Санкт-Петербургская академия постдипломного педагогического образования (кафедра социально-педагогических измерений, доцент)
Санкт-Петербург, г. Санкт-Петербург и Ленинградская область, Россия
Санкт-Петербург, г. Санкт-Петербург и Ленинградская область, Россия
ГРНТИ 14.01 Общие вопросы народного образования и педагогики
ОКСО 44.03.01 Педагогическое образование
ББК 74 Образование. Педагогическая наука
ТБК 7002 Научно-популярная литература
ТБК 7824 Менеджмент в образовании и культуре
BISAC EDU034000 Educational Policy & Reform / General
В статье представлены результаты серии эмпирических исследований, посвященных анализу взаимосвязей между результативностью школы (по критерию ЕГЭ), ее социальной эффективностью (по критерию частоты обращения учеников к репетиторам) и различными социально-педагогическими характеристиками школы. Проведен корреляционный анализ на массиве данных, полученных за 5 лет регулярных комплексных опросов в школах Санкт-Петербурга. Выявлены и описаны наборы признаков, наиболее характерных для школ с высокой результативностью и для школ с высокой социальной эффективностью. Отличительные признаки результативных школ связаны с высоким уровнем использования учащимися услуг репетиторов, с хорошими материально-техническими условиями, компетентностью учителей в области использования проектно-исследовательских методов и др. В социально эффективных школах достижение академических результатов учащихся обусловлено опорой на использование собственных сил школы — потенциала педагогов, инновационных технологий с масштабным привлечением интернета и электронных ресурсов. Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ в рамках научного проекта «Признаки эффективной школы в условиях массового распространения практик репетиторства» № 19-013-00455.
репетиторство, ЕГЭ, результативная школа, социально эффективная школа, корреляционный анализ
1. Третьякова Т.В. Педагогические измерения, их роль в оценивании качества образования // Вестник СВФУ. – 2013. – № 4 (10). – С. 116–120.
2. Омельченко Е.Л., Лукьянова Е.Л. Эффективность ЕГЭ: попытка социологического анализа // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. Серия: Социальные науки. – 2006. – № 1 (5). – С. 326–334.
3. Матюшкина М.Д. Эффективность школы и ее критерии в современных условиях распространения репетиторства и доступности интернета // Непрерывное образование: XXI век. – 2019. – № 1 (25). – С. 21–26. DOI: 10.15393/j5.art.2019.4468
4. Матюшкина М.Д. Маркеры результативности и эффективности школы // Вестник Марийского Государственного Университета. – 2018. – Т. 12. – № 3. – С. 67–74. DOI: 10.30914/2072-6783-2018-12-3-67-74
5. Harris A., Chapman C. (2004) Improving schools in difficult contexts: towards a differentiated approach. British Journal of Educational Studies, Vol. 52, No 4. pp. 417–431. DOI: 10.1111/j.1467–8527.2004.00276.
6. Marzano R. J. (2003) What works in schools: Translating research into action. Alexandria, VA: ASCD. Available at: http://www.ascd.org/publications/books/102271.aspx.
7. Хэтти Дж. А.С. Видимое обучение. Синтез результатов более 50000 исследований с охватом более 80 миллионов школьников / Дж. А.С. Хэтти. – М.: Национальное образование, 2017. – 496 с.