ПРОБЛЕМЫ И ОЦЕНКА БЕЗОПАСНОСТИ ПОЛЕТОВ
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
Представлен анализ авиационной транспортной системы. Показаны причины авиационных происшествий. Приведены количественные показатели оценки безопасности полетов. Проведено сравнение зависимости числа катастроф на 100 тысяч часов налета с типовой зависимостью интенсивности отказов от времени. Зависимость показателя числа катастроф подразделяется на три интервала. Приведены статистические характеристики показателя числа катастроф по интервалам. Показатель числа катастроф по годам совпадает с распределением Вейбулла. Представлены оценки параметров распределения Вейбулла. Получены значения вероятности катастроф для каждого интервала. Проведен анализ полученных результатов. Представлены пути дальнейшего развития авиационной транспортной системы и повышения безопасности полетов.

Ключевые слова:
авиационная транспортная система, безопасность полетов, воздушное судно, авиационное происшествие, катастрофа, распределение Вейбулла.
Текст
Текст произведения (PDF): Читать Скачать

1. Введение

Авиационная транспортная система (АТС) является сложной нелинейной динамической системой, которая обладает следующими свойствами: чрезвычайная сложность, наличие большого числа функциональных подсистем, иерархичность управления, нестационарность параметров, стохастичность поведения, адаптивность и самоорганизация. АТС состоит из ряда функциональных подсистем (рис. 1) [1]. 

Основным звеном АТС является система «экипаж — воздушное судно — среда». Эта система обеспечивает выполнение основной задачи — использование воздушного судна (ВС) по назначению. АТС относится к открытым системам со слабыми обратными связями и, как следствие, является потенциально опасной. Требования к устойчивости и управляемости АТС высокие. Каждой подсистеме АТС соответствует свой процесс функционирования, который направлен на решение главной задачи по обеспечению эффективности и безопасности полетов. Управление процессами производится с помощью стратегий эксплуатации: летной, технической, коммерческой, аэродромной. При этом под стратегией эксплуатации понимается совокупность правил, обеспечивающих заданное управление процессом функционирования соответствующей службы для поддержания оптимальных режимов работы. Сбой в любом звене АТС может привести к авиационному происшествию (АП). На основании статистических данных выявлены причины авиационных происшествий (АП) и произведено их ранжирование (рис. 2). Анализ причин АП показывает, что доминирующим фактором в них является человеческий.

Список литературы

1. Безопасность полетов / Под ред. Р. В. Сакач. — М.: Транспорт, 1989. — 239 с.

2. Половко А.М., Гуров С.В. Основы теории надёжности. — СПб.: БХВ Петербург, 2006. — 704 с.

3. Попов Ю.В. Расследование авиационных происшествий — безопасность полетов в исторической ретроспективе // Проблемы безопасности полетов. — 2012. — № 1. — С. 4–22.

4. Крамер Г. Математические методы статистики. — М.: Мир, 1975. — 648с.

5. Эконометрика / Под ред. И.И. Елисеевой. — М.: Финансы и статистика, 2002. — 344 с.

6. Попов Ю.В. О выделении периодической компоненты из временного ряда показателя количества катастроф // Проблемы безопасности полетов. — 2008. — № 8. — С. 10–17.

7. Голубев И.С. Основные принципы и функции управления безопасностью полетов // Проблемы безопасности полетов. — 1984. — № 3. — С. 3–9.

8. Руководство по управлению безопасностью полетов. Doc 9859. Издание третье. ИКАО. 2013.

9. Приложение 19. Управление безопасностью полетов / Издание первое. ИКАО. 2013.

Войти или Создать
* Забыли пароль?