аспирант
Ростовская область, Россия
ГРНТИ 67.07 Архитектура
ББК 382 Изыскания и проектирование в строительстве
В данной статье автором рассматриваются архитектурно-художественные и конструктивные особенности павильона крытого рынка на Старом базаре. Производится поиск и выявление аналогов крытого рынка, архитектура которых повлияла на внешний и внутренний облик здания. Определяется основные условия проектирования, значение объекта в исторической застройке. Целью исследования является выявление конструктивных и архитектурно-художественных особенностей павильона крытого рынка на Старом Базаре в Ростове-на-Дону. В творчестве его автора архитектора Соколова Николая Матвеевича (1859–1906), как и в архитектуре данного объекта прослеживается влияние «архитектора-наставника» Китнера Иеронима Севастьяновича (1839–1929) – представителя рационального направления архитектуры XIX в. Одной из важнейших проблем данного исследования стало выявление влияния зодчих-наставников на творческую деятельность городского архитектора Н.М. Соколова на примере рассматриваемого павильона крытого рынка на Старом базаре.
архитектура, строительство, крытые рынки, аналоги, архитектор Соколов Н.М., архитектурная практика, Старый базар, Ростов-на-Дону.
Введение. Исторический центр Ростова – Центральный рынок (Старый базар) – самое древнее городское образование. «С него, первого ростка, начинался город. А сам рынок возник на перекрестке двух важнейших дорог, одна из которых вела на Северный Кавказ, а вторая в Причерноморскую степь» [1].
Актуальность данной темы возрастает в современных условиях в связи с возникшим интересом к историческому наследию региональной архитектуры и с расширением процессов реконструкции и нового строительства в условиях исторического центра города. Центральный рынок г. Ростова-на-Дону (Старый базар) – одна из главных достопримечательностей донской столицы, находящаяся на территории «Солдатской слободы». Актуальность работы обусловлена недостаточной изученностью конструктивных и архитектурно-художественных особенностей павильона крытого рынка на старом базаре в городе Ростове-на-Дону. В данной работе рассматриваются историческое возникновение павильонов крытых рынков Старого базара. Рассматриваются и выявляются конструктивные и архитектурно-художественные особенности павильонов крытых рынков, формирующих архитектурно-строительную практику г. Ростова-на-Дону. Производится выявление аналогов крытых рынков, архитектура которых повлияла на внешний и внутренний облик здания. Целью исследования является рассмотрение и установление архитектурно-художественных особенностей павильона крытого рынка. В образе данного павильона и творчестве архитектора Соколова Николая Матвеевича (1859–1906) прослеживается влияние «архитектора-наставника» Китнера Иеронима Севастьяновича (1839–1929) – последователя линии «рациональной архитектуры». Проблема исследования заключается в установлении влияния зодчих-наставников на творческую деятельность городского архитектора Н.М. Соколова на примере рассматриваемого павильона крытого рынка на Старом базаре. Данное исследование проделано с целью рассмотрения архитектуры конкретного объекта для создания в последующем общей картины о творчестве архитектора Н.М. Соколова, проектирующего в конце XIX– начала XX века в г. Ростове-на-Дону.
Торговля на Старом базаре производилась в торговых рядах и отдельно стоящих лавках, причем поначалу все помещения были деревянными. В сохранившихся сведениях о каменных зданиях, существовавших в Ростове в 1821 г., отсутствуют упоминания о торговых корпусах на Старом базаре. «Первые корпуса были возведены в 20-х – 40-х гг. XIX в. на улице Московской. Новый этап строительства каменных торговых помещений на территории Старого базара пришелся на 1880-1890-е гг.» [2, с.1]. Во второй половине XIX в. появляется новый тип торговых сооружений – крытые рынки, строительство которых позволяло упорядочить розничную торговлю и улучшить санитарные условия. Первый корпус – Рождественский рынок строится в 1886г., был построен второй корпус крытого рынка на Старом базаре на углу Таганрогского проспекта (ныне – Буденновский) и Полицейском (ныне – Тургеневской) улицы – 1891 г., третий корпус крытого рынка на Старом базаре – автором проекта был городской архитектор Н.М. Соколов, 1893г. [3, с. 34–36]. В период XX – начала XXI вв. функциональное назначение здания не изменялось. Здания крытых рынков имели большой российский
успех – своего рода визитная карточка торгово-купеческого Ростова той эпохи. Николай Матвеевич Соколов «Родился в 1859 г., учился в Пинском, а затем в Виленском реальном училище, в 1880 г. поступил в Институт гражданских инженеров, откуда выпущен по первому разряду с настоящим званием в 1885 г. ...В скором времени (1886 г.) перешёл в Ростов н/Д на место городского техника с правами государственной службы... С 1887 г. состоит городским архитектором второго участка города Ростова-на-Дону и помимо служебных обязанностей, занимается и частной практикой» [10]. «Второй участок» включал в себя тогда район Богатого колодезя, торгового порта, Нового базара, Покровской площади, больницы Красного креста и др. [12].
Методология. Метод исследования основан на натурном исследовании, фотофиксации существующих построек Николая Матвеевича Соколова, изучение архивных документов, охранных обязательств, связанных с данным объектом, исследование и изучение с помощью сравнительно исторического метода. Систематизация и обобщение уже известных материалов, выявление новых документов в разных проектных организациях, архивах и музейных фондах, изучение общей и специальной литературы по данному вопросу.
Основная часть. Здание павильона рассматриваемого Крытого рынка располагается в системе застройки ул. Станиславского и пр. Буденновского по адресу: ул. Станиславского, 56, является частью комплекса торговых строений Старого базара (рис. 1). Композиционная значимость объекта является неотъемлемой частьюзастройки исторического центра г. Ростова-на-Дону. Павильон крытого рынка является объектом культурного наследия. Особенностью объекта являются его конструкции и объемно-пространственная композиция кирпичного здания, прямоугольной конфигурации в плане, с переменной этажностью, высотой от одного до двух этажей. Архитектурно-художественный облик здания включает в себя доминирующий объем двухсветного зала с примыкающими к нему одноэтажными торговыми ячейками магазинов. Треугольный фронтон торгового зала оформлен парапетами и ритмом разновеликих полуциркульных оконных проемов в тимпанах.
Рис. 1. «Павильон крытого рынка». Вид здания
с северо-западной стороны
фото Петрусенко Ю.В. 2018 г.
«При строительстве были использованы прогрессивные для Европы и России безопорные большепролетные металлические фермы, учтены удобства торговых и складских операций с соблюдением санитарно-гигиенических и противопожарных условий» [4, с. 80]. На крыше был устроен световой фонарь. В последующем, «в ходе ремонтов верхний световой фонарь был демонтирован» [2, с. 2]. Корпус Крытого рынка представляет собой в плане здание прямоугольной конфигурации с доминирующим центральным двухсветным объемом торгового зала и одноэтажными пристройками, расположенными по периметру здания. Несущие стены здания выполнены на цементно-песчаном растворе из полнотелого керамического кирпича. Перекрытие подвала выполнено из большеразмерного кирпича в виде массивных цилиндрических сводов. Перекрытия над одноэтажными пристройками – деревянные по деревянным балкам, над двухсветным объемом торгового зала конструкциями перекрытия являются большепролетные металлические фермы. Крыша над двухсветным объемом торгового зала двухскатная, над одноэтажными пристройками – односкатная. Оконные проемы двух видов – арочные с полуциркульными перемычками и прямоугольные. Стены нижнего яруса фасадов оштукатурены и окрашены. Верхний ярус фасадов решен в «кирпичном стиле» [2].
В объемно-пространственной композиции здания доминирует центральный двухсветный объем торгового зала, к которому по периметру примыкают одноэтажные торговые ячейки-магазины (рис. 2). Фасады здания по стилистике однородны и имеют симметричную композицию. Композиционно фасады делятся на два яруса: верхнюю часть двухсветного зала и фасады одноэтажной пристройки. Симметричную композицию западного и восточного фасадов в уровне верхнего яруса основного объема подчеркивают треугольные фронтоны с парапетами и ритмом разновеликих полуциркульных оконных проемов в тимпанах. Архитектурно-художественный облик второго яруса сформирован завершающим карнизом, витражными проемами, в простенках которых, располагаются пилястры и массивными подоконниками. Порталы наружных входов в павильон делают упор на симметрию нижнего яруса фасада. Архитектура нижнего яруса фасада сформирована профилированным карнизом, небольшими «полочками» – тениями, завершающими ордер, рустовкой, оформляющей простенки оконных проемов, а также перемычками оконных проемов [2]. С востока фасад двухэтажной пристройки по композиции также разделен на два яруса. Две крайние раскреповки с полуциркульными проемами входов подчеркивают симметрию композиции фасада. Раскреповки завершаются треугольными фронтонами. Внешний облик восточного фасада сформирован антаблементом, включающимся карнизом и ритм декоративных кронштейнов, тениями и метопами фриза раскреповок. Верхний ярус фасада представлен пилястрами стилизованного ионического ордера, оформляющие боковые части раскреповки. В простенках проемов верхнего яруса фасада расположены пилястры стилизованного ионического ордера, оформленные декоративными муфтами. Верхний ярус центральной части фасада сформирован и представлен рустовкой стен и выделенными замками клинчатых перемычек оконных проемов. Пилястры, декорированные муфтами, оформляют боковые части раскреповки в уровне нижнего яруса фасада. Полуциркульные арочные проемы входных порталов венчают декоративные замки. Внешний облик южного и северного фасадов в уровне второго яруса образован с помощью профилированного карниза, композицию создает ряд чередований из витражей оконных проемов и пилястр в простенках между ними. «Архитектурно-художественный облик фасадов здания дополняют ворота проездов. Ворота стальные двустворчатые с фрамугами, со стороны восточного, западного и южного фасадов фрамуги и створки ворот глухие, декорированы ажурными решетками со стороны северного фасада полотна ворот и фрамуга ажурные» [2, с. 4].
Рассмотрев архитектурно-художественные и конструктивные особенности павильона Крытого рынка на Старом базаре, можно сделать предположение, что на образ данного павильона и творчество архитектора Соколова Николая Матвеевича, повлияло творчество архитектора Китнера Иеронима Севастьяновича
(1839–1929) – русского архитектора и преподавателя, профессора строительного училища – Института гражданских инженеров и Института инженеров путей сообщения, почетного члена Императорской Академии художеств, представителя «кирпичного стиля»[5]. Иероним Севастьянович Китнер внес крупный вклад в развитие русской архитектуры и воспитал не одно поколение архитекторов, продолжающих его творческую линию и линию его наставников. В творчестве Китнера особенности развития эклектики проявились под знаком глубокого осмысления происходящих изменений [13].
Аналогом рассматриваемого в данной статье корпуса крытого рынка на Старом базаре послужил проект Китнера – Корпуса крытого рынка на Сенной площади (1883–1885 гг.; павильоны были разобраны в 1939 году, конструкции употребили для перекрытия торгового зала Калининского рынка – Полюстровский пр., 45) [7].
Первоначальный вариант проекта Корпусов крытого рынка на Сенной площади у
И.С. Китнера представлял собой сочетание корпусов, образующих одно здание в центре площади, формирующее в плане восьмиконечный крест. Такое оригинальное решение, соответствующее центральной схеме расположения, позволяло сформировать большее количество места под торговые лавки и в то же время, создать просторные хозяйственные дворы. Достаточно подробно описан внешний облик и структура рынка в газете «Голос» 1880 г.: «…новый рынок помещается в одном неразрывном здании, имеющем в плане форму восьмиконечного креста, состоящего из центрального продольного объема и трех поперечных нефов, расположенных симметрично на всем пространстве Сенной площади, остающемся за отделением обязательной ширины проездов по четырем сторонам...» [6].
Другим вариантом решения проекта было расположение четырех павильонов (литер «А», «Б», «В», «Г») (рис. 3). Дума 10 декабря 1882 года отдала предпочтение проекту из четырех павильонов, который и был принят [6].
Новаторским подходом Китнера в комплексе павильонов Сенного рынка является применение металлического рамного каркаса и сплошного остекления. Исходя из планировочного решения корпусов рынка, которые не предусматривали большое количество промежуточных опор и горизонтальных затяжек каркаса, были применены уникальные конструкции перекрытия большепролетных помещений. Оригинальным и простым способом был монтаж металлических конструкций, который заключался в том, чтобы с помощью уже установленной опоры в вертикальное положение выводилась следующая и так далее. Металлические конструкции были разработаны инженерами Г.Е. Паукером и директором металлического завода О.Е. Крелем [7].
Рис. 2. «Павильон крытого рынка». Интерьер двухсветного торгового зала [2]
Интерьер был представлен открытыми металлическими конструкциями перекрытия, большими поверхностями остекления. Применение широкой полосы окон по продольным фасадам и огромных арочных окон в торцах здания явилось основой новых эстетических качеств сооружения. Можно предположить, что Китнер применил здесь опыт, полученный у архитектора В. Бальтара, строившего павильоны рынка в Париже (рис. 4). Проект В. Бальтара предполагал двенадцать крытых остекленных павильонов с крытыми остекленными улицами на чугунных колоннах. В то время началось активное внедрение металлоконструкций в совокупности с остеклением. Но Иероним Китнер пошел дальше – он создал новую архитектуру из железа, стекла и стали. Эти павильоны явились образцами рациональной архитектуры вследствие четкой объемно-пространственной композиции и функциональной планировке [8].
Рис. 3. Проект Городского рынка на Сенной площади. И. С. Китнер. Г. Санкт-Петербург [11]
Рис. 4. Здания крытого рынка в Париже архитектор Виктор Бальтар [8]
Выводы.
1. В работе выявлены основные конструктивные особенности здания павильона крытого рынка – конструкция, состоящая из безопорных большепролетных металлических ферм, позволяющая создать доминирующий объем двухсветного пространства торгового зала.
2. Следующей особенностью было решение на планировочном уровне, отвечающее высочайшим мировым стандартам противопожарной системы и санитарно-гигиеническим нормам.
3.Несущие стены здания выполнены на цементно-песчаном растворе из полнотелого керамического кирпича, что характерно для «кирпичного стиля» в работах Н.М. Соколова второй половины XIX–начала XX века.
4. Архитектурно-художественный облик здания представляет собой объемно-пространственную композицию с доминирующим центральным двухсветным объемом торгового зала, к которому по периметру примыкают одноэтажные торговые ячейки-магазины.
5. В работе также были выявлены аналоги, повлиявшие на архитектурно-художественный и конструктивный облик и структуру Павильона Крытого рынка на Старом Базаре, построенного архитектором Н.М. Соколовым (1859-1906). Это проект Корпусов крытого рынка на Сенной площади (1883-1885гг.) по проекту архитектора И.С. Китнера (1839-1929), который в свою очередь использовал опыт архитектора В. Бальтара, строившего павильоны рынка в Париже.
6. Павильоны И.С. Китнера на Сенной площади явились образцами рациональной архитектуры вследствие четкой объемно-пространственной композиции и функциональной планировке, что оставило несомненный отпечаток на творчестве архитектора Н.М. Соколова.
1. Официальный сайт Центрального рынка города Ростова-на-Дону // Историческая справка. [Электронный ресурс]. Режим доступа: URL: http://www.trademarket.ru 18.10.2018.
2. Охранное обязательство № 186-14 от 29 августа 2014 г. на объект культурного наследия Закрытое акционерное общество «Центральный рынок».
3. Иванова-Ильичева А.М. Рационалистические тенденции в архитектуре городов Нижнего Дона и Приазовья второй половины XIX - начала XX вв.: На примере Таганрога, Ростова-на-Дону и Нахичевани-на-Дону, Новочеркасска. Москва, 2000 г.
4. Кукушин В.С. История архитектуры Нижнего Дона и Приазовья. Ростов-на-Дону: издательство «ГинГо», 1996. С. 274.
5. Китнер Ю.И. Архитектор И.С. Китнер // Архитектурное наследство. М., 1976. Вып. 25. С. 154–175.
6. Юркова З.В. Сенная площадь. Вчера, сегодня, завтра // Конкурс на проект Сенного рынка и его строительство. [Электронный ресурс]. Режим доступа: URL: https://history.wikireading.ru/300665. 16.10.2018
7. Николаева Т.И. Виктор Шретер. Иеро-ним Китнер. Санкт-Петербург: Изд.дом «Коло», 2007. 400 с.
8. Миропольская Р.А. Архитекторы Петербурга: Иероним Китнер. [Электронный ресурс]. Режим доступа: URL: https://www.nrfmir.ru/en/content/arhitektory-peterburga-ieronim-kitner. 16.10.2018.
9. Волошинова Л.Ф. Счастливый человек// Новая городская газета. 1998 г. 13–19 февраля. №7. С. 6–7.
10. Барановский Г.В. Юбилейный сборник сведений о деятельности бывших воспитанников Института гражданских инженеров (Строительного училища) 1842-1892 г. г. Санкт-Петербург, 1893г.
11. Зодчий. 1883. №12. С. 33,34,35,36.
12. Зодчий. 1873. № 3-4. С. 37-40.