сотрудник с 15.04.2016 по настоящее время
ФГБУН ФИЦКИА РАН (лаборатория социокультурной динамики Арктических регионов Российской Федерации ИКИА, заведующий)
сотрудник
Россия
В статье приведены результаты исследования системы ценностей населения Архангельской области, проведенного в рамках мониторинга социально-психологической и социокультурной ситуации в Арктической зоне Российской Федерации. В качестве методико-методологической основы использовался классический подход американского социального психолога Милтона Рокича. Генеральная совокупность исследования представлена совокупной численностью населения ряда территорий Архангельской области, вошедших в состав Арктической зоны Российской Федерации: Городской округ «Архангельск», Городской округ «Новодвинск», Городской округ «Северодвинск», Мезенский муниципальный район, Онежский муниципальный район, Приморский муниципальный район. Выборочная совокупность представлена населением исследуемых территорий в возрасте от 18 лет и старше. Методы исследования: массовый анкетный опрос населения (объем выборки – 408 чел., доверительный интервал составил не более ± 5%) и экспертный опрос по методике полуструктурированного интервью (в качестве экспертов выступили представители сферы образования и культурно-досуговой деятельности – всего 15 чел.).
социокультурная ситуация, ценностные ориентации, терминальные ценности, инструментальные ценности, ментальность.
Важность изучения региональных особенностей системы ценностей населения современной России, в первую очередь, связана с проблемой интеграции жителей российских регионов в единый социальный организм на основе общих базовых ценностей и общей гражданской идентичности. Каждый регион представляет собой особый социокультурный комплекс со специфической для его населения системой образов мира, ценностной иерархией, представлениями о взаимоотношениях региона с Центром, государством в целом. На этой основе формируются определенные поведенческие паттерны и модель жизненного уклада, своеобразный «микрокосм с нечеткими границами, жители которого обладают особым менталитетом» [1]. В разных регионах эти модели могут заметно отличаться друг от друга и в каких-то своих элементах даже вступать в противоречие с нормами доминирующей (национальной) культуры. Для преодоления рисков культурной дезинтеграции и поиска общих аксиологических основ социальной жизни и необходимо изучать дифференциацию ценностных ориентаций в различных регионах с последующим компаративным анализом. В настоящей статье будут представлены некоторые результаты эмпирического исследования системы ценностей жителей арктических территорий Архангельской области.
В рамках мониторинга социально-психологической и социокультурной ситуации в Арктической зоне Российской Федерации было проведено исследование системы ценностей населения Архангельской области [2]. В качестве методико-методологической основы использовался классический подход американского социального психолога М. Рокича. Его методика предполагает разделение ценностей на два класса: терминальные, отражающие целевые установки индивидов (т.е. то, чего они хотят достигнуть), и инструментальные, через которые выражается представление об одобряемых средствах достижения жизненных целей. Для отечественных реалий методика Рокича была адаптирована А. Гоштаусом, А.А. Семеновым и В.А. Ядовым [3]. Перечень ценностей обоих классов представлен в табл. 1.
Таблица 1
Перечень ценностей (М. Рокич)
Терминальные ценности |
Инструментальные ценности |
Активная деятельная жизнь |
Аккуратность (умение содержать в порядке свои вещи, порядок в делах) |
Жизненная мудрость (здравый смысл, жизненный опыт) |
Воспитанность (хорошие манеры, вежливость) |
Здоровье (физическое и ментальное) |
Высокие запросы, притязания |
Интересная работа |
Жизнерадостность, чувство юмора |
Красота природы и искусства |
Исполнительность, дисциплинированность |
Любовь (духовная и физическая близость с любимым человеком) |
Независимость, самостоятельность |
Материально обеспеченная жизнь |
Непримиримость к недостаткам |
Наличие хороших и верных друзей |
Образованность |
Общая хорошая обстановка в стране, обществе, сохранение мира между народами |
Ответственность |
Общественное признание (уважение окружающих, коллег по работе) |
Рациональность (умение здраво и логично мыслить, принимать обдуманные решения) |
Познание (возможность расширения своего образования, общей культуры) |
Самоконтроль |
Равенство между людьми (равные возможности) |
Смелость в отстаивании своих взглядов |
Самостоятельность (независимость в суждениях и оценках) |
Твердая воля (умение настоять на своем) |
Свобода (независимость в поступках и действиях) |
Терпимость (к мнениям других людей, умение прощать другим их ошибки, готовность к компромиссу) |
Счастливая семейная жизнь |
Широта взглядов (умение понимать и уважать чужую точку зрения, чужие вкусы) |
Творчество |
Честность |
Уверенность в себе (свобода от внутренних противоречий, сомнений) |
Эффективность в делах, трудолюбие |
Удовольствия (развлечения, приятное времяпрепровождение) |
Чуткость, заботливость |
Генеральная совокупность исследования представлена совокупной численностью населения ряда территорий Архангельской области, вошедших в состав Арктической зоны Российской Федерации: Городской округ «Архангельск», Городской округ «Новодвинск», Городской округ «Северодвинск», Мезенский муниципальный район, Онежский муниципальный район, Приморский муниципальный район. Выборочная совокупность представлена населением исследуемых территорий в возрасте от 18 лет и старше. Методы исследования: массовый анкетный опрос населения (объем выборки – 408 чел., доверительный интервал составил не более ± 5%) и экспертный опрос по методике полуструктурированного интервью (в качестве экспертов выступили представители сферы образования и культурно-досуговой деятельности – всего 15 чел.).
По результатам проведенного нами исследования преобладающие терминальные ценности для населения Арктической зоны Архангельской области – семья, дети (80%), здоровье (78%), любовь, отношения, мир и безопасность (67–68%) (рис. 1). При этом семейные ценности выступают приоритетом, в большей степени среди женщин (86%), 50–59 лет (92%), категория «здоровье» также выделяется, как наиболее важная в этой возрастной категории (94%), но без значимых гендерных различий.
Наименее популярны такие терминальные ценности как: общественное признание, творчество, хобби, удовольствие, развлечения, повышение образования и общей культуры (рис. 1).
Согласно результатам опроса большинство респондентов относят себя к категории людей, которым собственных доходов хватает лишь на продукты питания и одежду (47%). Таким образом, основной заботой большей части населения является удовлетворение первичных потребностей (пища, жилье, одежда), ресурсов же, например, для саморазвития уже недостаточно.
Комментарий эксперта – преподавателя в университете[1]:
«К сожалению, бывает, что, особенно в сельской местности, уровень как-то совершенно далек от того, чтобы больше узнавать, развиваться, что-то новое познавать люди обычно. Ну, вот есть Пирамида Маслоу – потребность, и она очень сильно зависит от материального достатка, то есть если материальный достаток невысок, то в первую очередь о том, чтобы поесть, одеться и жить в тепле, дальше человек уже не поднимается. Ну вот поэтому для того, чтобы задумались о духовном, о культуре надо для того, чтобы у человека обязательно должно быть жильё, должна быть работа вот в первую очередь вот это, то есть если будет доход, доход будет определенный, на определенном жизненном этапе человек сам подойдет, потому что ему это нужно, а если он находится на грани выживания, то очень часто поворота не произойдет в его жизни».
Отвечая на вопрос «Чем Вы обычно предпочитаете заниматься в свободное время?», большинство респондентов отметили, что ежедневно общаются с родственниками (53%) и друзьями (44%), посещают интернет-сайты и социальные сети (42%) и слушают музыку (36%). При этом никогда не посещают кружки по интересам (76%), ночные клубы (65%), не играют в компьютерные игры (62%), не участвуют в общественно-политических мероприятиях (59%) (рис. 3).
При этом чувство скуки испытывают редко 50% и никогда 16%, а каждый день только 3%. Из невоплощенных в жизнь желаний лидируют: путешествия – 62%, изучать иностранные языки (37%) и преобразовывать свой дом (33%). Основными причинами, помешавшими реализации задуманного (открытый вопрос), респонденты называют нехватку финансов, времени и лень.
Комментарий эксперта – сотрудника библиотеки.
«Мне кажется, что люди – они сейчас как-то стали меньше это все ценить и меньше интересоваться культурными ценностями, потому что раньше, в советское время, люди были более, мне кажется… ходили на разные выставки, в кино ходили. Сейчас, конечно, ходят в кино. Но, допустим, на выставки ведь ходит какой-то определенный сегмент людей. Потому что сейчас чтобы, допустим, посетить какую-то хорошую выставку, нужны немалые деньги. Они не у всех может быть есть. Человек, например, и хочет, может, сходить там посмотреть в Третьяковскую галерею. Но у него просто нет средств, допустим, чтобы выехать в Санкт-Петербург и посмотреть на картины».
Комментарий эксперта – театрального критика
«Вот то, что сейчас резкое повышение цен случилось в наших архангельских театрах, они, по-моему, немножечко переоценили свои возможности. Т.е. они почувствовали, что театр набирает популярность и театр хорошо заполнялся, и вот они решили сразу резко поднять и тем самым свое материальное благополучие... Здесь, по-моему, они финансово проиграли, потому что это вот видно иногда по наполняемости, но премьера, она премьера и есть. А вот рядовой спектакль - посещение немножечко страдает. Ну оно, если есть традиция. Вот те города, в которых всегда традиционно был оперный театр, он и существует. У людей есть привычка, у людей есть интерес, и воспитано поколение публики. У нас в Архангельске так не сложилось, у нас стационарного музыкального театра не было».
Из набора инструментальных ценностей наиболее популярны среди опрошенных – требовательность к себе, окружающим (86%) и воспитанность, вежливость (66%). Наименее важны, по мнению респондентов: настойчивость, твердость характера, чуткость, заботливость (8%) и амбициозность, желание добиться успеха (11%) (рис. 4).
Анализируя полученные данные, на наш взгляд, стоит обратить внимание на менталитет северян. Можно выделить два уровня ментальных различий: центр – провинция и север – юг. В сравнении с центром (Москва, Санкт-Петербург) северный регион отличается большей консервативностью мышления в восприятии людей и событий. Большая часть населения в основном занята выживанием и ценит семью, друзей, традиции. На прочее же, например, хобби, общественное признание, саморазвитие уже не хватает ресурсов – ни внутренних, ни внешних. По мнению экспертов, среди различий в ментальности северных и южных регионов, можно отметить определенную замкнутость северян, надежду, прежде всего, только на самого себя. При этом большинство респондентов отметили, что довольно редко испытывают постоянное чувство скуки, что указывает на самодостаточность, и находят достаточно понимания среди членов семьи и друзей.
Работа выполнена при финансовой поддержке Минобрнауки РФ (№ гос. регистрации проекта - АААА-А19-119020490098-1).
[1] Здесь и далее в комментариях приводится прямая речь экспертов с сохранением лексических и грамматических особенностей
1. Бусыгина И.М. Концептуальные основы европейского регионализма // Регионализм и регионы в странах Запада и России. М.: Интердиалект. – 2001. – С. 8–18.
2. Максимов А.М., Малинина К.О. , Блынская Т.А., Балицкая С.М. Методологические и методические аспекты изучения социального самочувствия населения Арктической зоны Российской Федерации в контексте его ценностных ориентаций // Арктика и Север. – 2017. – № 29. – С. 57–73.
3. Саморегуляция и прогнозирование социального поведения личности: Диспозиционная концепция. М.: ЦСПиМ, 2013. – 376 с.