ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ ИНДИВИДУАЛИЗАЦИИ ОБУЧЕНИЯ В ИНФОРМАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ ВУЗА
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
В статье рассматриваются вопросы индивидуализации обучения с учетом когнитивных стилей в информационно-образовательном пространстве образовательного учреждения. Автор анализирует проблемы инновационных педагогических технологий индивидуализации обучения студентов в условиях сетевой образовательной среды вуза. Разработка педагогических технологий индивидуализации обучения рассматривается автором как обязательное условие создания интеллектуальной базы информационного общества. Использование инновационных технологий индивидуализации образования служит радикальному повышению эффективности и качества подготовки специалистов.

Ключевые слова:
индивидуализация обучения, информационно-образовательное пространство, педагогические инновационные технологии, когнитивные стили, сетевая образовательная парадигма.
Текст

Потребности современного образования настоятельно требуют разработки новых теоретических концепций, взаимодействия педагогов и психологов в системной организации научного поиска по приоритетным проблемам. При этом педагогическая и психологическая науки не могут «игнорировать своеобразный вызов со стороны других научных направлений и дисциплин, изучающих человека и его развитие: социальной антропологии, феноменологии, когнитологии, культурологии, социологии, информатики» (Д.И. Фельдштейн, 2008). Основой развития цивилизации в современном информационном обществе выступают процессы, в которых широкое применение находят информационнокоммуникационные технологии. Внедрение информационно-коммуникационных технологий в сферы деятельности человека способствовало возникновению и развитию глобального процесса информатизации. В свою очередь, этот процесс дал толчок развитию информатизации образования, которая является одним из важнейших условий реформирования системы отечественного образования, так как именно в сфере образования подготавливаются и воспитываются те люди, которые не только формируют новую информационную среду общества, но которым предстоит самим жить и работать в этой новой среде. В России, как и во многих других странах мирового сообщества, все большее внимание уделяется проблеме информатизации образования, которая рассматривается как одна из наиболее важных стратегических проблем развития цивилизации. Разработка инновационных педагогических технологий должна учитывать становление глобального информационного пространства, смену форм социальной коммуникации, обусловивших вхождение в жизнь человека мировой информационной сети. Следовательно, усиливается тенденция комплексного, междисциплинарного, компетентностного подходов, в том числе к изучению педагогических проблем. Вопросы индивидуализации обучения, внедрения в учебный процесс информационно-коммуникационных технологий, использования компьютерных технологий исследуются нами в русле теоретической платформы гуманизации образования и теории сетевого образования и направлены на разрешение основного противоречия образовательного процесса — индивидуализации обучения в условиях его всеобщности [2–4]. Обучение в условиях сетевой образовательной среды вуза рассматривается сегодня как обязательное условие создания интеллектуальной базы грядущего информационного общества [1]. Цель сетевого образования состоит в глобальной рационализации интеллектуальной деятельности за счет использования новых информационных технологий, радикальном повышении эффективности и качества подготовки специалистов с новым типом мышления, формировании новой информационной культуры путем индивидуализации образования.

Список литературы

1. Берулава Г.А. Методология современной психологии. М.: Изд-во Московского психолого-социального института, 2009.

2. Зимовина О.А. Индивидуализация обучения студентов с учетом доминирующих у них когнитивных стилей. Сочи: Изд-во НОЦ РАО, 2003.

3. Зимовина О.А. Проблемы индивидуализации обучения в информационно образовательном пространстве вуза / Материалы IX Международной научно-практической Internet-конференции. Тамбов, 2013. С. 158–161.

4. Зимовина О.А. Теоретические основы индивидуализации обучения. Сочи, 2007.

5. Извеков И.Н. История семьи в истории Отечества: генеалогия в учебном процессе высшей школы: Учеб. пособие. М. ИНФРА-М, 2014. URL: http://www.Znanium.com

Войти или Создать
* Забыли пароль?