ТЕХНИКО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ОБРАБОТКИ ПОВЕРХНОСТЕЙ ВАГОНОВ ПЕРЕД ОКРАШИВАНИЕМ
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
Оценка эффективности процесса предварительной обработки металлических поверхностей перед окрашиванием является актуальной научно-практической задачей. В статье приведено сравнение технико-экономических характеристик типовых методов предокрасочной обработки металлов на примере очистки стальных железнодорожных вагонов. Оценка произведена по критериям производительности и качества обработки, объема выделяемых отходов, материалоёмкости и т.д.

Ключевые слова:
абразивно-струйная обработка, абразив, шероховатость, качество поверхности
Текст
Текст произведения (PDF): Читать Скачать

Обработка поверхностей вагонов перед окрашиванием регламентируется  ГОСТ 9.403-80 и соответствующими инструкциями [3, 4], разработанными специально для ОАО «РЖД». При очистке вагонов к технологии предъявляются следующие требования:

1. Очистить поверхность вагона от старого лакокрасочного покрытия (ЛКП), ржавчины и других твердых эксплуатационных загрязнений до металлического блеска

(степень очистки 1 или 2,  в соответствии с ГОСТ 9.403-80 [5]);

2. Придать поверхности шероховатость, регламентируемую стандартом или требованиями изготовителя лакокрасочного покрытия;

3. Обезжирить поверхность вагона.

В процессе очистки вагонов вырабатываются производственные и технологические отходы. К производственным отходам относятся остатки старого лакокрасочного покрытия и других загрязнений [1, 2], удаляемых с вагона, т.е. продукты очистки. В среднем на пассажирском вагоне таких отходов около 50 кг и примерно на 90 % ‒ это старое лакокрасочное покрытие.

Технологические отходы – это продукты, образующиеся в результате производства работ по очистке. К этим отходам можно отнести отработавшие растворители и моечные жидкости, использованный абразив и т.д.

 

Vотх = Vп.о + Vт.о= Vп.о.тв + Vп.о.масл + Vп.о.жидк + Vп.о.др ,

(1)

 

где Vотх ‒ общий объём отходов;  Vп.о ‒ производственные отходы; Vт.о  ‒ технологические отходы; Vп.о.тв ‒ твердые производственные отходы (остатки старой краски и загрязнений); Vп.о.масл ‒ производственные отходы маслянистого характера; Vп.о.жидк ‒ жидкие технологические отходы (ПАВ и растворители); Vп.о.др ‒ твердые технологические отходы (дробь и абразивы).

Степень очистки поверхности характеризует качество подготовки поверхности к окрашиванию. Разные методы очистки позволяют достичь разных степеней. Инструкцией допускается первая или вторая степень (степень 1 или 2 по ГОСТ 9.402-80) очистки при ремонтно-восстановительном окрашивании:

‒ степень очистки при дробеструйной обработке – степень 1;

‒ степень очистки при дробемётной обработке – степень 2;

‒ степень очистки при гидроабразивной обработке – степень 1;

‒ степень очистки при обработке системой ГДА (Газодинамический аппарат)  – степень 1.

Железнодорожный вагон представляет собой крупногабаритную конструкцию площадью внешней поверхности S = 250 м2. Малопроизводительные методы обработки не могут произвести очистку вагона быстро. Поэтому высокая производительность – важный критерий сравнения.

При оценке производительности процесса очистки выразим её через время обработки, приняв, что:

Тобщ= SвагП+Тм+ Тс+2 То,

(2)

где Sваг ‒ общая площадь вагона;  Пдс ‒ производительность типового дробеструйного (дробеметного) аппарата; Тм ‒ время мойки вагона (3 ч); Тс ‒ время сушки вагона (2 ч); То ‒ время обдувки вагона (0,2 ч).

От количества используемых при очистке расходных материалов, во многом зависит конечная себестоимость всей очистки в целом, а так же экологические показатели. При очистке используются ПАВ, дробь и топливо. При оценке материалоёмкости процесса примем, что расход дроби на вагон Мдр = 50 кг (значение приведено с учётом системы рекуперации, возвращающей до 95 % дроби обратно в аппараты); расход ПАВ на вагон МПАВ = 150 л; расход топлива на вагон МТ = 120 л.

Для сравнения предлагаются четыре типовых технологии очистки:

1) комплекс дробеструйная обработка в совмещении с поверхностно-активными веществами (ПАВ);

2) комплекс дробеметная обработка в совмещении с ПАВ;

3) комплекс гидроабразивная обработка в совмещении с ПАВ;

4) система ГДА.

В табл. 1 представлены основные сравнительные показатели процесса очистки.

1. Сравнительные показатели исследуемых технологий очистки

 

Методы очистки

Отходы, кг

Степень очистки

Производительность

Материалы

Vп.о.тв

Vп.о.масл.

Vт.о.жидк.

Vп.о.др.

Тобщ

Побщ

Мдр

МПАВ

МТ

Дробеструйная обработка + ПАВ

 

50

 

 

5

 

150

 

50

 

1-2

17,9

13,9

 

 

50

 

 

150

0

Дробемётная обработка + ПАВ

150

2

6,4

39,0

150

0

Гидроабразивная обработка + ПАВ

150

1

18,8

13,2

150

0

Система ГДА

0

1

8,2

30,4

0

120

 

 

По количеству используемых материалов при очистке сравниваемые технологии близки по значениям. Система ГДА позволяет не применять ПАВ, однако использует топливо, поэтому дальнейший расчёт ведется исходя из соотношения стоимости ПАВ и топлива (рис. 1‒3).

По количеству производимых отходов применяемые технологии обладают примерно равными показателями, а система ГДА позволяет уменьшить объём отходов на 150 л отработавших ПАВ, что составляет более 50 % всех отходов.

Наибольшей производительностью 39 м2/ч обладает комплекс дробемётная обработка + ПАВ, но позволяет получить степень очистки не выше второй. Система ГДА позволяет получить производительность процесса 30,4 м2/ч при первой степени очистки. Остальные методы уступают по производительности более чем в 2 раза.

Список литературы

1. Евсеев Д.Г., Кульков, А.А., Корытов, А.Ю. Оцена эффективности процесса обработки поверхностей вагонов перед окраской // Металлообработка. ‒ 2016. ‒ №4(94). ‒ С. 66.

2. Евсеев Д.Г., Кульков А.А. Влияние параметров дробеструйной газодинамической обработки на производительность очистки поверхностей при ремонте вагонов // Наука и техника транспорту. Научный информационный сборник. – 2009. – № 2. – С. 24.

3. Типовой технологический процесс окрашивания пассажирских вагонов с использованием лакокрасочных материалов повышенной долговечности ТП-ЦЛПВ-33/4. – М.: ВНИИЖТ. 2008.

4. Типовой технологический процесс деповского окрашивания пассажирских вагонов ТП-ЦЛПВ-33. – М.: ВНИИЖТ. 2008.

5. ГОСТ 9.402–80. Покрытия лакокрасочные. Подготовка металлических поверхностей перед окрашиванием. – Введ. 01.07.81. – М.: Госстандарт России: Изд-во стандартов, 1998.

Войти или Создать
* Забыли пароль?