Кемерово, Россия
Предмет. Возвратный лизинг, выступая прогрессивным инвестиционным инструментом, занимает определенное место в управлении корпоративными финансами и позволяет оптимизировать финансовое состояние организаций. Его применение на практике нередко трактуется налоговыми органами как проблемная сделка, предоставляющая необоснованные налоговые выгоды. В результате страдают добропорядочные налогоплательщики, имеющие целью применение лизинга как инструмента обеспечения расширенного воспроизводства. Система налогообложения возвратного лизинга является предметом исследования. Методология. В процессе подготовки статьи использовались общенаучные методы познания, среди которых – сравнительный и ретроспективный анализы, синтез, дедукция и индукция, что позволило получить обоснованные и достоверные результаты исследования. Цель. Разработка рекомендаций по корректировке лизингового и налогового законодательства для формирования регуляторной среды налогообложения возвратного лизинга, направленных на обеспечение условий реализации возвратного лизинга как инструмента управления корпоративными финансами и позволяющих обеспечить наличие четкого признания возвратного лизинга в системе его нормативного регулирования с целью защиты налоговых интересов субъектов таких операций. Результаты. Приводится характеристика существующей системы налогообложения возвратного лизинга по отдельным налогам, анализируется судебная практика рассмотрения налоговых споров по применению возвратного лизинга, предлагаются меры по формированию регуляторной среды налогообложения возвратного лизинга. Область применения. Результаты исследования могут быть использованы органами власти и управления в качестве рекомендаций по корректировке лизингового и налогового законодательства; различными субъектами предпринимательского сообщества для принятия обоснованных управленческих и инвестиционных решений по поводу финансирования организаций за счет возвратного лизинга. Выводы. Создание условий по обеспечению надежности возвратных лизинговых сделок позволит повысить их роль в решении задач финансового управления деятельностью организации. В конечном итоге это позволит активизировать финансирование корпораций с применением механизма возвратного лизинга, а также предоставит возможность обеспечить условия функционирования гармоничных налоговых отношений государства и предпринимательского сектора.
финансовая аренда, лизинговое законодательство, концепции развития возвратного лизинга, налоговая система, налоговые риски, финансовый менеджмент
1. Вакутин Н. А, Федулова Е. А. Мировой и российский лизинговый бизнес: современные тенденции развития // Фундаментальные исследования. 2016. № 11-1. С. 133–138.
2. Вакутин Н. А., Федулова Е. А. Формирование методики оценки финансовой доступности лизинговых услуг // Финансы и кредит. 2017. Т. 23. № 39. С. 2329–2345. DOI: 10.24891/fc.23.39.2329
3. Гайнетдинов М. Ф. Лизинг – выгодная форма предпринимательства // Хозяйство и право. 1994. № 5. С. 31–40.
4. Иванова Н. Е., Миронова А. П. Проблемы лизингового рынка в России // Экономика и управление в XXI веке: тенденции развития. 2015. № 20. С. 89–93.
5. Weidner D. J. Synthetic Leases: Structured Finance, Financial Accounting and Tax Ownership // The Journal of Corporation Law. 2000. Vol. 25. Iss. 3. P. 445–487.
6. Смирнов К. А., Никитина Т. Е. Возвратный лизинг как механизм опосредованного самокредитования // Банковское дело. 2011. № 12. С. 60–62.
7. Иванченко М. О. Сущность возвратного лизинга // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. 2015. № 10-2. С. 37–39.
8. Дун И. Р. Возвратный лизинг в России // Финансы и кредит. 2011. № 9. С. 51–55.
9. Федулова Е. А., Вакутин Н. А. Организационно-экономические аспекты обоснования концепции развития возвратного лизинга в Российской Федерации // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2017. Т. 13. № 7. С. 1320–1332.