СОСТОЯНИЕ БАЗОВЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ У ШКОЛЬНИКОВ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ НА ПРИМЕРЕ РЕШЕНИЯ АРИФМЕТИЧЕСКИХ ЗАДАЧ
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
В статье представлены результаты исследования, направленного на изучение сформированности базовых учебных действий у школьников с интеллектуальными нарушениями, обучающихся в специальной (коррекционной) школе. На примере решения текстовых арифметических задач дана оценка развития учебных действий у учащихся с легкой и умеренной умственной отсталостью, установлена взаимосвязь между умением решать арифметические задачи и состоянием базовых учебных действий.

Ключевые слова:
школьники с легкой умственной отсталостью, школьники с умеренной умственной отсталостью, специальная (коррекционная) школа, базовые учебные действия, специальная методика обучения математике.
Текст
Текст произведения (PDF): Читать Скачать

В условиях модернизации российского образования одним из приоритетных направлений становится получение качественного общего образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья. В связи с этим возрастает значение повышения эффективности учебного процесса за счет поиска новых, более эффективных путей формирования знаний, а также совершенствования средств и методов обучения с учетом потенциальных возможностей школьников.

В Федеральном государственном образовательном стандарте (ФГОС) образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) ставится задача формирования базовых учебных действий (БУД). Под БУД понимаются такие действия, которые создают основу для осознанного подхода младших школьников с умственной отсталостью к процессу обучения и способствуют последующему становлению учащегося как субъекта сознательной активной учебной деятельности на доступном для него уровне. Базовые учебные действия обеспечивают усвоение новых знаний и умений и проявляются в способности школьников самостоятельно (или при поддержке взрослого) их применить в разных ситуациях.

В работах И.М. Бгажноковой, В.В. Воронковой, А.Н. Граборова, Т.В. Егорова, И.Г. Еременко, Ю.Т. Матасова, Б.Н. Пинского, И.М. Соловьева и других подчеркивается роль формирования учебных умений, а также использования полученных знаний умственно отсталыми учениками при решении жизненных ситуаций. Об этом же писал в своих трудах А. Бине.

В действующих программах для специальных (коррекционных) образовательных школ VIII вида (под общей редакцией И.М. Бгажноковой, под редакцией В.В. Воронковой) предполагается развитие учебных умений на всех учебных дисциплинах.

Со вступлением в силу ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) формирование учебных действий ставится как отдельная задача школы. У выпускников с умственной отсталостью предлагается оценивать БУД как образовательные результаты.

В последние годы появились исследования, направленные на изучение универсальных и базовых учебных действий у обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (Н.В. Бабкина, В.А. Галкина, Е.Г. Речицкая). Однако их недостаточно. Практические работники образовательных учреждений испытывают потребность в технологиях развития базовых учебных действий.

В нашем исследовании мы поставили задачу исследовать состояние базовых учебных действий у учащихся с интеллектуальными нарушениями и проследить динамику их развития у школьников 2–5 классов в процессе решения текстовых арифметических задач.

В констатирующем эксперименте приняли участие 113 школьников: из них 67 учащихся с легкой умственной отсталостью и 46 учащихся с умеренной умственной отсталостью. Исследование проводилось на базе специальных (коррекционных) школ г. Москвы: № 108, Школьное отделение № 1, Школьное отделение № 2 Юго-Западного административного округа, колледжа малого бизнеса № 4, структурное подразделение «Школа» Центрального административного округа.

На основе анализа программ по математике для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, примерной адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и учебников по математике (автор Т.В. Алышева), нами была разработана методика констатирующего эксперимента.

Школьникам вторых классов (с легкой умственной отсталостью) и школьникам четвертых и пятых классов (с умеренной умственной отсталостью) предлагалось решить простые арифметические задачи на нахождение суммы двух чисел и на нахождение остатка, а также задачи на увеличение числа на несколько единиц и задачи на уменьшение числа на несколько единиц.

Учащимся третьих классов (с легкой умственной отсталостью) предлагались для решения простые задачи на увеличение числа на несколько единиц и задачи на уменьшение числа на несколько единиц, а также составные арифметические задачи.

В процессе решения арифметических задач мы изучали сформированность базовых учебных действий (личностных, коммуникативных, регулятивных, познавательных), а также оценивали по системе оценки, представленной в адаптированной основной общеобразовательной программе [1]. 

Количественный анализ результатов решения арифметических задач учащимися с легкой умственной отсталостью представлен в табл. 1, 2.

 

Таблица 1

Результаты решения простых арифметических задач учащимися вторых классов с легкой умственной отсталостью

Вид задачи

Количество учащихся, отнесенных к достаточному уровню

Количество учащихся, отнесенных к среднему уровню

Количество учащихся, отнесенных к низкому уровню

Нахождение суммы двух чисел

5

7

5

Нахождение остатка

2

7

8

Увеличение числа на несколько единиц

2

4

11

Уменьшение числа на несколько единиц

0

3

14

Доля, %

13

31

56

 

Как видно из табл., овладели решением простых задач на достаточном уровне 13% учащихся вторых классов и 23% учащихся третьих классов, на среднем уровне – 31 и 46% соответственно, на низком уровне – 56 и  31% учащихся.

Таким образом, учащиеся недостаточно овладели решением простых арифметических задач и, следовательно, оказываются не готовыми для решения составных арифметических задач.

Ошибки, которые допустили учащиеся при решении простых задач связаны: с неправильным выбором арифметического действия (20% учащихся); с ошибками при формулировке ответа задачи (15% учащихся); с вычислительными ошибками (13% учащихся); с заменой или отсутствием наименований при записи решения (11%); с заменой числовых данных при списывании (9%); с ошибками при оформлении краткой записи (5%); с ошибками персеверации (4%).

Сравнительный анализ результатов решения простых арифметических задач учащимися вторых и третьих классов показал хотя и незначительную, но положительную динамику (табл. 1, 2).

 

Таблица 2

Результаты решения простых арифметических задач учащимися третьих классов с легкой умственной отсталостью

Вид задачи

Количество учащихся, отнесенных к достаточному уровню

Количество учащихся, отнесенных к среднему уровню

Количество учащихся, отнесенных к низкому уровню

Увеличение числа на несколько единиц

12

27

11

Уменьшение числа на несколько единиц

11

19

20

Доля, %

23

46

31 

 

В процессе решения задач учащимися с легкой степенью умственной отсталости были выявлены особенности базовых учебных действий.

Личностные УД: проявление интереса к решению предложенной задачи носило временный характер; многие учащиеся были не способны сразу включиться в работу; у них отсутствовала потребность воспользоваться предметно-практической наглядностью для решения задач (например,  для иллюстрирования задачи были предложены предметы, однако никто из учащихся самостоятельно не воспользовался ими даже в случае затруднений при решении задач, лишь после того, как экспериментатор обращал внимание школьников на предметы, некоторые приступали к действиям с ними); ряд школьников проявляли нерешительность при решении задач, неуверенность в своих силах, ожидали оценки экспериментатора, подтверждающей правильность выбора действий.

 Познавательные УД: затруднения вызывала работа по алгоритму; наблюдалась несформированность приемов обобщения, анализа, абстрагирования, а также отмечалась недостаточная ориентировка в условии задачи; проявлялась склонность к решению арифметических задач по шаблону, школьники стремились копировать решение предыдущей задачи без учета ситуации, описанной в задаче, а также, руководствуясь случайными ассоциациями, вызванными созвучием слов и выражений.

Регулятивные УД: большинство учеников испытывали трудности планирования и контроля, слабо осознавали смысл арифметических действий, порой не устанавливали связи между словесными формулировками задачи с арифметическими действиями и решением; деятельность характеризовалась общей неорганизованностью и недостаточной целенаправленностью.

Сравнительный анализ результатов сформированности базовых учебных действий у учащихся вторых и третьих классов с легкой умственной отсталостью показал, что наблюдается динамика развития БУД, но она незначительная (табл. 3). Так, по сравнению со вторым классом, в третьем возросло количество учащихся, получивших 3 балла (0 и 8,5% соответственно) и уменьшилось количество школьников, получивших 0 баллов (29 и 0% соответственно). Исследование показало выше результаты сформированности у учащихся вторых и третьих классов личностных и коммуникативных УД, чем познавательных и регулятивных.

Таблица 3

Результаты сформированности базовых учебных действий у учащихся с легкой степенью умственной отсталости

Вид учебных действий

Количество учащихся, получивших 3 балла

Количество учащихся, получивших 2 балла

Количество учащихся, получивших 1 балл

Количество учащихся, получивших 0 баллов

 

2 класс

3 класс

2 класс

3 класс

2 класс

3 класс

2 класс

3 класс

Личностные

0

9

7

28

7

13

3

0

Коммуникативные

0

4

5

32

8

14

4

0

Регулятивные

0

0

0

20

8

30

9

0

Познавательные

0

4

0

23

13

23

4

0

Доля, %

0

8,5

18

51,5

53

40

29

0

                     

 

Количественный анализ результатов решения арифметических задач учащимися с умеренной умственной отсталостью представлен в табл. 4, 5.

 

Таблица 4

Результаты решения простых арифметических задач учащимися четвертых классов с умеренной умственной отсталостью

Вид задачи

Количество учащихся, отнесенных к достаточному уровню

Количество учащихся, отнесенных к среднему уровню

Количество учащихся, отнесенных к низкому уровню

Нахождение суммы двух чисел

2

20

11

Нахождение остатка

0

13

20

Доля, %

3

50

47

Увеличение числа на несколько единиц

0

4

14

Доля, %

0

22

78

Уменьшение числа на несколько единиц

0

1

14

Доля, %

0

7

93

 

Таблица 5

Результаты решения простых арифметических задач учащимися пятых классов с умеренной умственной отсталостью

Вид задачи

Количество учащихся, отнесенных к достаточному уровню

Количество учащихся, отнесенных к среднему уровню

Количество учащихся, отнесенных к низкому уровню

Нахождение суммы двух чисел

1

5

7

Нахождение остатка

1

2

10

Доля, %

8

27

65

Увеличение числа на несколько единиц

0

2

4

Уменьшение числа на несколько единиц

0

1

5

Доля, %

0

25

75

 

Как видно из табл., учащиеся с умеренной умственной отсталостью недостаточно овладели умением решать простые арифметические задачи. Решение задач на увеличение / уменьшение числа на несколько единиц вызвало у них значительные трудности, половине испытуемых этот вид задач оказался недоступным.

Вместе с тем, мы наблюдаем некоторую положительную динамику решения задач (табл. 4, 5).

Частыми причинами ошибочного решения простых арифметических задач были: неправильный выбор арифметического действия, неспособность самостоятельно представить ситуацию, описанную в задаче, привлечение к решению посторонних числовых данных, ошибки невнимания, вычислительные ошибки.

В процессе решения задач учащимися с умеренной умственной отсталостью были выявлены особенности базовых учебных действий.

Личностные УД: несамостоятельность при решении простых арифметических задач (например, после прочтения задачи, начинали хаотично называть (угадывать) числа и арифметические действия, только после того, как экспериментатор иллюстрировал  ситуацию, описанную в задаче, с помощью предметов включались в работу));  нерешительность (ожидали помощи и подтверждения правильности своих действий со стороны экспериментатора).

Познавательные УД:  несформированность учебной деятельности: потеря цели (например, как только экспериментатор предлагал предметы для иллюстрирования задачи, переключались на действия с ними, забывая о задаче),  неумение следовать плану работы над задачей, отсутствие завершенности действия (ответ после решения арифметической задачи не называли), вычислительные операции выполнялись приемом пересчета.

Регулятивные УД: исправления самостоятельно не вносили даже при признании ошибок; проявляли признаки истощения и усталости через 10–15 мин. после начала работы, сниженную работоспособность (например, начинали спрашивать: «Когда пойду к воспитателю?» и др.); не оценивали свои результаты; наблюдались трудности переключения (например, решали задачу по аналогии с предыдущей); заменяли одно арифметическое действие другим.

 

Таблица 6

Результаты сформированности базовых учебных действий у учащихся четвертых и пятых классов с умеренной степенью умственной отсталости

Вид учебных действий

Количество учащихся, получивших 3 балла

Количество учащихся, получивших 2 балла

Количество учащихся, получивших 1 балл

Количество учащихся, получивших 0 баллов

 

4

класс

5 класс

4

класс

5 класс

4

класс

5 класс

4

класс

5 класс

Личностные

0

1

15

6

12

4

6

2

Коммуникативные

0

1

5

4

22

6

6

2

Регулятивные

0

0

0

1

20

6

13

6

Познавательные

0

0

0

2

27

9

6

2

Доля, %

0

4

15

25

61

48

24

23

                     

 

Таким образом, в ходе исследования было установлено, что базовые учебные действия у большинства школьников с умеренной умственной отсталостью находятся на низком уровне. Вместе с тем, было выявлено, что у учащихся пятых классов наблюдается небольшая динамика развития БУД, по сравнению с учащимися четвертых классов (табл. 6), что свидетельствует о возможности их развития.

Проведенное исследование показало, что у  школьников четвертых и пятых классов с умеренной умственной отсталостью базовые учебные действия находятся на более низком уровне по сравнению с учащимися вторых и третьих  классов с легкой умственной отсталостью. Так, с низким уровнем развития базовых учебных действий зарегистрировано 24% учащихся четвертых и 23% учащихся пятых классов.  Среди учеников с легкой умственной отсталостью низкий уровень  был зафиксирован у 29% учащихся вторых классов, учеников третьих классов с этим уровнем не обнаружено.

 Сопоставив результаты решения арифметических задач и уровни развития базовых учебных действий,  мы выявили  зависимость: на качество решения арифметических задач школьниками влияет уровень сформированности БУД.

В ходе исследования было установлено, что у школьников с легкой и умеренной умственной отсталостью  регулятивные и познавательные учебные действия развиты на более низком уровне, чем личностные и коммуникативные.

Была обнаружена незначительная положительная динамика как при решении арифметических задач школьниками, так и в развитии базовых учебных действий. Исследование показало, что ученики с умеренной умственной отсталостью способны овладевать базовыми учебными действиями, но в более поздние сроки.

Низкий уровень сформированности базовых учебных действий, а также недостаточно сформированные умения решать арифметические задачи у школьников с умственной отсталостью свидетельствуют о необходимости разработки  педагогических технологий, позволяющих решать современные задачи образования обучающихся с умственной отсталостью (с интеллектуальными нарушениями).

Список литературы

1. Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) / М-во образования и науки Рос. Федерации. – М.: Просвещение, 2017. – 365 с.

2. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. Подготовит., 1-4 класс; под ред. В.В. Воронковой. - М. : Просвещение, 2013. - 176 с.

3. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. 0-4 классы; под ред. И.М. Бгажноковой. - М. : Просвещение, 2011. - 240 с.

4. Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) / М-во образования и науки Рос. Федерации. – М.: Просвещение, 2017. – 78 с.

5. Яковлева И.М. Состояние умений младших школьников с интеллектуальными нарушениями решать простые арифметические задачи \ И.М. Яковлева, Е.В. Скира \\ Проблемы современного педагогического образования. Сер.: Педагогика и психология. – Сборник научных трудов: - Ялта: РИО ГПА, 2018. – Вып. 58. – Ч. 4. - С. 296–299.

Войти или Создать
* Забыли пароль?