Ставрополь, Россия
В работе рассматривается педагогическая деятельность в контексте ее социокультурной значимости, приводится авторская трактовка педагогической деятельности. Выделены три основных подхода к изучению структурно-содержательной организации педагогической деятельности — системно-функциональный, культурологический и компетентностный. На основе системно-функционального подхода проведен сравнительно-сопоставительный анализ структуры и содержания педагогической деятельности, представленных в трудах некоторых отечественных авторов. Показана актуальность вопроса изучения профессионально важных качеств личности педагога, особо выделена система личностных качеств, компонуемых вокруг профессионально-педагогической направленности. Особое внимание в статье уделено такому качеству педагога, как информационная культура. На основе культурологического подхода рассмотрен состав профессионально-педагогической культуры, место в ней информационной культуры. Выделены сущностные особенности понятия «информационная культура педагога», предпринята попытка обозначить его сложный состав. Выделены факторы, обусловливающие необходимость постановки и решения проблемы формирования информационной культуры педагога в вузовской образовательной практике.
педагогическая деятельность, структура педагогической деятельности, информационная культура, формирование информационной культуры педагога, наглядно-модельное обучение.
1. Ананьев Б.Г. Избранные психологические труды: В 2-х т. Т.2. – М., 1980. – С. 256–258.
2. Бенин В.Л. Педагогическая культура: Философско-социологический анализ. – Уфа, 1997. – 131 с.
3. Бондаревская Е.В., Кульневич С.В. Педагогика. – М., Ростов н/Д, 1999. – С. 101.
4. Гендина Н.И., Колкова Н.И., Стародубова Г.А., Уленко Ю.В. Формирование информационной культуры личности: теоретическое обоснование и моделирование содержания учебной дисциплины. – М., 2006. – 512 с.
5. Гинецинский В.И. Основы теоретической педагогики. – СПб., 1992. –154 с.
6. Горовая В.И., Тарасова С.И. Педагогическая деятельность в системе современного человекознания. – М.: Илекса; Ставрополь: АРГУС, 2004. – 168 с.
7. Данильчук Е.В. Методическая система формирования информационной культуры будущего педагога: дис. …д-ра пед наук. – М., 2–3. – 374 с.
8. Ефименко О.А. Развитие информационной культуры будущего учителя информатики посредством внедрения в учебный процесс специального курса «Основы информационной культуры учителя» // Вестник ТГПУ. Педагогика. 2009. – Вып. 5(83).
9. Колесникова И.А. Основы технологической культуры педагога. – СПб., 2003. – 288 с.
10. Конюшенко С.М. Формирование информационной культуры педагога в системе непрерывного профессионального образования: дис. … д-ра пед наук. – Ярославль, 2005. – 408 с.
11. Котова И.Н., Шиянов Е.Н. Педагог: профессия и личность. - Ростов н/Д, 1997. – 144 с.
12. Кузьмина Н.В. Профессионализм личности преподавателя и мастера производственного обучения. – М.: Высш. школа, 1990. – 113 с.
13. Лазарева Л.И. Формирование информационной культуры учителя в условиях инновационной деятельности образовательного учреждения: автореф. дис. …канд. пед. наук. – Кемерово, 2007. – 23 с.
14. Мижериков В.А., Ермоленко М.Н. Введение в педагогическую деятельность: учеб. пособие для студ. пед учеб. заведений. – М., 2002. – С. 91-95; 268.
15. Сарсекеева Ж.Е. Научно-теоретические основы формирования культуры профессионального мышления будущих учителей: дис. …д-ра пед. наук. – Караганда, 2010. – 360 с.
16. Сластенин В.А. Формирование личности учителя в процессе его профессиональной подготовки // Сластенин. – М., 2000. – С. 70–71.
17. Худовердова С.А. Формирование информационной культуры будущего педагога в условиях информатизации // Стандарты и мониторинг в образовании. – 2013. – № 3 (90). – С. 61–63.
18. Щербаков А.И. О методологии и методике изучения психологии труда и личности учителя // Психология труда и личности учителя. – Л., 1976. – С. 89.