Новосибирск, Россия
В статье раскрываются изменения, произошедшие за последнее десятилетие в применении средств информационно-коммуникационных технологий в начальной школе. Характеризуются рекомендуемые средства информатизации, с помощью которых возможно проведение контрольно-оценочной деятельности по определению достижений младших школьников.
Федеральный государственный образовательный стандарт, контрольно-оценочная деятельность, информационно-коммуникационные технологии, модель учебного занятия.
ИНФОРМАТИЗАЦИЯ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА В СВЕТЕ ТРЕБОВАНИЙ ФГОС НОО
Задача реализации Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования второго поколения (ФГОС НОО, 2009 г.) актуализировала проблемы применения средств информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в начальной школе. По сравнению с требованиями Федерального компонента государственного стандарта общего образования (ФКГС, 2004 г.) произошли существенные изменения в части использования средств ИКТ в образовательном процессе начальной школы, которые требуют немалых усилий от всех субъектов образовательного процесса и вовлеченных в него специалистов. Рассмотрим подробнее эти изменения, представленные в обобщенной табл. 1.
Контрольно-оценочная самостоятельность младших школьников сегодня рассматривается как один из важнейших результатов начального образования. Это определяет трансформацию требований государственных образовательных стандартов, предъявляемых к деятельности субъектов образовательного процесса, от факультативных к обязательным. Необходимым условием соответствия данным требованиям является соответствующее материально-техническое обеспечение. Поэтому особое значение имеет установление связи между выполнением требований ФГОС НОО к материально-техническим условиям реализации ООП и дидактической возможностью развития контрольно-оценочной деятельности обучающихся.
С учетом того, что требования к оснащению начальной школы представлены в тексте ФГОС НОО не конкретно, уместным представляется соотнесение обозначенных в стандарте возможностей, которые должны быть обеспечены соответствующим материально-техническим и информационным оснащением образовательного процесса, и актуальных средств его информатизации (табл. 2).
1. Батрашина Г.С. Игра как метод изучения моделей в начальной школе // Информатика и образование. — 2008. — № 8.
2. Горина Т.И. Информатика в играх и задачах: учебник-тетрадь для 2 класса четырехлетней начальной школы. — В 2 т. — М.: Баласс, 2006.
3. Кузнецов А.А., Пугач В.В. Информатика. Тестовые задания: метод. пособ. 2–11 кл. — М.: Бином, 2006.
4. Кузнецов А.А. Использование средств web-технологий для профессионального самообразования педагогов // Начальное образование. — 2014. — № 2.
5. Кузнецова М.И. Система контроля и оценки образовательных достижений младших школьников в современной начальной школе. — М.: Вентана-Граф, 2013.
6. Методическое пособие по информатике для учителей. 2–4 кл. — М.: BHV, 2007.
7. Основы общей теории и методики обучения информатике / под ред. А.А. Кузнецова. — М.: Бином, 2010.