Москва, г. Москва и Московская область, Россия
В статье представлены результаты исследования, направленного на изучение сформированности базовых учебных действий у школьников с интеллектуальными нарушениями, обучающихся в специальной (коррекционной) школе. На примере решения текстовых арифметических задач дана оценка развития учебных действий у учащихся с легкой и умеренной умственной отсталостью, установлена взаимосвязь между умением решать арифметические задачи и состоянием базовых учебных действий.
школьники с легкой умственной отсталостью, школьники с умеренной умственной отсталостью, специальная (коррекционная) школа, базовые учебные действия, специальная методика обучения математике.
В условиях модернизации российского образования одним из приоритетных направлений становится получение качественного общего образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья. В связи с этим возрастает значение повышения эффективности учебного процесса за счет поиска новых, более эффективных путей формирования знаний, а также совершенствования средств и методов обучения с учетом потенциальных возможностей школьников.
В Федеральном государственном образовательном стандарте (ФГОС) образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) ставится задача формирования базовых учебных действий (БУД). Под БУД понимаются такие действия, которые создают основу для осознанного подхода младших школьников с умственной отсталостью к процессу обучения и способствуют последующему становлению учащегося как субъекта сознательной активной учебной деятельности на доступном для него уровне. Базовые учебные действия обеспечивают усвоение новых знаний и умений и проявляются в способности школьников самостоятельно (или при поддержке взрослого) их применить в разных ситуациях.
В работах И.М. Бгажноковой, В.В. Воронковой, А.Н. Граборова, Т.В. Егорова, И.Г. Еременко, Ю.Т. Матасова, Б.Н. Пинского, И.М. Соловьева и других подчеркивается роль формирования учебных умений, а также использования полученных знаний умственно отсталыми учениками при решении жизненных ситуаций. Об этом же писал в своих трудах А. Бине.
В действующих программах для специальных (коррекционных) образовательных школ VIII вида (под общей редакцией И.М. Бгажноковой, под редакцией В.В. Воронковой) предполагается развитие учебных умений на всех учебных дисциплинах.
Со вступлением в силу ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) формирование учебных действий ставится как отдельная задача школы. У выпускников с умственной отсталостью предлагается оценивать БУД как образовательные результаты.
В последние годы появились исследования, направленные на изучение универсальных и базовых учебных действий у обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (Н.В. Бабкина, В.А. Галкина, Е.Г. Речицкая). Однако их недостаточно. Практические работники образовательных учреждений испытывают потребность в технологиях развития базовых учебных действий.
В нашем исследовании мы поставили задачу исследовать состояние базовых учебных действий у учащихся с интеллектуальными нарушениями и проследить динамику их развития у школьников 2–5 классов в процессе решения текстовых арифметических задач.
В констатирующем эксперименте приняли участие 113 школьников: из них 67 учащихся с легкой умственной отсталостью и 46 учащихся с умеренной умственной отсталостью. Исследование проводилось на базе специальных (коррекционных) школ г. Москвы: № 108, Школьное отделение № 1, Школьное отделение № 2 Юго-Западного административного округа, колледжа малого бизнеса № 4, структурное подразделение «Школа» Центрального административного округа.
На основе анализа программ по математике для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, примерной адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и учебников по математике (автор Т.В. Алышева), нами была разработана методика констатирующего эксперимента.
Школьникам вторых классов (с легкой умственной отсталостью) и школьникам четвертых и пятых классов (с умеренной умственной отсталостью) предлагалось решить простые арифметические задачи на нахождение суммы двух чисел и на нахождение остатка, а также задачи на увеличение числа на несколько единиц и задачи на уменьшение числа на несколько единиц.
Учащимся третьих классов (с легкой умственной отсталостью) предлагались для решения простые задачи на увеличение числа на несколько единиц и задачи на уменьшение числа на несколько единиц, а также составные арифметические задачи.
В процессе решения арифметических задач мы изучали сформированность базовых учебных действий (личностных, коммуникативных, регулятивных, познавательных), а также оценивали по системе оценки, представленной в адаптированной основной общеобразовательной программе [1].
Количественный анализ результатов решения арифметических задач учащимися с легкой умственной отсталостью представлен в табл. 1, 2.
Таблица 1
Результаты решения простых арифметических задач учащимися вторых классов с легкой умственной отсталостью
Вид задачи |
Количество учащихся, отнесенных к достаточному уровню |
Количество учащихся, отнесенных к среднему уровню |
Количество учащихся, отнесенных к низкому уровню |
Нахождение суммы двух чисел |
5 |
7 |
5 |
Нахождение остатка |
2 |
7 |
8 |
Увеличение числа на несколько единиц |
2 |
4 |
11 |
Уменьшение числа на несколько единиц |
0 |
3 |
14 |
Доля, % |
13 |
31 |
56 |
Как видно из табл., овладели решением простых задач на достаточном уровне 13% учащихся вторых классов и 23% учащихся третьих классов, на среднем уровне – 31 и 46% соответственно, на низком уровне – 56 и 31% учащихся.
Таким образом, учащиеся недостаточно овладели решением простых арифметических задач и, следовательно, оказываются не готовыми для решения составных арифметических задач.
Ошибки, которые допустили учащиеся при решении простых задач связаны: с неправильным выбором арифметического действия (20% учащихся); с ошибками при формулировке ответа задачи (15% учащихся); с вычислительными ошибками (13% учащихся); с заменой или отсутствием наименований при записи решения (11%); с заменой числовых данных при списывании (9%); с ошибками при оформлении краткой записи (5%); с ошибками персеверации (4%).
Сравнительный анализ результатов решения простых арифметических задач учащимися вторых и третьих классов показал хотя и незначительную, но положительную динамику (табл. 1, 2).
Таблица 2
Результаты решения простых арифметических задач учащимися третьих классов с легкой умственной отсталостью
Вид задачи |
Количество учащихся, отнесенных к достаточному уровню |
Количество учащихся, отнесенных к среднему уровню |
Количество учащихся, отнесенных к низкому уровню |
Увеличение числа на несколько единиц |
12 |
27 |
11 |
Уменьшение числа на несколько единиц |
11 |
19 |
20 |
Доля, % |
23 |
46 |
31 |
В процессе решения задач учащимися с легкой степенью умственной отсталости были выявлены особенности базовых учебных действий.
Личностные УД: проявление интереса к решению предложенной задачи носило временный характер; многие учащиеся были не способны сразу включиться в работу; у них отсутствовала потребность воспользоваться предметно-практической наглядностью для решения задач (например, для иллюстрирования задачи были предложены предметы, однако никто из учащихся самостоятельно не воспользовался ими даже в случае затруднений при решении задач, лишь после того, как экспериментатор обращал внимание школьников на предметы, некоторые приступали к действиям с ними); ряд школьников проявляли нерешительность при решении задач, неуверенность в своих силах, ожидали оценки экспериментатора, подтверждающей правильность выбора действий.
Познавательные УД: затруднения вызывала работа по алгоритму; наблюдалась несформированность приемов обобщения, анализа, абстрагирования, а также отмечалась недостаточная ориентировка в условии задачи; проявлялась склонность к решению арифметических задач по шаблону, школьники стремились копировать решение предыдущей задачи без учета ситуации, описанной в задаче, а также, руководствуясь случайными ассоциациями, вызванными созвучием слов и выражений.
Регулятивные УД: большинство учеников испытывали трудности планирования и контроля, слабо осознавали смысл арифметических действий, порой не устанавливали связи между словесными формулировками задачи с арифметическими действиями и решением; деятельность характеризовалась общей неорганизованностью и недостаточной целенаправленностью.
Сравнительный анализ результатов сформированности базовых учебных действий у учащихся вторых и третьих классов с легкой умственной отсталостью показал, что наблюдается динамика развития БУД, но она незначительная (табл. 3). Так, по сравнению со вторым классом, в третьем возросло количество учащихся, получивших 3 балла (0 и 8,5% соответственно) и уменьшилось количество школьников, получивших 0 баллов (29 и 0% соответственно). Исследование показало выше результаты сформированности у учащихся вторых и третьих классов личностных и коммуникативных УД, чем познавательных и регулятивных.
Таблица 3
Результаты сформированности базовых учебных действий у учащихся с легкой степенью умственной отсталости
Вид учебных действий |
Количество учащихся, получивших 3 балла |
Количество учащихся, получивших 2 балла |
Количество учащихся, получивших 1 балл |
Количество учащихся, получивших 0 баллов |
||||||
|
2 класс |
3 класс |
2 класс |
3 класс |
2 класс |
3 класс |
2 класс |
3 класс |
||
Личностные |
0 |
9 |
7 |
28 |
7 |
13 |
3 |
0 |
||
Коммуникативные |
0 |
4 |
5 |
32 |
8 |
14 |
4 |
0 |
||
Регулятивные |
0 |
0 |
0 |
20 |
8 |
30 |
9 |
0 |
||
Познавательные |
0 |
4 |
0 |
23 |
13 |
23 |
4 |
0 |
||
Доля, % |
0 |
8,5 |
18 |
51,5 |
53 |
40 |
29 |
0 |
||
Количественный анализ результатов решения арифметических задач учащимися с умеренной умственной отсталостью представлен в табл. 4, 5.
Таблица 4
Результаты решения простых арифметических задач учащимися четвертых классов с умеренной умственной отсталостью
Вид задачи |
Количество учащихся, отнесенных к достаточному уровню |
Количество учащихся, отнесенных к среднему уровню |
Количество учащихся, отнесенных к низкому уровню |
Нахождение суммы двух чисел |
2 |
20 |
11 |
Нахождение остатка |
0 |
13 |
20 |
Доля, % |
3 |
50 |
47 |
Увеличение числа на несколько единиц |
0 |
4 |
14 |
Доля, % |
0 |
22 |
78 |
Уменьшение числа на несколько единиц |
0 |
1 |
14 |
Доля, % |
0 |
7 |
93 |
Таблица 5
Результаты решения простых арифметических задач учащимися пятых классов с умеренной умственной отсталостью
Вид задачи |
Количество учащихся, отнесенных к достаточному уровню |
Количество учащихся, отнесенных к среднему уровню |
Количество учащихся, отнесенных к низкому уровню |
Нахождение суммы двух чисел |
1 |
5 |
7 |
Нахождение остатка |
1 |
2 |
10 |
Доля, % |
8 |
27 |
65 |
Увеличение числа на несколько единиц |
0 |
2 |
4 |
Уменьшение числа на несколько единиц |
0 |
1 |
5 |
Доля, % |
0 |
25 |
75 |
Как видно из табл., учащиеся с умеренной умственной отсталостью недостаточно овладели умением решать простые арифметические задачи. Решение задач на увеличение / уменьшение числа на несколько единиц вызвало у них значительные трудности, половине испытуемых этот вид задач оказался недоступным.
Вместе с тем, мы наблюдаем некоторую положительную динамику решения задач (табл. 4, 5).
Частыми причинами ошибочного решения простых арифметических задач были: неправильный выбор арифметического действия, неспособность самостоятельно представить ситуацию, описанную в задаче, привлечение к решению посторонних числовых данных, ошибки невнимания, вычислительные ошибки.
В процессе решения задач учащимися с умеренной умственной отсталостью были выявлены особенности базовых учебных действий.
Личностные УД: несамостоятельность при решении простых арифметических задач (например, после прочтения задачи, начинали хаотично называть (угадывать) числа и арифметические действия, только после того, как экспериментатор иллюстрировал ситуацию, описанную в задаче, с помощью предметов включались в работу)); нерешительность (ожидали помощи и подтверждения правильности своих действий со стороны экспериментатора).
Познавательные УД: несформированность учебной деятельности: потеря цели (например, как только экспериментатор предлагал предметы для иллюстрирования задачи, переключались на действия с ними, забывая о задаче), неумение следовать плану работы над задачей, отсутствие завершенности действия (ответ после решения арифметической задачи не называли), вычислительные операции выполнялись приемом пересчета.
Регулятивные УД: исправления самостоятельно не вносили даже при признании ошибок; проявляли признаки истощения и усталости через 10–15 мин. после начала работы, сниженную работоспособность (например, начинали спрашивать: «Когда пойду к воспитателю?» и др.); не оценивали свои результаты; наблюдались трудности переключения (например, решали задачу по аналогии с предыдущей); заменяли одно арифметическое действие другим.
Таблица 6
Результаты сформированности базовых учебных действий у учащихся четвертых и пятых классов с умеренной степенью умственной отсталости
Вид учебных действий |
Количество учащихся, получивших 3 балла |
Количество учащихся, получивших 2 балла |
Количество учащихся, получивших 1 балл |
Количество учащихся, получивших 0 баллов |
||||||
|
4 класс |
5 класс |
4 класс |
5 класс |
4 класс |
5 класс |
4 класс |
5 класс |
||
Личностные |
0 |
1 |
15 |
6 |
12 |
4 |
6 |
2 |
||
Коммуникативные |
0 |
1 |
5 |
4 |
22 |
6 |
6 |
2 |
||
Регулятивные |
0 |
0 |
0 |
1 |
20 |
6 |
13 |
6 |
||
Познавательные |
0 |
0 |
0 |
2 |
27 |
9 |
6 |
2 |
||
Доля, % |
0 |
4 |
15 |
25 |
61 |
48 |
24 |
23 |
||
Таким образом, в ходе исследования было установлено, что базовые учебные действия у большинства школьников с умеренной умственной отсталостью находятся на низком уровне. Вместе с тем, было выявлено, что у учащихся пятых классов наблюдается небольшая динамика развития БУД, по сравнению с учащимися четвертых классов (табл. 6), что свидетельствует о возможности их развития.
Проведенное исследование показало, что у школьников четвертых и пятых классов с умеренной умственной отсталостью базовые учебные действия находятся на более низком уровне по сравнению с учащимися вторых и третьих классов с легкой умственной отсталостью. Так, с низким уровнем развития базовых учебных действий зарегистрировано 24% учащихся четвертых и 23% учащихся пятых классов. Среди учеников с легкой умственной отсталостью низкий уровень был зафиксирован у 29% учащихся вторых классов, учеников третьих классов с этим уровнем не обнаружено.
Сопоставив результаты решения арифметических задач и уровни развития базовых учебных действий, мы выявили зависимость: на качество решения арифметических задач школьниками влияет уровень сформированности БУД.
В ходе исследования было установлено, что у школьников с легкой и умеренной умственной отсталостью регулятивные и познавательные учебные действия развиты на более низком уровне, чем личностные и коммуникативные.
Была обнаружена незначительная положительная динамика как при решении арифметических задач школьниками, так и в развитии базовых учебных действий. Исследование показало, что ученики с умеренной умственной отсталостью способны овладевать базовыми учебными действиями, но в более поздние сроки.
Низкий уровень сформированности базовых учебных действий, а также недостаточно сформированные умения решать арифметические задачи у школьников с умственной отсталостью свидетельствуют о необходимости разработки педагогических технологий, позволяющих решать современные задачи образования обучающихся с умственной отсталостью (с интеллектуальными нарушениями).
1. Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) / М-во образования и науки Рос. Федерации. – М.: Просвещение, 2017. – 365 с.
2. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. Подготовит., 1-4 класс; под ред. В.В. Воронковой. - М. : Просвещение, 2013. - 176 с.
3. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. 0-4 классы; под ред. И.М. Бгажноковой. - М. : Просвещение, 2011. - 240 с.
4. Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) / М-во образования и науки Рос. Федерации. – М.: Просвещение, 2017. – 78 с.
5. Яковлева И.М. Состояние умений младших школьников с интеллектуальными нарушениями решать простые арифметические задачи \ И.М. Яковлева, Е.В. Скира \\ Проблемы современного педагогического образования. Сер.: Педагогика и психология. – Сборник научных трудов: - Ялта: РИО ГПА, 2018. – Вып. 58. – Ч. 4. - С. 296–299.