Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова (кафедра социокультурного проектирования и развития территорий, профессор)
Москва, г. Москва и Московская область, Россия
Московский государственный областной университет (кафедра проектного и функционального менеджмента )
аспирант с 01.01.2022 по настоящее время
Россия
Рассмотрены существующие взгляды на концептуальное развитие менеджмента в 1980-е годы. Обосновано доминирование в этот период концепции культуры управления, получившей развитие в период начала роста экономической активности в рамках V-го технологического уклада. Описано содержание получивших развитие в 1980-е годы прикладных направлений менеджмента. Показано, что черты концепции культуры управления 1980-х годов, проявлявшиеся ранее в концепции управления с позиции психологии и человеческих отношений в 1930-е годы, следует ожидать также в концепции управления, формирующейся к 2030-м годам.
развитие, концепции, менеджмент, 1980-е годы.
В преддверии мирового экономического кризиса 2020-х годов, обусловленного переходом от пятого технологического уклада к шестому [1], представляет интерес анализ ожидаемых управленческих парадигм, позволяющих не только преодолеть экономический кризис с минимальными издержками [2], но и выйти из него с максимальной эффективностью [3], вступая в 2030-е годы.
Если исходить из циклических закономерностей повторения черт концепций менеджмента, доминирующих в рамках малого цикла экономической активности К. Жугляра, с периодичностью больших циклов экономической активности Н. Кондратьева (табл. 1) [4], то можно ожидать, что в концепции менеджмента 2030-х годов проявятся черты концепции менеджмента 1980-х годов.
Таблица 1
Результаты систематизации концепций менеджмента, привязанных к малым циклам экономической активности К. Жугляра, и изменяющихся в рамках больших циклов ЭА Н.Д. Кондратьева, характеризующих смену технологических укладов (ТУ)
|
Большие циклы ЭА Н.Д. Кондратьева и соответствующие им ТУ |
||||
1870–1920-е гг. – третий ТУ |
1920–1970-е гг. – четвертый ТУ |
1970–2020-е гг. – пятый ТУ |
2020–2070-е гг. – шестой ТУ |
||
Фазы ТУ, определяемые малыми циклами экономической активности К. Жугляра |
Кризис, соответствующий области минимума ЭА |
1870–1880-е гг. Начало формирования концепции научного управления |
1920-е гг. Концепция административного управления [5]
|
1970-е гг. Концепция ситуационного подхода к управлению [6] |
2020-е гг. Концепция комбинаторного подхода к управлению [2] |
Начало подъема ЭА |
1880–1890-е гг. Формирование основных положений концепции научного управления |
1930-е гг. Концепция управления с позиций психологии и человеческих отношений [7]
|
1980-е гг. Концепция культуры управления [8] |
2030-е гг. Концепция управления на основе использования человеческого капитала [3] |
|
Приближение к пику ЭА |
1890–1900-е гг. Завершение формирования концепции научного управления |
1940-е гг. Концепция эмпирического или прагматического управления [9]
|
1990-е гг. Концепция инновационного подхода к управлению [10]
|
? |
|
Начало спада ЭА после прохождения пика |
1900-е гг. Реализация концепции научного управления [11] |
1950-е гг. Концепция системного подхода к управлению [12] |
2000-е гг. Концепция управления по целям [13] |
? |
|
Быстрый спад ЭА при приближении к кризису |
1910-е гг. Развитие концепции научного управления [14] |
1960-е гг. Концепция поведенческого подхода к управлению [15] |
2010-е гг. Концепция управления на основе информационных технологий [16] |
? |
В этой связи возникает необходимость в детальном ретроспективном анализе процессов развития менеджмента в 1980-е годы.
Вопросы концептуального развития менеджмента 1980-х годов в той или иной степени затрагиваются в работах Валового Д.В. [17], Веснина В.Р. [18], Виханского О.С., Наумова А.И. [19], Кравченко А.И. [20], Макашова И.Н. [21], Семоновой И.И. [22], Чудновского С.Н. [23] и др.
Однако в работах указанных авторов, как правило, нет детального описания концептуального содержания менеджмента 1980-х годов.
Кроме того, нет единого понимания содержания менеджмента этого периода.
Одни авторы считают, что для 1980-х годов характерен ситуационный подход к управлению.
Другие авторы считают, что менеджмент 1980-х годов был связан с ориентацией и адаптацией организации к высоко динамичным изменениям внешней среды. Впрочем, этот подход также достаточно близок по формулировке к ситуационному.
Третьи авторы считают, что для менеджмента 1980-х годов было характерно одновременное развитие процессного, системного и ситуационного подходов в сочетании с использованием количественных методов в управлении.
Четвертые авторы связывают развитие менеджмента 1980-х годов с использованием моделей оптимизации, охватывающих такие функции управления, как планирование и прогнозирование, организацию и контроль при одновременном развитии организационной культуры, мотивации персонала, в том числе на основе демократизации управления.
Анализируя известные подходы к концептуальному описанию развития менеджмента 1980-х годов, можно сделать следующие выводы.
Во-первых, можно отметить, что ситуационный подход в той или иной мере присущ любому историческому этапу развития современного менеджмента, поскольку в рыночных условиях управление организацией (компанией, предприятием) невозможно без адаптации к вариациям характеристик внешней среды.
Во-вторых, множественность подходов, одновременно используемых в развитии менеджмента в историческом разрезе, также объяснима сложностью и многоаспектностью процессов управления социально-экономическими системами.
В то же время необходимо признать, что на любом историческом этапе развития менеджмента его концептуальная основа связана со вполне определенным базовым подходом.
В своих рассуждениях о закономерностях развития менеджмента в 1980-е годы автор исходит из логического продолжения в этот период процессов развития менеджмента в 1970-е годы [6].
1980-е годы охарактеризовались выходом из мирового экономического кризиса 1970-х годов, ознаменовавших переход от четвертого технологического уклада к пятому. Насыщение в 1980-е годы рынка товарами и услугами привело к предложению большого числа однородных товаров, схожих по свойствам и цене. Это, в свою очередь, потребовало повысить культуру управления в организациях [8].
Культура корпоративного управления, получившая развитие в этот период, включает следующие три составляющие.
Во-первых, при одинаковых характеристиках товаров по критерию «цена–качество» преимущество получит та организация, у которой будет выше качество обслуживания потребителей.
Во-вторых, преимущество получит та организация, у которой будет выше качество взаимоотношений внутри организации, в том числе наблюдаемых потребителями.
В-третьих, в поисках конкурентных преимуществ, организации стремятся найти какой-то фирменный стиль, почерк, позволяющий отличить их от других, занимающихся аналогичной деятельностью.
Таким образом, концепция управления с позиций науки о поведении (культуры управления), получившая развитие в 1980-е годы, основана на повышении эффективности организации в результате роста эффективности использования ее человеческих ресурсов посредством исследования различных аспектов: социального взаимодействия, мотивации, характера власти и авторитета, организационной структуры, коммуникации в организациях, лидерства, изменения содержания работы, качества трудовой жизни и т.д. Основной целью этой концепции являлось стремление помочь работнику путем формирования новых собственных возможностей на основе применения положений наук о поведении к построению и управлению организациями. В этой концепции метод воздействия на людей рассматривается как мощный инструмент культуры управления (организационной культуры) [24].
Если развитие концепции общего менеджмента в 1980-е годы в определенной степени представлено в научной литературе, то развитие прикладных направлений менеджмента в этот период потребовало более детального изучения.
Исходя из того, что развитие прикладных направлений менеджмента в 1980-е годы происходило, в первую очередь, под влиянием в концепции культуры управления, была проведена систематизация процессов развития менеджмента по прикладным направлениям в 1980-е годы, результаты которой приведены в табл. 2.
Таким образом, развитие прикладного менеджмента в 1980-е годы осуществлялось в условиях экономического роста, начавшегося в результате преодоления мирового экономического кризиса, и развитие V-го технологического уклада происходило в рамках концепции культуры управления по таким направлениям как: менеджмент организации, производственный менеджмент, инновационный менеджмент, логистика, стратегический менеджмент, управление качеством, управление персоналом, финансовый менеджмент, управление проектами, информационные технологии управления.
Именно концепция культуры управления 1980-х годов явилась отправной точкой формирования концепции менеджмента 1990-х годов.
С учетом закономерностей развития концепций менеджмента в рамках малых циклов экономической активности К. Жугляра, изменяющихся в рамках больших циклов ЭА Н.Д. Кондратьева (табл. 1), можно утверждать, что черты концепции культуры управления, получившей развитие в 1980-е годы в период начала роста экономической активности в рамках V-го технологического уклада, проявлявшиеся ранее в концепции управления с позиции психологии и человеческих отношений в 1930-е годы, проявятся также в концепции управления, формирующейся к 2030-м гг. (рис. 2).
.
1. Тебекин А.В., Серяков Г.Н. Анализ эволюции технологических укладов. В сборнике: Тенденции и перспективы развития социотехнической среды Материалы международной научно-практической конференции. Негосударственное образовательное учреждение высшего образования "Институт мировой экономики и информатизации"; Широкова Л.Н. (ответственный редактор). – 2015. – С. 206–212.
2. Тебекин А.В. Формирование концепции управления (менеджмента) 2020-х годов. Академический вестник Ростовского филиала Российской таможенной академии. –2018. – № 1 (30). – С. 64–68.
3. Тебекин А.В. Предпосылки формирования концепции менеджмента 2030-х годов. В сборнике: Тенденции и перспективы развития социотехнической среды Материалы IV международной научно-практической конференции. Ответственный редактор И.Л. Сурат. – 2018. – С. 648–654.
4. Тебекин А.В., Тебекина А.А. Развитие концепций инновационного менеджмента. // Журнал исследований по управлению. – 2018. – Т. 4. – № 2. – С. 9–31.
5. Тебекин А.В., Тебекин П.А., Тебекина А.А. Сравнительная характеристика прикладных направлений менеджмента в 1920-е годы и 2020-е годы и ее значение для развития современной экономики. // Транспортное дело России. – 2018. – № 5. – С. 90–92.
6. Тебекин А.В. Развитие концепций менеджмента в 1970-е годы. // Журнал исторических исследований. – Т. 3. – № 4. – 2018. – С. 33–43.
7. Тебекин А.В. Развитие прикладных направлений менеджмента в 1930-е годы и его значение для современной экономики. // Журнал исследований по управлению. – 2018. – Т. 4. – № 7. – С. 58–67.
8. Тебекин А.В. Теория менеджмента. – М.: Кнорус, 2016. – 696 с.
9. Тебекин А.В. История развития менеджмента как науки в 1940-е годы и ее значение для решения современных проблем управления. // Журнал исследований по управлению. –2018. – Т. 4. – № 8. – С. 1–8.
10. Тебекин А.В. Теория управления. Учебник – М.: Кнорус, 2017. – 342 с.
11. Тебекин А.В., Денисова И.В., Тебекин П.А. История развития менеджмента в 1900-е годы. Журнал исторических исследований. – 2017. – Т. 2. – № 4. – С. 1–8.
12. Тебекин А.В. Концепция системного подхода к управлению как базовая основа для развития современного менеджмента. // Стратегии бизнеса. – 2018. – № 8 (52). – С. 12–16.
13. Тебекин А.В. Менеджмент. Учебник / Москва, 2015. Сер. Бакалавриат.
14. Тебекин А.В., Денисова И.В., Тебекин П.А. История развития менеджмента в 1900-е годы. Журнал исторических исследований. – 2018. – Т. 3. – № 3. – С. 15–23.
15. Тебекин А.В., Тебекин П.А., Тебекина А.А. Концепция поведенческого подхода к управлению как базовая основа для развития менеджмента в 1960-е годы и ее значение для развития современных методов управления. // Журнал исследований по управлению. –2018. – Т. 4. – № 10. – С. 30–39.
16. Тебекин А.В. Управление инновационно-инвестиционной деятельностью в сфере информационных технологий. Москва, 2006.
17. История менеджмента: Учебное пособие. // Под ред. Д.В. Валового. - М.: ИНФРА-М, 1997. - 256с.
18. Веснин В.Р. Основы менеджмента. – М.: Проспект, 2013. – 320 с.
19. Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент. - М.: Экономистъ, 2008. – 669 с.
20. Кравченко А.И. История менеджмента: Учебное пособие для вузов. -7-е изд.-М.: Академический Проект; Альма Матер, 2008. – 560 с.
21. Макашов И.Н. Всемирная история управленческой мысли: краткий курс. М.: ГГУ, 2007. – 672 с.
22. Семенова И.И. История менеджмента. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008. – 199 с.
23. Чудновский С.Н. История менеджмента. Учебник для вузов. – СПб: Питер,2004. –239 с.
24. Тебекин А.В., Касаев Б.С. Менеджмент организации. – М.: Кнорус, 2014.
25. Тебекин А.В. Стратегический менеджмент. Учебник / Москва, 2017. Сер. 68 Профессиональное образование (2-е изд., пер. и доп.).
26. Тебекин А.В. Инновационный менеджмент. Учебник для бакалавров / Москва, 2017. Сер. 58 Бакалавр. Академический курс (2-е изд., пер. и доп.).
27. Тебекин А.В. Логистика. - Москва, 2017.
28. Тебекин А.В., Тебекин П.А. Управление качеством. Учебное пособие / Москва, 2016. Сер. 68 Профессиональное образование (1-е изд.). – 223 с.
29. Тебекин А.В. Управление персоналом: учебник. Издание 2-е. – М.: КноРус, 2016. – 624с.
30. Тебекин А.В., Широкова Л.Н., Сурат И.Л. Управление инновационными проектами. Монография, Москва, 2014.