collide: leading across cultures / Richard D. Lewis. 3rd ed. 2006. Nicholas Brealey International. 625 p.
18. Voevoda E.V., Belogurov A.Yu., Kostikova L.P., Romanenko N.M., Silantyeva M.V. (2017). Language Policy in the Russian Empire: Legal and Constitutional Aspect. Journal of Constitutional History, vol. 33, no. 1, pp. 121–130.