Россия
Методы управления компетенциями кадров в органах местного самоуправления описываются как зона ответственности муниципальных служащих и совокупность условий по анализу профессиональной функции. Профессиональная компетенция определяется, как способность демонстрировать осведомленность в профессионально значимых управленческих решениях, передавать сотрудникам методы отыскания и исследования новейших данных, знаний, документов и нормативных актов. В случае если профессиональные способности, знания и индивидуальные свойства специалиста совпадают с требованиями к конкретной должности, надлежащая деятельность будет осуществляться таким специалистом качественно и результативно.
компетенция, компетентность, метод управления, профессиональные качества персонала.
Методы управления компетенциями гарантируют результативное разрешение ситуаций в органах местного самоуправления с помощью применения муниципальными служащими знаний, умений, возможностей и технологий.
Компетентность – это совокупность знаний, умений, прав и действий, которые применяет профессионал для выполнения производственных задач.
Компетентность устанавливают, как умение специалиста наилучшим образом выполнить задачу и достичь высокого качества выполняемых профессиональных действий. Компетентность трактуют ещё как профессионализм, т.е. профессиональная оценка способностей к выполнению профессиональных операций. Компетентность содержит в себе, как правило, несколько компетенций. К составляющим, определяющим и образующим компетентность, причисляют умение дать адекватную оценку собственному профессионализму. Итак, компетентность – комплекс свойственных профессионалу качеств, определяющих результативность его работы.
Рассмотрим дефиницию «компетенция» и установим, отличается ли она от компетентности.
Компетенция – это верно освоенная операция. Компетенция, как модель проявления возможностей и уровня умелости, выражается через индивидуальную реализацию определённой профессиональной способности.
Управлением муниципальной службы и кадровой работы администрации г. Липецка определены следующие методы управления компетенциями:
- оценка, обнаружение и представление компетенций, требуемых с целью эффективного формирования организации;
- формализация, позволяющая полнее отразить методы управления компетенциями в базе внутренних и наружных компетенций, в результате установления в базе конкурентоспособных компетенций;
- оценка и развитие профилей компетенций персонала;
- разработка модификаций компетенций, согласованных с условиями труда;
- определение «разрывов» в степени предоставляемых компетенций и в степени требований к ним;
- планирование мероприятий производственной педагогики для переквалификации персонала и найма работников на основе созданных модификаций и профилей компетенций;
- контроль, формирование и подготовка компетенциям.
Основные характеристики методов управления компетенциями кадров показаны в табл. 1.
Таблица 1
Характеристики методов управления компетенциями
Факторы |
Методы управления компетенциями |
Цели |
Реализация полученных знаний на практике. Результативные действия на трудовом участке |
Задачи |
Правильное освоение операций. Овладение методами результативного исполнения профессиональных задач |
Функции |
Привлечение собственного и освоение чужого опыта. Овладение новыми профессиональными навыками. Приобретение навыков работы со сложноорганизованными данными. Принятие решений по профессиональным вопросам. Определение вопросов стратегического развития организации |
Методы |
Постоянное повышение профессиональной квалификации. Принятие на себя дополнительной ответственности. Развитие профессиональных и управленческих компетенций |
Источники и составляющие элементы |
Опыт. Наставничество. Профессиональное обучение. Ротация. |
Ожидаемый результат |
Овладение новыми профессиональными приёмами и способами действий, в том числе управленческих. |
Компетенции содержат в себе потенциал к осуществлению умений и свойств, формирующих навыки муниципального служащего. «Профессионализм представляется как комплект контекстно-профессиональных свойств и коррелирует с бо́льшей производительностью труда» [1].
С изменением функций и содержания муниципального управления принципиально изменяются требования к муниципальным служащим нового поколения, в том числе в части их профессиональных компетенций. В настоящее время наибольшая часть муниципальных служащих не обладает достаточным уровнем профессиональных компетенций, и как следствие, это приводит к недостаточно эффективному исполнению ими своих должностных обязанностей и обеспечению функционирования муниципальных органов власти. В этой связи исследование, посвященное проблеме профессиональных компетенций муниципальных служащих, является весьма актуальным.
Важность указанной темы именно для муниципальных органов управления определяется, по меньшей мере, двумя обстоятельствами.
Во-первых, «на основании последних исследований, успешность и эффективность труда муниципального служащего, приблизительно на 80% зависит от его профессиональной компетентности, т.е. совокупности умений правильно взаимодействовать с другими людьми» [3]: гражданами, коллегами по службе, руководством и подчиненными; возможности правильно объяснить ситуацию и оказывать на неё влияние, на основе интуиции определять желания и нужды других людей, знать их слабые и сильные стороны, быть обаятельным и не поддаваться стрессу. По мнению С. Роббинз и Ф. Хансейкер [4], без этих компетенций, муниципальный служащий не сможет организовывать коммуникативные взаимодействия с окружающими и не состоится как управленец.
Во-вторых, Федеральный закон «О муниципальной службе в Российской Федерации» требует от муниципальных служащих «определить профессионализм и компетентность одними из основополагающих принципов своей деятельности и заботиться об их развитии» [2].
В отечественной и зарубежной литературе не существует единого научного подхода к рассмотрению профессиональной компетентности муниципальных служащих. Существующие исследования направлены преимущественно на изучение некоторых сторон компетентности муниципальных служащих, например, коммуникативной и социальной. Таким образом, наблюдается недостаток исследований в сфере муниципального управления по изучению профессиональной компетентности муниципальных служащих как целостного объекта.
Профессионализм характеризуется мастерством и высокой компетентностью, и свидетельствует о высокой степени овладения какой-либо профессией. «Следовательно, достижение муниципальными служащими высочайшего уровня профессионализма основывается на приобретении ими необходимого объема знаний и на овладении умениями и навыками управленческой деятельности» [5].
Для успешной профессиональной деятельности муниципальный служащий должен обладать оптимальным набором качеств – компетенций. Профессиональные компетенции являются одним из основных компонентов профессионализма, постоянно расширяющейся системой знаний, которая позволяет выполнять профессиональную деятельность на высоком уровне. Отметим, что, помимо необходимых теоретических знаний, умений и навыков, связанных с должностными полномочиями и функциями, муниципальные служащие должны обладать особыми психологическими качествами личности.
Кроме перечисленных методов управления компетенциями различают методы управления отдельными видами компетенций (табл. 2).
Таблица 2
Методы управления компетенциями
Вид метода управления компетенцией |
Характеристика объекта управления |
Внутренние компетенции |
|
Управление организационными компетенциями |
Знания технологических и организационных процессов, главных конкурентных преимуществ и компетенций администрации. Способности и компетенции в сфере управления |
Управление создаваемыми компетенциями |
Инновационные компетенции, общие и профессиональные компетенции |
Внешние компетенции |
|
Управление социальными компетенциями |
Потребность и необходимость деятельности предприятия для удовлетворения запросов социума |
Управление коммуникативными компетенциями. |
Способность встраиваться в обмен информации с внешними структурами. Способность определять взаимообмен данных с наружными потребителями информации. |
Выявление профессиональных качеств сотрудников может способствовать повышению эффективности работы муниципальных служащих. Способы управления компетенциями подразумевают формирование концепции управления компетенциями, создание моделей овладения компетентностью профессионала.
В органах местного самоуправления определяют механизмы для запуска процесса самореализации человека. Формирование этого результата позволяет муниципальным служащим самостоятельно осваивать различные виды деятельности в процессе непрерывного образования на протяжении всей своей жизни.
1. Бояринова И.В. Диагностика профессиональных компетенций муниципальных служащих [Текст] / И.В. Бояринова, М.С. Начкебия, Ж.А. Шаповал // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. – 2016. – №4.
2. О муниципальной службе в Российской Федерации: федер. закон от 2 марта 2007 г. № 25-ФЗ // Российская газета. 2007.
3. Региональная кадровая политика в цифрах и фактах [Текст], Белгород, 2015. С. 105.
4. Роббинз С.П. Тренинг делового общения для менеджеров [Текст] / С.П. Роббинз, Ф.Л. Хансейкер. М., 2017.
5. Социология: Энциклопедия [Текст] / Сост. А.А. Грицанов, В.Л. Абушенко, Г.М. Евелькин, Г.Н. Соколова, О.В. Терещенко, 2003. – 560 c.