Рассмотрены психолого-педагогические аспекты комплексного применения медиа-технологий и CAD-систем в графической подготовке студентов.
графические средства представления информации, CAD — системы, общепрофессиональная графическая компетенция.
С переходом промышленности на методологию PLM–технологий поддержки жизненного цикла (ЖЦ) изделий наукоемких отраслей промышленности возникла необходимость в специалистах для работы в среде современных CAD/CAM/CAE/CE-систем. Проектирование изделий является ключевой стадией ЖЦ, так как любые конструктивные изменения, ошибки на этой стадии ЖЦ влияют на дальнейшие процессы технологии производства, увеличивают сроки выпуска изделий, что приводит к дополнительным финансовым затратам. Специалисты, решающие задачи на стадии проектирования с помощью интегрированных CAD/CAM/CAE/CE-систем, должны обладать компетенциями проектно-конструкторской деятельности, базой для формирования которых служит геометро-графическая подготовка (ГГП) в вузе.
В связи с этим значительно возрастает роль и значение ГГП студентов технических вузов. Возникает необходимость пересмотра традиционных взглядов на преподавание графических дисциплин как в смысле обновления содержания, связанного с переходом на компьютерную графику с применением CAD-систем, так и в смысле компетентностной ориентации на профессиональную деятельность в среде интегрированных CAD/CAM/CAE/CE-систем технологий поддержки ЖЦ.
С переходом на компьютерные технологии 3D-моделирования в CAD-системах развитие пространственной интуиции и инженерного конструкторского мышления сейчас в большей степени происходит в процессе компьютерного моделирования на основе способов формообразования, применяемых в CAD-системах, применения графических информационных систем (ГИС) и графических информационных технологий (ГИТ).
Активное внедрение в учебный процесс инновационных информационно-коммуникативных технологий (ИКТ) обучения, направленных на формирование профессиональных компетенций выпускников, адекватных стремительному уровню развития современных ГИТ и ГИС, ведет к изменениям методического, научно-теоретического и методологического плана в ГГП.
В частности, при представлении содержания образования с целью надежного усвоения в ГГП требуются иные формы и способы передачи возрастающих объемов обучающей информации и адекватные им методологические подходы в обучении, опирающиеся на использование ИКТ. Для формирования профессиональных компетенций у студентов технических вузов в объективно складывающихся условиях интенсивного роста объема обучающей информации (во многом совершенно новой, как предметной, так и общеинтеллектуальной) и ограничений аудиторного времени на обучение, а также возрастающих требований к результатам обучения (компетенциям), традиционные технологии обучения графическим дисциплинам оказываются малопригодными.
Освоение необходимых в современной графике (на базе 3D-моделирования) компетенций проектно-конструкторской деятельности и обеспечение будущих специалистов качественной фундаментальной подготовкой, соответствующей данной предметной области, требует интенсификации процесса обучения. Мощным средством интенсификации информатизированной ГГП становятся графические средства представления учебной информации (ГСПИ) на базе мультимедиа (как на этапе предъявления обучающей информации, так и в процессе приобретения профессиональных умений и навыков на практических, лабораторных занятиях и в самостоятельной работе).
1. Проценко О.П. Основы художественного конструирования: учеб. пособие. — Изд. ЧПИ, 1971.
2. Душков Б.А. и др. Основы инженерной психологии: учебное пособие / под ред. Б.Ф. Ломова. — М.: Высшая школа, 1977.
3. Варушкин В.П. Оценка информационных потоков в инновационном процессе обучения // КГП-2010: докл. междунар. интернет-конф. (Пермь, 2010). — URL:http://dgng.pstu.ru/conf2010/
4. Лачин В.И. О направлениях совершенствования государственной аккредитации вузов и практической реализации ФГОС 3-го поколения // www.npi-tu.ru/news/Info_Sovet15.12.09.ppt
5. Соловов А.В. Электронное обучение: проблематика, дидактика, технология. — Самара: Новая техника, 2006.