ОЦЕНКА РИСКОВ РАТИФИКАЦИИ ПАРИЖСКОГО СОГЛАШЕНИЯ ПО КЛИМАТУ ДЛЯ ТРАНСПОРТНОГО КОМПЛЕКСА РОССИИ
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
Рассмотрены ключевые вопросы Парижского соглашения по предотвращению изменения климата путем регулирования выбросов парниковых газов и риски для транспортной отрасли в случае ратификации этого соглашения. С использованием разработанной методики и прогнозных оценок численности и структур парков транспортных средств, транспортной работы выполнена оценка потенциала сокращения выбросов парниковых газов всеми видами транспорта на период до 2030 года и меры по его достижению. Установлено что выбросы парниковых газов транспортом в 2030 г. могут сократиться по сравнению с 2015 годом с 286,0 до 261,2…282,0 млн. т СО2-экв., что на 20…26% больше, чем в 1990 году. Достичь целевого уровня выбросов парниковых газов транспортом в 2030 г. (70…75% от уровня 1990 года) возможно, только при условии, если весь автомобильный парк России (66,3…73,6 млн. ед.) будет состоять наполовину из гибридных автомобилей и наполовину из электромобилей. Основными мероприятиями для выхода на траекторию стабилизации объемов выбросов парниковых газов транспортным комплексом и затем сокращения на 5…12% этих объемов в 2030 г. являются: введение углеродноориентированного транспортного налога на все виды транспортных средств; введение и ужесточение удельных (на единицу пробега) нормативов на расход топлива и выброс СО2 одиночных транспортных средств; меры по вытеснению из автомобильного парка транспорта, возраст которого превышает 10…15 лет, и замещению их электромобилями, гибридными автомобилями, автомобилями, работающими на альтернативных видах топлива, использованию безуглеродных транспортных средств. Формируемая система регулирования выбросов парниковых газов должна предусматривать дифференцированный подход к различным отраслям экономики (учитывая объективные различия в уровне их развития и технологические возможности по снижению объёмов выбросов парниковых газов) и не должна препятствовать достижению целей интенсивного развития экономики с темпами роста валового внутреннего продукта, превышающими среднемировые.

Ключевые слова:
Парижское соглашение, парниковые газы, транспорт, прогноз выбросов, целевой показатель, низкоуглеродное развитие.
Текст

1. Введение
Важным международным событием последних лет в области охраны окружающей среды явилось подписание 175 государствами, включая Россию, в конце 2015 г. в Париже нового климатического соглашения, которое вступило в силу в ноябре 2016 года [1]. В настоящее время участниками Парижского соглашения являются 197 стран, из них 170 его ратифицировали. По данным World Resources Institute, на эти страны приходится 90% глобальных выбросов парниковых газов (ПГ) [2]. Россия не ратифицировала документ. В рамках реализации Парижского соглашения поставлена задача сокращения выбросов ПГ экономикой России к 2030 г. до 70…75% от уровня 1990 г. Её выполнение в части сокращения выбросов ПГ должно стимулировать экономическое и технологическое развитие путем широкого использования возобновляемых источников энергии, электромобилей, энергосберегающих технологий. Также требуется диверсификация деятельности энергозатратных отраслей, прежде всего топливно-энергетического и транспортного секторов экономики.
Цель работы — ознакомление широкого круга специалистов с ключевыми вопросами Парижского соглашения и оценка достижимости транспортной отраслью приведенного выше целевого показателя сокращения выбросов ПГ с использованием методики [3, 4], разработанной на основе принципиальных теоретических положений, приведенных в [5–10].
2. Основные положения Парижского соглашения по климату
Соглашение2 направлено на укрепление глобального реагирования на угрозу изменения климата в контексте устойчивого развития посредством:
——удержания прироста глобальной средней температуры ниже 2 °C и приложения усилий в целях ограничения роста температуры до 1,5 °C, что значительно сократит риски и воздействие изменения климата;
——повышения способности адаптироваться к неблагоприятным воздействиям изменения климата и содействия развитию при низком уровне выбросов ПГ, таким образом, который не ставит под угрозу производство продовольствия;
——приведения финансовых потоков в направлении развития, характеризующегося низким уровнем выбросов ПГ и сопротивляемостью к изменению климата.
Парижское соглашение провозгласило два направления действий:
——снижение выбросов ПГ и адаптацию к негативным эффектам изменения климата;
——наиболее развитые страны имеют коллективное финансовое обязательство перед наиболее слабыми и климатически уязвимыми государствами (Россия в число этих стран не входит). Поток климатического финансирования, мобилизованного ими в виде государственных средств и частных инвестиций, должен вырасти до 100 млрд долларов в год с 2020 года.

Список литературы

1. РИА Новости. Парижское соглашение по климату. [Электронный ресурс] // Информационный веб-сайт. — Электрон. текст. и граф. дан. — URL: https://ria.ru/spravka/ 20171212/1510681570.html (дата обращения: 19.05.2018).

2. World Resources Institute [Электронный ресурс] // Информационный веб-сайт. — Электрон. текст. и граф. дан. — URL: http://www.wri.org/ (дата обращения: 19.05.2018).

3. Трофименко Ю. В., Комков В. И., Григорьева Т. Ю. Прогноз численности и структуры автомобильного парка Российской Федерации по экологическому классу, типу энергоустановок и виду топлива на период до 2030 года // Урбоэкология. Экологические риски урбанизированных территорий. Научный симпозиум. Самарский научный центр РАН, Самарский государственный технический университет. — 2017. — С. 196–212.

4. Trofimenko, Y., Komkov, V., Donchenko, V. Problems and prospects of sustainable low carbon development of transport in Russia. 2018. IOP Conference Series: Earth and Environmental Science, 177(1), 012014

5. Руководящие принципы национальных инвентаризаций парниковых газов МГЭИК, 2006 г. / Под ред. С. Игглестона, Л. Буэндиа, К. Мива, Т. Нгара и К. Танабе // Программа МГЭИК по национальным кадастрам парниковых газов. — ИГЕС, Япония. — 2006. — Т. 1–5. [Электронный ресурс]. — Электрон. текст. и граф. дан. — Систем. требования: Adobe Reader. — URL: http://www.ipcc-nggip.iges.or.jp/public/2006gl/russian/index.html (дата обращения: 19.05.2018).

6. COPERT Versions [Электронный ресурс] // Информационный веб-сайт. — Электрон. текст. и граф. дан. — URL: http://www.emisia.com/utilities/copert/versions/ (дата обращения: 19.05.2018).

7. EMEP/EEA air pollutant emission in venture guide book — 2016 [Электронный ресурс]. — Электрон. текст. и граф. дан. — Систем. требования: Adobe Reader. — URL: https://www.eea.europa.eu/publications/emep-eea-guidebook‑2016 (дата обращения: 19.05.2018).

8. Trofimenko Y. V., Grigoreva T. Y., Evgenev G. I. Energy-saving problems of road facilities in Russia. // WIT Transactions on Ecology and the Environment. 2014. Т. 190 vol. 1. pp. 535–542.

9. Григорьева Т. Ю., Трофименко Ю. В. Прогноз выбросов загрязняющих веществ в атмосферу автотранспортным комплексом Российской Федерации на период до 2030 года // Автотранспортное предприятие. — 2009. — № 3. — С. 31–35.

10. Donchenko V., Kunin Y., Ruzski A. et al. Estimated atmospheric emission from Motor Transport in Moscow based on transport Model of the sity, Transportation Research Procedia, 2016, pp. 2649–2658.

11. Национальный доклад о кадастре антропогенных выбросов из источников и абсорбции поглотителями парниковых газов, не регулируемых Монреальским протоколом, за 1990–2015 гг. — Москва. — 2017. — 471 с. [Электронный ресурс]. — Электрон. текст. и граф. дан. — Систем. требования: Adobe Reader. — URL: http://www.meteorf.ru/upload/pdf_download/NIR‑2017_v1_fin.pdf (дата обращения: 19. 05.2018).

12. Energy Carriers for Powertrains [Электронный ресурс]. — Электрон. текст. и граф. дан. — Систем. требования: Adobe Reader.

13. URL: https://www.ertrac.org/uploads/documentsearch/id32/2014–03–12_Roadmap_Energy_Carriers_for_Powertrains.pdf (дата обращения: 19.05.2018).

Войти или Создать
* Забыли пароль?