В статье рассказывается о встречах автора с С.О. Шмидтом в Историко-архивном институте РГГУ на традиционных конференциях по обсуждению проблем вспомогательных и специальных исторических дисциплин в современном научном знании XX – начала XXI в. Встречи, общения и взаимодействия с С.О. Шмидтом и его коллегами позволили автору разработать инновационные технологии формирования генеалогической культуры молодежи при интеграции педагогики и генеалогии в образовании.
генеалогия, педагогика, генеалогическая культура, ценностно-генеалогический подход, преемственность поколений.
2014 г., апрель. Состоялась очередная ХХVI Международная научная конференция Высшей школы источниковедения, вспомогательных и специальных исторических дисциплин Историко-архивного института РГГУ. Ее методологическая концепция в целом была сформулирована еще к первой Всесоюзной научной конференции «Генеалогия. Источники. Проблемы. Методы исследования» в 1989 г. кафедрой вспомогательных исторических дисциплин, возглавлявшейся тогда профессором А.Л. Станиславским (1939–1990), и с интересом воспринята в тогдашнем научном сообществе ученых-гуманитариев СССР. Сигурд Оттович Шмидт (15.04.1922, Москва — 21.05.2013, Москва) был приглашен на кафедру в 1949 г. для проведения научно-педагогической деятельности в то время, когда кафедра вспомогательных исторических дисциплин практически оставалась единственной в образовательном пространстве высшей школы СССР. С.О. Шмидт, будучи дипломированным историком (блестяще окончил исторический факультет МГУ в 1944 г.), созидательно занимался на кафедре источниковедением и историческими дисциплинами, творчески разрабатывал и внедрял краеведение, москвоведение и исторический туризм в Историко-архивном институте РГГУ, руководил научными кружками, написанием дипломных работ и диссертаций. В поле научных интересов С.О. Шмидта на протяжении всей его жизни прослеживается тема история отечественной культуры, с чем и связаны его фундаментальные исследования в истории России, источниковедении, историографии, архивоведении, археографии, документоведении, краеведении, памятниковедении, музейном деле. Девизом его творческого пути можно считать сказанное им однажды: «Осознанная память в основе культуры!».
1. Вспомогательные и специальные науки истории в XX — начале XXI в.: призвание, творчество, общественное служение историка: Материалы XXVI Междунар. науч. конф. Москва, 14–15 апр. 2014 г. / Отв. ред. Ю.Э. Шустова; Рос. гос. гуманитар. ун-т, Ист.-арх. ин-т, Высшая школа источниковедения, спец. и вспомогат. ист. дисциплин. М.: РГГУ, 2014.
2. Извеков И.Н., Извеков А.И. Из веков. Дворянский род Извековых: Монография. Великий Новгород: НовГУ им. Ярослава Мудрого, 1998.
3. Извеков И.Н., Извеков А.И., Баранов С.Ю. 500 лет на службе России: дворянский род Извековых от вяземских вотчинников до наших дней: Монография. СПб.: Наука, 2002.
4. Извеков И.Н. История семьи в истории Отечества: генеалогия в учебном процессе высшей школы: Учеб. пособие. М.: ИНФРА-М, 2014. URL: http://www.Znanium.com