Москва, г. Москва и Московская область, Россия
В статье приводится анализ проведения Московских городских студенческих олимпиад по инженерной графике за период 2000–2011 гг. Выведен критерий успешности олимпиады. Представлен рейтинг институтов, выступавших в этот период времени.
инженерная графика, студенческая предметная олимпиада, Московская городская олимпиада.
1
В соответствии с государственными образовательными стандартами в высших технических учебных заведениях преподаются три графические дисциплины: начертательная геометрия, инженерная графика и компьютерная графика, поэтому естественно, если на студенческих олимпиадах по графическим дисциплинам будут существовать три соответствующие секции.
К этой простой мысли мы пришли постепенно: секция «Инженерная графика» (ИГ) появилась на московской олимпиаде в 2000 г., секция «Компьютерная графика» (КГ) — в 2006 г.
Первые шесть лет (2000–2006 гг.) секция «Инженерная графика» называлась «Компьютерная графика», на том основании, что чертежи выполнялись с помощью компьютера, и только с 2006 г. она получила свое современное название.
В первые годы существования секции «Инженерная графика» велись напряженные дебаты о том, какие задания давать студентам и какие программные продукты можно применять на олимпиаде. Мнения высказывались самые разные.
Наиболее подробно вопрос о заданиях рассмотрен в работе [1], в которой мы определили десять типов задач на олимпиадах по ИГ. Как показали события на олимпиадах последних лет, в секции «Инженерная графика» предлагаются задачи на деталирование сборочных чертежей (чертежей общего вида) либо в чистом виде, либо — реже — с дополнительным заданием.
Что касается графических систем, то восторжествовала здравая мысль — разрешается пользоваться любым программным продуктом, но основная масса студентов использует КОМПАС или AutoCAD одной из последних, на момент проведения олимпиады, версий.
В последние годы в секции ИГ разрешается выполнять задание как с помощью компьютера, так и вручную, поскольку результатом работы является проекционный графический документ — чертеж. Однако из предлагаемых в олимпиадном задании для деталирования 3–5 деталей одна (реже две) имеют достаточно сложную форму. Настолько сложную, что правильно выполнить чертеж такой детали с помощью 2D-графики если не невозможно, то, по крайней мере, очень трудно. Так что умение создавать модель (3D-графика) и по модели чертеж как бы заложено в условии задания. Тем более что за чертеж самой сложной детали студентам начисляется больше всего баллов. Тем не менее 2-3 студента ежегодно достаточно успешно выступают в секции «Инженерная графика», не используя компьютерные технологии.
1. Вышнепольский В.И. Методические основы подготовки и проведения олимпиад по графическим дисциплинам в высшей школе: дис. … канд. пед. наук. — М., 2000.