аспирант с 01.01.2015 по 01.01.2019
Санкт-Петербург, г. Санкт-Петербург и Ленинградская область, Россия
ВАК 05.02.2000 Машиностроение и машиноведение
ВАК 05.17.00 Химическая технология
УДК 72 Архитектура
ГРНТИ 67.07 Архитектура
ГРНТИ 67.25 Районная планировка. Градостроительство
ОКСО 07.06.01 Архитектура
ТБК 852 Архитектура
Озеро Байкал является всемирно-охраняемым природным объектом. Природоохранный режим территории и сокращение производств на прилегающих к Байкалу регионах влечет за собой активное развитие туризма и строительства туристических комплексов. Природа Байкала – основа формирования архитектуры. Байкальские ландшафты, природные ресурсы требуют эффективного и бережного использования и возобновления в условиях постоянно повышающейся антропогенной нагрузки. Существующая архитектура туристических комплексов невыразительна, так как нет сформированного комплексного подхода к проектированию и выбору решений. В данной статье предложен подход к формированию композиционно-эстетического облика туристического комплекса для Байкала для повышения эффективности, эстетической выразительности, и решения вопроса интеграции архитектуры в природу Прибайкалья. В процессе исследования автором были выделены конструктивные и композиционные типы элементов, составляющих объект. Композиционные типы определяются наличием природных ресурсов, особенностями природных ландшафтов, богатого историко-культурного наследия. Конструктивные типы определяются требованием (принципом) «самообеспечения» и природоохранным режимом территории. Автором выделены следующие элементы композиционного облика туристического комплекса: рельеф территории, ландшафт (геометрия), местная флора, малые природные формы, крупные и малые элементы альтернативной энергетики, историко-культурные формы и мотивы. Данные элементы могут комбинироваться в различных сочетаниях с выделением типа основного объема, типа доминанты, а также элементов, используемых для декорирования и акцентирования.
архитектура, туристический комплекс, композиционный облик, озеро Байкал, визуальная структура
Введение. Озеро Байкал, включенное в список объектов всемирного наследия ЮНЕСКО, притягивает к своим берегам туристов и отдыхающих. Сокращение производственных мощностей и количества предприятий на территории Иркутской области и республики Бурятия привело к необходимости вывода туризма и рекреации на ведущие позиции в формировании экономической политики регионов [1]. Активное развитие направлений [2] предполагает строительство новых туристических объектов и комплексов в соответствии со стратегиями развития и требованиями государственных программ и федеральных законов. Однако проектирование на территории Байкальской природной территории осуществляется по общим государственным стандартам, определяющим строительство на особо охраняемых природных территориях и регламентирующих деятельность на Байкале, такие как 94-ФЗ от 1 мая 1999 в актуализированной редакции, Градостроительный Кодекс РФ, региональные рекомендации размещению и строительству объектов на территории регионов. Данные государственные стандарты не учитывают эстетический облик объектов, природные ресурсы и ландшафты территории как составляющую архитектурного ансамбля и в то же время мощный ресурсный потенциал. Компаниями-проектировщиками используются локальные приемы включения зданий в природную среду или отображения культурно-исторических традиций или элементов, единичные (точечные) случаи использования энергоэффективных решений.
Природа Байкала является основополагающим фактором для формирования архитектуры туристических комплексов на Байкале [3]. Наибольший интерес представляют собой базы отдыха, являющиеся характерным типом туристско-рекреационного комплекса для существующей инфраструктуры [4], а также перспективным типом для дальнейшего проектирования. Для формирования максимально привлекательной среды, эргономичности использования природы и в то же время бережного к ней отношения требуется сформировать комплексный подход к проектированию новых архитектурных объектов, учитывающий важнейшие факторы, определяющие облик и наполнение. Настоящая статья представляет предложение по формированию композиционно-эстетического облика туристического комплекса для Байкальской Природной Территории.
Основная часть. При исследовании проводилось изучение и обобщение существующих нормативов, законов и стандартов в области проектирования туристско-рекреационных комплексов на Байкале, перспективных проектов и направлений развития территорий, анализ факторов, влияющих на архитектуру зданий и сооружений на Байкале.
Были изучены теоретические основы взаимодействия природного ландшафта и архитектурных форм Курбатова Ю.И. [5] при учете особенностей эстетической и визуальной структуры территории [6], а также труды Колодина К.И. по основам архитектурно-планировочной организации [7] и формообразования [8], включая экстерьерные решения [9] и Рогожниковой М.А. по пейзажному проектированию объектов [10].
Богатство природы Байкала ресурсами (аватория, недра, ветровой режим, солнечный режим) определило необходимость изучения технических решений и практических рекомендаций по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, разработанных в России [11], а также иностранных примеров реализации элементов альтернативной энергетики [12].
В процессе изучения были выделены следующие типы элементов, составляющие туристический комплекс:
- композиционные – образующие преимущественно визуальную композиционно-эстетическую структуру,
- конструктивные – участвующие преимущественно в формировании конструктивного наполнения объектов, в меньшей степени влияющие на композиционно-эстетический облик.
Данные типы элементов тесно связаны с принципами формирования архитектуры туристических комплексов [13].
В определении композиционных элементов, характеризующих особенности природы и региона, участвуют такие факторы как: наличие природных ресурсов, особенности ландшафтов, а также историко-культурное наследие территории.
Наличие природных ресурсов и ландшафты:
- дают возможность активного использования ресурсов (при обязательном бережном отношении),
- требуют решения вопроса интеграции не только архитектуры в среду, но и природных элементов в архитектурную среду.
Помимо вышеперечисленного целесообразно отражение не только эстетических характеристик, но и энергетической мощи территории в облике туристического комплекса.
Конструктивные элементы определяются:
- принципом «самообеспечения»: принятием объемно-пространственных и конструктивных решений, позволяющих функционировать без привязки к поселениями и централизованным инженерным системам,
- наличием природоохранного режима территории: как следствие – использование принципов проектирования, позволяющих сохранить природу и минимизировать воздействие на нее, при этом рекомендуется принимать дополнительные решения, нацеленные на возобновление природных ресурсов.
Для формирования композиционного облика современного туристического комплекса были выбраны следующие элементы:
Ландшафт и природное окружение территории отражаются в:
- рельефе (очертаниях),
- местной растительности (флоре).
Историко-культурные особенности территории позволяют использовать в архитектуре:
- крупные формы
- мотивы, принты, паттерны (например, этнические).
Ресурсная мощь территории позволяет применять в архитектуре:
- крупные элементы энергетики (ветряки, солнечные батареи),
- малые элементы энергетики в конструктивном решении зданий и сооружений.
Элементы композиционного облика современного туристического комплекса.
1. Рельеф, ландшафт (очертания).
Территорию Прибайкалья составляют уникальные природные ландшафты, имеющие свою визуальную структуру, региональной особенность которой является многоплановость восприятия (ближний берег – акватория – дальний берег), вследствие чего восприятие любого проектируемого здания или комплекса происходит не только при приближении к объекту, но и удаленно от него в соответствии с возможностями зрительного восприятия. Поэтому актуальным становится вопрос изучения визуальной геометрии крупных природных форм, их цветовой палитры. Использование геометрии рельефа и ландшафта в архитектуре путем интеграции определяет прежде всего удаленное восприятие объектов либо восприятие на открытых площадках. При проектировании новых объектов обязательно наладить взаимосвязь между структурой территории и структурой комплекса [14]. Кроме того, можно использовать структуру и особенности ландшафта (в том числе наличие акватории) для создания малых объектов культурного значения [15].
2. Местная флора (растительность), малые природные формы, их визуальная структура.
Для интеграции особенностей природных ландшафтов в архитектуру для восприятия «ближний берег» требуется изучение малых природных форм, среди которых растительность, особенности рельефа (уникальные срезы, валуны, каменные насыпи). Малые природные формы могут использоваться как напрямую (например, озеленение кровли путем устройства «ковра» из местных ползучих растений, включение в ландшафтный дизайн территории), так и косвенно (анализ структуры, использование растительных орнаментов, принтов, паттернов [15], присущих данной территории).
3. Крупные элементы энергетики (например, ветряки, водяные мельницы).
Формируют восприятие проектируемого объекта с акватории, с дальнего берега, а также при открытых пространствах с ближайшего берега удаленно. Некоторые элементы, такие как водяные мельницы, выразительны и при ближнем восприятии. Включение в структуру комплекса крупных элементов энергетики не только позволяет реализовать принцип «самообеспечения», возможность самодостаточного функционирования комплекса или сети комплексов, но и формирует облик объекта, отражая природную мощь территории.
4. Малые элементы энергетики.
Представляют собой технические решения, используемые в конструкциях здания (такие как энергоэффективное остекление, солнечные батареи, навесы), определяющие восприятие зданий и сооружений преимущественно при восприятии «с ближнего берега». Такие решения носят дополняющую функцию при отражении потенциала Байкала.
5. Историко-культурные формы.
Объемы и планировочные решения зданий, сформировавшиеся в соответствии с культурными обычаями и исторически сложившимися традициями народов, населявших и населяющих Прибайкалье. Наиболее ярким примером служит юрта как один из наиболее характерных типов зданий. Для использования историко-культурных форм требуется изучение как конструктивных и объемных решений, так и особенностей внутренней организации, которые можно интегрировать в планировочную структуру комплекса целиком или поэлементно [17].
6. Историко-культурные мотивы.
Богатство территории Байкала народностями позволяет произвести детальное изучение национальных принтов и орнаментов и разработать решения по их внедрению в архитектуру туристического комплекса в различных масштабах. элементы зданий, оконных створок, конструкций навесов и покрытий, а также формы жилых ячеек, которые могут носить как акцентную функцию и представлять собой архитектурный декор, так и составлять основной объем зданий. Данные элементы формируют уникальное восприятие и аутентичность архитектуры [18].
Композиционно-эстетические решения.
Композиционно-эстетическое решение должно формироваться комплексно с обязательным использованием нескольких элементов (Рис.1) композиционного облика.
Рис. 1. Элементы композиционного облика современного туристического комплекса. Разработан автором.
Элементы композиционного облика должны использоваться в соответствии с существующей структурой конкретной территории, часть элементов принимаются основополагающими для решения основного объема комплекса и доминанты. Для акцентирования и декорирования используются другие более мелкие элементы.
На рис. 2 рассмотрены примеры композиционно-эстетического решения.
Рис.2. Примеры композиционно-эстетического решения туристического комплекса. Разработан автором.
В зависимости от типа элемента, используемого в основном объеме, композиция комплекса может носить рельефный или историко-культурный характер. Для доминантных форм используются крупные элементы такие как элементы энергетики, а для акцентирования и декорирования – малые формы, орнаменты, принты, паттерны.
еуке
Выводы. В связи с повышением значения туристической деятельности на территории Прибайкалья для прилегающих регионов, и, как следствием, планируемого количества туристических объектов, требуется разработка комплексного подхода к формированию архитектуры, учитывающего особенности территории (природы, историко-культурного наследия), природоохранный режим территории, необходимость сохранения и возобновления природных ресурсов.
Для повышения визуальной выразительности комплексов и формирования уникального облика предложены композиционно-эстетические решения, формирующиеся из следующих элементов: особенности рельефа (геометрии), крупные и малые элементы энергетики, местная флора и малые природные формы, историко-культурные формы и мотивы.
Комплексный подход к формированию решения включает в себя использование нескольких элементов с выделением основного объема, доминанты, а также акцентных решений. По типу основного объема предложные композиции рельефного и историко-культурного типа.
Данный подход актуален для проектирования новых туристических комплексов, а также модернизации существующих и повышения их эстетической выразительности и эффективности работы. Также возможно использование решений и для зданий нетуристического типа, размещаемых на изучаемой территории.
На основании предложенных решений рекомендуется подбор детальных решений по каждому типу элементов и композиции с последующим созданием рекомендаций либо методических пособий по проектированию туристических комплексов на Байкале.
1. Федеральная целевая программа «Охрана озера Байкал и социально-экономическое развитие Байкальской природной территории на 2012-2020 годы» [Электронный ресурс]: утв. Постановлением Правительства Рос. Федерации от 21 авг. 2012 г. № 847. Доступ из справ-правовой системы «КонсультантПлюс»
2. Байкал: Великое озеро Великой страны: проектное предложение по приоритетному направлению // Аналитический центр при правительстве Российской Федерации. 2016 г. [Электронный ресурс]. URL: http://ac.gov.ru/files/content/10043/baikal-2-4-pdf.pdf
3. Николаева А.С. Природа Байкала как основа формирования архитектуры туристических комплексов // Вестник Евразийской науки. 2018. Том 10. №3. С.60. [Электронный ресурс]. URL: https://esj.today/PDF/87SAVN318.pdf
4. Николаева А.С. Архитектурно-типологическая классификация туристско-рекреационных комплексов на Байкале // Вестник науки и образования. 2018. Т. 2. № 7 (43). С. 76–80. [Электронный ресурс]. URL: https://elibrary.ru/download/elibrary_35168565_35610177.pdf
5. Курбатов Ю.И. Архитектурные формы и природный ландшафт: композиционные связи. Ленинград: Издательство Ленинградского университета, 1988. 134 с.
6. Эстетический облик Байкальского побережья [Электронный ресурс] // The Baikal Basin Information Center – http://bic.iwlearn.org/ru/atlas/atlas/142-esteticheskii-oblik-baikalskogo-poberezhya-map/esteticheskii-oblik-baikalskogo-poberezhya-map
7. Колодин К.И. Особенности архитектурно-планировочной организации и формообразования объектов поселений, расположенных вблизи водоемов // Новые идеи нового века. 2016. Том 2. С. 141–145. [Электронный ресурс]. URL: http://pnu.edu.ru/media/nionc/articles-2016/24_2.pdf
8. Колодин К.И. Формообразование объектов загородной среды. Учебное пособие для вузов. М.: «Архитектура – С». 2004. 256 с.
9. Колодин К.И. Интерьер загородной улицы. Учебное пособие для вузов, М.: «Архитектура – С». 2015. 416 с.
10. Рогожникова М.А. Пейзажное проектирование архитектурного объекта. [Электронный ресурс]. URL: http://www.marhi.ru/AMIT/2012/3kvart12/rogozhnikova/abstract.php
11. Акиев Р.С., Бурцев С.И., Бусахин А.В. и др. Каталог технических решений и практических рекомендаций по энергосбережению и повышению энергетической эффективности зданий и сооружений [Электронный ресурс]. М: Национальное объединение строителей, 2014. 139 с. URL: http://docs.cntd.ru/document/493668276
12. Gancorova A. Energy efficiency in the development of landscape space // Scientific Journal of Latvia University of Agriculture. Landscape Architecture and Art. 2014. Vol. 3. №. 3. Pp. 57–65.
13. Николаева А.С. Принципы архитектурной организации туристско-рекреационных комплексов на озере Байкал // Вестник Евразийской науки. 2019. Том 11. №1. [Электронный ресурс]. URL: https://esj.today/31SAVN119.html
14. Sampaio C.G., Alvar Aalto and Alvaro Siza: The Link between Architecture and Nature in the Construction of Place // Athens Journal of Architecture. 2015. Vol. 1. №. 3. Pp. 207–220.
15. Purs I., Alle E. Natural Elements and Phenomena of the Atmospherescape as a Material // Proceedings of the Latvia University of Agriculture. Landscape Architecture and Art. 2014. Vol. 3. №. 3. Pp. 32–47
16. Harea O., Eplenyi A., Viticultural Landscape Pattens – Embedding contemporary wineries into the landscape site // Scientific Journal of Latvia University of Agriculture. Landscape Architecture and Art. 2017. Vol. 10. №. 10. Pp.7–14.
17. Zilgalvis J., Valle Rectory: the research of the cultural and historical environment and landscape // Scientific Journal of Latvia University of Agriculture. Landscape Architecture and Art. 2016. Vol. 9. №. 9. Pp. 48–56.
18. Riddhsgni N., Cultural Tourism and Architecture Heritage: Question of Authenticity // Journal of Community Department Research (Humanities and Social Sciences). 2018. Vol. 11. №. 3. Pp. 1–12.