Зеленоград, Россия
В статье раскрываются педагогические возможности использования проекта «Жалобная книга природы» при изучении предмета «Окружающий мир» с целью развития у младших школьников универсальных учебных действий. На основе работы над проектом на экологическую тему демонстрируется освоение учащимися исследовательских приемов при решении значимой для них проблемы, а также приобретение навыков сотрудничества.
проект, окружающий мир, универсальные учебные действия, экологическое образование.
ФОРМИРОВАНИЕ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ В ПРОЦЕССЕ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
В настоящее время обучение в начальной школе ведется в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (ФГОС НОО) к личностным, метапредметным и предметным результатам обучения. Планируемые результаты можно достичь в процессе освоения разных видов деятельности. Большими возможностями для формирования универсальных учебных действий (УУД) разного вида обладает метод проектов, основу которого составляют:
- освоение учащимися исследовательских приемов работы;
- решение значимой для них проблемы;
- прогнозирование результата;
- организация обучения в сотрудничестве.
Авторы практически всех УМК по курсу «Окружающий мир» рекомендуют педагогам организовывать проектную деятельность учащихся уже с первого класса.
Однако темы для такой работы и методика ее выполнения предлагаются далеко не везде.
МЕТОДИКА И ЭТАПЫ РАБОТЫ НАД ПРОЕКТОМ
Рассмотрим методику работы над проектом «Жалобная книга природы», в процессе которой у учащихся успешно развиваются УУД разного вида.
Одной из характеристик проектной деятельности является прогнозирование ее результатов. В качестве прогнозируемых результатов можно предложить презентацию проекта «Жалобная книга природы» и частично сформированные УУД учащихся.
Задачи проекта: воспитание у учащихся доброты, чуткости, уважения ко всему живому; развитие познавательного интереса, наблюдательности, любознательности, исследовательских умений; формирование естественно-научного мировоззрения.
1. Матяш Н.В., Симоненко В.Д. Проектная деятельность младших школьников: книга для учителя начальных классов. — М.: Вентана-Граф, 2004.
2. Тарасова Т.И. Метод проектов как способ достижения метапредметных результатов изучения курса «Окружающий мир» // Начальная школа. — 2012. — № 10.
3. Цветкова И.В. Экология для начальной школы. Игры и проекты: популярное пособ. для родителей и педагогов. — Ярославль: Академия развития, 1997.
4. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. — М.: Просвещение, 2009.