Россия
В статье представлены основные результаты исследования процесса географической диверсификации рынка нефти в ЕС на примере четырех крупнейших покупателей российской нефти и сделан вывод о разнонаправленной динамике этого процесса при сохранении высокой зависимости от поставок из РФ.
энергобезопасность, нефть, импортная зависимость, риски, диверсификация, индекс Херфиндаля-Хиршмана, ЕС, Россия.
Исследования рисков энергобезопасности постоянно остаются в фокусе внимания Европейской комиссии (ЕК) ввиду высокой зависимости ЕС от внешних поставок, которая сохраняется для импорта нефти на уровне 87–88% (см.: [17; 20; 23; 24; 25]). Используемая методика оценки рисков импортной зависимости стран ЕС включает такие индикаторы, как спрос на энергию и ее удельный вес в ВВП; количество источников поставки и внутренний потенциал для производства сырой нефти и нефтепродуктов; риски перебоев с поставками; наличие инфраструктуры и географические факторы, позволяющие переключаться на другие виды энергии в случае возникновения дефицита [16, с. 17]. Не менее важным направлением является совершенствование методик и механизмов поддержания стратегических запасов нефти [21].
В последние годы эксперты ЕС отмечают повышение рисков энергобезопасности ввиду того, что источники импорта сместились в сторону более геополитически нестабильных регионов, к которым относят страны Северной Африки, Россию, Ближний Восток. По оценкам Всемирного банка, в
Наиболее подвержены рискам безопасности страны, имеющие единственный источник трубопроводных поставок [24]. К ним относятся Словакия, Венгрия и Чехия с индексом более 4 баллов, на 100% зависящих от экспорта нефти из России. Напротив, многие страны, например, Бельгия, Болгария, Дания, Германия, располагающие крупными морскими портами, способны переключиться на других поставщиков в случае возникновения сбоев (см. также: [2; 3; 4; 5; 6; 7; 8; 12; 13; 14]). При этом в 18 странах ЕС вся импортируемая нефть поставляется морским путем. Среди них Великобритания и Дания имеют наименьшие риски, что обеспечивается также наличием собственных производственных мощностей [16, с. 20].
Крупнейшими покупателями российской нефти являются Германия, Нидерланды, Польша и Бельгия, на которые приходится 4,8; 4,5; 3,7 и 2,9% импортируемой Евросоюзом нефти из РФ соответственно (рассчитано автором по: [22]). Среди всех членов ЕС Польша и Германия имеют минимальную долю нефти в импортной корзине, транспортируемую по морю – около 40 и 30% соответственно, что обусловливает средний индекс геополитического риска в этих странах на уровне 3 и 2 баллов соответственно [16, с. 20-21].
В целях изучения изменения зависимости этих стран от внешних поставок с точки зрения уровня диверсификации поставщиков нами было проведено исследование на основе расчета индекса концентрации Херфиндаля-Хиршмана по данным 2013 и
Как показали расчеты, максимальный индекс концентрации в
Диверсификация поставщиков нефти особенно важны для Германии и Польши, так как именно эти две страны среди изучаемой группы имеют наибольшие риски, связанные с невысокой долей нефти, поставляемой морем и, как следствие, меньшей гибкостью при смене поставщиков в непредвиденных обстоятельствах. По данным ЕС, в
Таким образом, изучение процесса диверсификации внешних поставок нефти в четырех странах ЕС позволяет сделать вывод о том, что в 2013–2017 гг. только две страны – Германия и Польша – смогли диверсифицировать импорт нефти, при этом нефтяная зависимость всех стран этой группы от России как доминирующего поставщика сохраняется на очень высоком уровне.
[1] Прим. Полученный результат подтверждается также расчетом доли двух крупнейших поставщиков нефти на рынки этих стран. Так, максимальный объем импорта нефти в Польше приходится на Россию и Ирак – 84,4%, в Бельгии – Россию и Саудовскую Аравию (68,8%), в Нидерландах – Россию и Ирак (62,2%), в Германии – Россию и Норвегию (50,8%). Рассчитано по [22].
1. Богачев В.Ф., Веретенников Н.П., Агарков С.А. Формирование инфраструктуры нефтегазового комплекса Арктики. СПб, 2018. «Инфо-да». 244 с.
2. Гаджиев С.М. Экспортные поставки нефти в ЕС в условиях неравновесной динамики спроса // В книге: Инновационный технологический прорыв: антикризисная стратегия России в условиях системного кризиса мировой экономики 2014. С. 41-43.
3. Гладков И.С. Международная торговля в 2017 г.: снова рост, но перспективы не обнадеживают//Власть. 2018. Т. 26. № 5. С. 77–84.
4. Гладков И.С. Внешняя торговля России в 2017 г.: разворот на взлет//Власть. 2018. Т. 26. № 3. С. 38–46.
5. Гладков И.С. Внешнеторговые связи Европейского союза на современном этапе: «эффект черепахи»//Власть. 2017. № 10. С. 105–111.
6. Гладков И.С. Динамика и структура внешнеторговых связей Европейского союза на этапе последнего его расширения//Международная торговля и торговая политика. 2017. № 4 (12). С. 120–136.
7. Пашковская И.Г. Первые итоги исполнения внутренней энергетической политики Европейского Союза: новые тренды в развитии энергетик государств-членов ЕС // Тренды и управление. 2019. № 1. С.1-12.
8. Пашковская И.Г. Рамочная стратегия развития Энергетического союза Евросоюза // Политика и Общество. 2018. № 4. С.53-61.
9. Разумнова Л.Л. Новые факторы формирования конкурентной среды международного нефтяного бизнеса // Человек и труд. 2010. № 1. С. 59
10. Разумнова Л.Л., Светлов Н.М. Влияние финансового рынка на цену нефти // Экономика и математические методы. 2010. Т. 46. № 4. С. 28-55.
11. Разумнова Л.Л., Светлов Н.М. Мировой рынок нефти: механизм ценообразования в период «третьего нефтяного шока» // Мировая экономика и международные отношения. 2010. № 2. С. 3-13.
12. Хасбулатов Р.И. Новые региональные конструкции современной мирохозяйственной системы // В сборнике: Современная экономика: концепции и модели инновационного развития. Материалы VIII Международной научно-практической конференции: в 3 книгах. 2016. С. 141-148.
13. Хасбулатов Р.И. Россия, балансирующая между Европой и Азией // Международная экономика. 2017. № 12. С. 14-27.
14. Хасбулатов Р.И. Энергоресурсы России в глобальной системе международных отношений //Международная экономика. 2006. № 8. С. 14-25.
15. Хасбулатов Р.И., Пискулов Ю.В. Новый мировой гуманистический порядок диктует необходимость отбросить политику конфронтации, протекционизма и санкций //Международная торговля и торговая политика. 2015. № 2. С.19–35.
16. A Study on Oil Dependency in the EU. A report for Transport and Environment. July 2016. URL: https://www.transportenvironment.org/sites/te/files/publications/2016_07_Study_EU_oil_dependency.pdf. (дата обращения: 15.02.2019)
17. Christie Edward Oil and Gas Dependence of EU-15 Countries wiiw Research Reports/343. December 2007. URL: https://wiiw.ac.at/oil-and-gas-dependence-of-eu-15-countries-dlp-451.pdf (дата обращения: 13.02.2019)
18. Country datasheets - August 2018 update - European Commission. URL: https://ec.europa.eu/energy/sites/ener/files/documents/countrydatasheets_august2018.xlsx (дата обращения: 15.02.2019)
19. In-depth study of European Energy Security. Brussels, 2.7.2014, SWD(2014) 330 final/3 URL: https://ec.europa.eu/energy/sites/ener/files/documents/20140528_energy_security_study.pdf
20. Lutz Mez. European energy security: Challenges in diversifying and decarbonizing. URL: https://doc-research.org/2017/11/european-energy-security-challenges-diversifying-and-decarbonising/
21. Mid-term evaluation of Council Directive 2009/119/EC imposing an obligation on Member States to maintain minimum stocks of crude oil and/or petroleum products. Com. Brussels, 24.11.2017 SWD(2017) 438 final. URL: ttps://ec.europa.eu/energy/sites/ener/files/documents/mid-term_evaluation_of_council_directive_2009119ec.pdf (дата обращения: 20.02.2019)
22. EU Crude Oil Imports and supply cost. URL: https://ec.europa.eu/energy/en/data-analysis/eu-crude-oil-imports (дата обращения: 13.01.2019)
23. Scholl Ellen and Westphal Kirsten. SWP Research Paper Stiftung Wissenschaft und Politik German Institute for International and Security Affairs. March 2017. Berlin. URL: https://www.swp-berlin.org/fileadmin/contents/products/research_papers/2017RP04_Scholl_wep.pdf
24. The Commission's press release on 9 January 2007, on cuts in oil supplies from Russia via Belarus. URL: http://europa.eu/rapid/press-release_IP-07-24_en.htm?locale=en (дата обращения: 15.12.2018)
25. https://finance.rambler.ru/business/