ИЗУЧЕНИЕ ВОЗМОЖНОСТЕЙ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РУКОВОДИТЕЛЕМ ТЕРРИТОРИАЛЬНОГО ОРГАНА МВД РОССИИ
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
Объектом исследования, которое легло в основу настоящей статьи стала деятельность руководителя территориальным органом МВД России, а предметом являются психологические технологии, способствующие конструктивному осуществлению функций по управлению территориальным органом МВД России. Целью работы является совершенствование и оптимизация процесса использования психологических технологий в деятельности руководителя территориальным органом МВД России, а также разработка рекомендаций для руководителей по использованию психологических технологий в деятельности и для сотрудников психологической службы по организации обучения руководителей психологическим технологиям. Методами исследования, используемые в данной научной работе стали анализ и систематизация научно-психологической литературы по тематике исследования; контент-анализ записей речевых и письменных сообщений руководителей ОВД о процессе их взаимодействия с подчиненными; метод экспертных оценок (в качестве экспертов выступали руководители ОВД и практические психологи ОВД); фокусированное групповое интервью; анкетирование; статистические методы обработки данных. Научная новизна исследования состоит в расширении, дополнении и уточнении научных взглядов об управленческой деятельности и анализа тенденций практического использования психологических технологий в деятельности руководителя территориального органа МВД России. Практическая значимость результатов заключается в обосновании, во-первых, возможности использования психологических технологии в деятельности руководителя территориального органа МВД России, во-вторых, основных направлений совершенствования психологических технологий, способствующих конструктивному осуществлению функций по управлению территориальным органом МВД России.

Ключевые слова:
юридическая психология, профессиональная деятельность, психологические технологии, руководитель территориального органа МВД России
Текст

Актуальность. Руководство территориальным органом МВД России сопряжено не только с высокими физическими нагрузками и морально-психологическим напряжением, но и необходимостью в адаптации руководителя к любому изменению содержания деятельности, изменении условий осуществлении управленческой функции, изменении взаимоотношений в служебном коллективе и с вышестоящим руководством. Успешность и конструктивность данного процесса зависит от субъектных способностей руководителя, уровня развития психолого-управленческого потенциала и психологической компетентности.

Сегодняшние реалии таковы, что руководителю территориального органа МВД России важно быть не только компетентным специалистом, профессионалом своего дела, но и грамотным психологом, способным грамотно решать проблемы как межличностного, так и внутриличностного характера. Однако, при этом быть беспристрастным и гибким, стрессоустойчивым, коммуникабельным и обладать многими другими качествами.

В организации деятельности сотрудников полиции достаточно сложно определить такие аспекты, в которых бы не могли быть использованы знания из психологии управления, социальной и юридической психологии. Поэтому знание достижений психологической науки, а именно психологической практики, выражающейся в психологических технологиях и умение ими пользоваться, играют ключевую роль в конструктивном управлении территориальным  органом МВД России.

Проблема. Описание использования психологических технологий в управленческой деятельности является существенной проблемой в психологии управления. На современном этапе развития социума её решение в сфере правоохранительной деятельности достаточно востребовано в связи с усложнением социальных и технологических процессов. Сегодня востребованы повышение осознанной активности каждого руководителя в осуществлении возложенных на него функций, организация притока высококвалифицированных сотрудников, выявления эффективных механизмов повышения деятельности подразделений за счёт активизации внутренних ресурсов, через реализацию процессов профессионально-личностного саморазвития. В данных аспектах остро встает актуальность использования в управленческой деятельности психологических технологий и путей их совершенствования. Осознанное и грамотное использование руководителями территориального органа МВД России в своей деятельности психологических технологий может выступать одной из составляющих эффективности служебной деятельности подразделения МВД России.

Анализ профессиональной деятельности руководителей территориальных органов МВД России позволяет сделать заключение о повышении требований к их личностным качествам, а также о необходимости развития управленческой компетентности как неотъемлемой части профессионального мастерства, позволяющей успешно решать оперативно-служебные и управленческие задачи[1].

Сегодня любое направление и любой вид управленческой деятельности требует от руководителей высокого уровня знаний, умений, навыков и личностных качеств [4]. Руководителю территориального органа МВД России необходимо для управления в повседневных служебных ситуациях при решении кадровых, хозяйственных вопросов, вопросов обеспечения эффективного функционирования подразделения в экстремальных условиях решать разносторонние задачи при дефиците времени. Данные задачи направлены на оптимизацию социально-психологического климата коллектива, на разрешение спорных и конфликтных ситуаций, на реализацию переговорных стратегий и др. Это требует развернутых умений и навыков саморегуляции и организации своего времени [6].

В векторе проводимых в системе МВД России реформ возникает необходимость в глобальном изменении принципов и методов подготовки управленческих кадров с внедрением в их деятельность психологических технологий, способствующих правовому решению задач борьбы с преступностью и поддержанию общественного порядка.

Психологические технологии в деятельности руководителя территориального органа МВД России по основанию участия в их реализации специалиста-психолога возможно разделить на два типа:

1) психологические технологии реализуемые специалистом-психологом;

2) психологические технологии реализуемые самостоятельно.

Однако, следует помнить, что при самостоятельной реализации психологических технологий руководитель должен сначала получить знания о данных технологиях и сформировать умения в их реализации на практике [3, 5].

Психологические технологии реализуемые специалистом-психологом, отнесем следующие технологии:

  • адаптация молодых сотрудников и психологическая поддержка при перемещении;
  • оптимизация социально-психологического климата;
  • психологическая профилактика эмоционального выгорания и профессиональной деформации;
  • профессиональный психологический отбор и специальное психофизиологическое исследование с использованием полиграфа;
  • психологический анализ сообщений граждан и текстов;
  • составление психологического портрета предполагаемого преступника;
  • технологии развития психологического потенциала управления.

К психологическим технологии реализуемые самостоятельно, при должной подготовке и обучении руководителя, отнесем:

  • ведение  переговоров;
  • визуальная психодиагностика личности;
  • психологическая саморегуляция;
  • психолого-управленческое воздействие;
  • тайм-менеджмент;
  • управление конфликтами;
  • установление и развитие психологического контакта.

Методика исследования. Теоретическую и методологическую основу составили нормативные правовые акты, работы российских и зарубежных учёных в области психологии профессиональной деятельности рассматривали (А.В. Брушлинcкий, А.А. Вeрбицкий, Е.И. Исаeв, Е.А. Климoв, А.В. Карпoв, Ю.Н. Кyлюткин, Л.М. Митинa, Е.Ю. Пряжникoва, Н.С. Пряжникoв, В.И. Слобoдчиков, И.В. Сыромятникoв, А.Н. Яшкoва и др.); социологии организаций, психологии управления, теории и практики организации управления (R.W. Dohertу, S.L. Donаl, J.P. Frеnch, B. Hоpkins, E. Hatfiеld, Г. Келли, L. Orimоto, B.N. Ravеn, T.M. Singеlis, П. Ван Стрин, П. Стринджeр, Д. Тибo, И.П. Волков, А.А. Грачёв, А.Л. Журавлёв, Ю.М. Забродин, Е.А. Климов, Т.С. Кабаченко, Е.С. Кузьмин, К.К. Платонов, А.А. Русалиновой, А.В. Филиппова и др.); практики индивидуального совершенствования во взаимосвязи с практикой профессионального самопреобразования (В.Н. Абрамова, К.А. Абульханова-Славская, Л.И. Анцыферова, А.Г. Асмолов, Б.С. Братусь, Н.Р. Битянова, Н.Я. Большунова, М.Р. Гинзбург, Н.Г. Григорьева, А.А. Деркач, В.П. Зинченко, Л.Н. Иванова, А.А. Козлова, Е.Ю. Коржова, Д.А. Леонтьев, В.В. Майков, В.А. Петровский, Л.М. Попов, В.Э. Чудновский и др.) психологии управления деятельности руководителя ОВД (М.Г. Дебольский, В.В. Вахнина, А.Л. Журавлев, А.И. Китов, Т.Ю. Коновалова, И.О. Котенев, И.Б Лебедев, М.В. Леви, М.И. Марьин, И.Б. Пономарев, Н.Ю. Портнягина, Е.В. Петухов, В.А. Урываев, В.Н. Смирнов, A.M. Столяренко, В.И. Черненилов и др.), а также эмпирические данные, полученные в ходе исследования особенностей использования психологических технологии в деятельности руководителя территориального органа МВД России.

С целью получения теоретических и эмпирических данных были использованы материалы монографических исследований, периодической литературы, научных статей и анкетирования. В качестве респондентов использованы 115 человек, 100 из них являются руководителями территориальных органов МВД России из различных регионов Российской Федерации,  и обладают практическим опытом управления подразделениями, 75 из которых являются слушателями Академии управления МВД России различных факультетов и форм обучения, 15 человек являются сотрудниками отделений психологической работы различных подразделения МВД России.

Результаты эксперимента и их обсуждение. Эмпирико-экспериментальная часть основывалась на проведении группового фокусированного интервью с психологами, старшими психологами, начальниками (заместителями) подразделений территориальных органов МВД России и образовательных организаций МВД России по психологической работе, проходящих повышение квалификации в Академии управления МВД России по программам дополнительного профессионального обучения, на анкетном опросе руководителей (заместителей) территориальных органов МВД России, слушателей Академии МВД России и на статистических методах обработки данных.

Полученные результаты послужили основой для выработки рекомендаций по совершенствованию психологических технологий в деятельности руководителей территориальных органов МВД России.

Рассмотрим качественный состав двух группы респондентов.

В группу психологов (15 человек) входят 20% мужчин (3 человека), и 80% женщин (12 человек) (рис.1). Респонденты в равных долях представляют группы по возрасту 30-40 лет и 40-50 лет.

Служат в должности психолога – 20% респондентов (3 человека), старшего психолога – 20 % респондентов (3 человека), начальника (заместителя) подразделений психологической работы территориальных органов МВД России – 53,3 % (8 человек), начальника (заместителя) подразделений психологической работы образовательных организаций МВД России – 6,7% (1 человек) (рис. 2).

Респонденты данной группы имеют стаж в должности связанной с осуществлением психологической работы в МВД России 5-10 лет – 40 % респондентов (6 человек), 10-15 лет – 40 % респондентов (6 человек), остальные 20 % респондентов (3 человека) – более 15 лет (рис. 3).

Рис. 1. Гендерный состав групп респондентов.

Рис. 2. Должности респондентов группы специалистов-психологов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рис. 3. Стаж в должности, связанной с осуществлением психологической работы специалистов-психологов.

 

Группа респондентов из числа руководителей (заместителей) территориальных органов МВД России состояла из обучающихся в Академии управления МВД России по программе магистратуры (40 человек), по программам дополнительного профессионального обучения (25 человек), руководителей, проходящих переподготовку кадров, включенных в федеральный кадровый резерв МВД России (10 человек) и действующих руководителей (заместителей) территориальных органов МВД России (25 человек) таких регионов России как Московская область и г. Москва, Республика Саха, Липецкая область, Тюменская область (рис. 4).

Данная группа качественно характеризуется следующим образом: 20% женщин, 80% мужчин (рис. 1.), возраст которых лежит в следующих возрастных границах: 7% – 25-30 лет, 53% – 30-40 лет, 40% – 40-50 лет (рис. 5).

Рис. 4. Количественно-качественный состав респондентов – руководителей территориальных органов МВД России.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рис. 5. Возрастной состав руководителей территориальных органов МВД России.

 

Стаж службы всех респондентов в должности руководителя более 5 лет, причем 10 % – это прослужившие 5-10 лет, 39% –10-15 лет, 40% – 15-20 лет, 11% – более 20 лет (рис. 6).

Общий стаж службы в МВД России в всех респондентов более 10 лет, из них 35% – 10-15 лет, 35% – 15-20 лет, 30% – более 20 лет.

 

Рис. 6. Стаж службы респондентов в должности руководителя территориального органа МВД России.

 

Перейдем к анализу данных, полученных в ходе группового фокусированного интервью (далее фокус-группа) со специалистами психологами. В работе фокус-групп [2]  приняло участие 15 респондентов с различных регионов Российской Федерации. На обсуждение были вынесены следующие вопросы:

  1. Какой опыт работы в области психологической помощи руководителю имеете? С какой категорией руководителей работаете?
  2. Насколько психологически компетентны руководители в вопросе психологических технологий?
  3. Как вы считаете, насколько часто современный руководитель территориального органа МВД России в своей деятельности обращается к использованию психологических технологий либо через профессиональную деятельность психолога либо самостоятельно?
  4. Насколько конструктивно обучать психологическим технологиям руководителей территориальных органов МВД России?
  5. Какие психологические технологии, по Вашему мнению, наиболее продуктивны в деятельности руководителей территориальных органов МВД России для самостоятельного применения?

Отвечая на вопрос об опыте работы в области психологической помощи руководителю 80 % специалистов-психологов отметили, что руководитель территориального органа, чаще всего обращается за психологической помощью по поводу разъяснения результатов профессионального психологического отбора, специального психофизиологического исследования с использованием полиграфа и исследования социально-психологического климата. 60% респондентов имеют опыт запроса по поводу оптимизация социально-психологического климата; 40% оказывали помощь руководителю в адаптации молодых сотрудников и психологической поддержке при перемещении сотрудников; 20% получали запрос на психологическую профилактику эмоционального выгорания и профессиональной деформации; около 14 % по запросу руководителя работали с регулирование дисциплины в территориальном органе МВД России (рис. 7).

Таким образом, ни один из специалистов психологов не получал запроса на психологический анализ сообщений граждан и текстов; составление психологического портрета предполагаемого преступника; реализацию технологий по развитию психологического потенциала управления (активизацию интеллектуального и креативного потенциала сотрудников, организацию взаимоотношений служб, повышение профессионально-психологической устойчивости сотрудников, профилактика кризисов профессионального становления, и др.), кроме регулирование дисциплины в территориальном органе МВД России.

 

Рис. 7. Поводы и частота обращений за психологической помощью к специалисту-психологу руководителями территориальных органов МВД России, связанные с использованием психологических технологий.

 

По результатам ответов респондентов, следует сделать вывод, что руководитель территориального органа МВД России обращается к специалисту-психологу редко (данный факт констатировали около 74 % респондентов), чаще всего с психологическими запросами приходят руководители подразделений территориального органа МВД России. Как правило, их запросы связаны с оптимизацией социально-психологического климата; организацией взаимоотношений служб; управлением конфликтами; психолого-управленческим воздействием на подчиненных.

Результаты фокусированного стандартизированного интервью показали, что 40% опрошенных ответили, что уровень психологической компетентности руководителей территориальных органов МВД России разный. Наиболее часто назывались такие причины различий, как уровень образования или личностные качества самого руководителя. 20 % респондентов указали на высокий уровень психологической компетентности руководителей, работающих в сфере образовательных организаций системы МВД России. 40% – обобщая свой опыт работы с руководителями, резюмировали уровень их психологической компетентности как средний. 40% – опираясь на практические доводы, назвали уровень недостаточным, ниже среднего (рис. 8).

 

Рис. 8. Мнение специалистов-психологов об уровне психологической компетентности руководителей территориальных органов МВД России.

 

Определяя частоту использования руководителями территориальных органов МВД России в своей деятельности психологических технологий, участники фокус-групп выразили следующие: около 6% считают, что руководители осознанно применяют психологические технологии в своей профессиональной деятельности; 20% полагают, что руководители пользуются ими, но на бытовом уровне, не зная этого психологические технологии; 44% считают, что очень мало руководителей, которые используют психологические технологии; 20% опрошенных посчитали, что руководители вообще не знакомы с психологическими технологиями; 20% респондентов считают, что руководители просто не знают о возможностях психологических технологий, и не имеют знаний и умений их применения (рис. 9). 100 % считают, руководители пользуются психологическими технологиями, только через профессиональную деятельность психолога, т.к. к этому их обязывают нормативные правовые акты МВД России.

Рис. 9. Частота самостоятельного использования руководителями территориальных органов МВД России в своей деятельности психологических технологий

 

Обсуждая вопрос о конструктивности обучения психологическим технологиям руководителей территориальных органов МВД России, 80% респондентов считают, что это конструктивно и видят прямую зависимость возникновения интереса и развития навыка использования психологических технологий при условии обучения им; 20 % процентов считают, что даже при условии обучения и формирования умений в данном направлении, руководители не станут ими пользоваться..

Наиболее продуктивными в деятельности руководителей территориальных органов МВД России для самостоятельного применения психологическими технологиями специалистами-психологами были названы: управление конфликтами 40%; ведение переговоров 27%; психологическая саморегуляция 20%; психолого-управленческое воздействие 13% (рис. 10).

Рис. 10. Продуктивные для самостоятельного применения в деятельности руководителей территориальных органов МВД России психологические технологии, по мнению специалистов-психологов.

 

Проанализируем ответы руководителей территориальных органов МВД России на вопросы анкеты, посвященной психологическим технологиям (приложение 2).

На вопрос по самооценке своих профессиональных достижениях 70% руководителей оценили себя успешными в профессиональном плане, 10% поставили себе максимальную оценку успешности, 20% назвали свои профессиональные успехи умеренными. Таким образом, руководители территориальных органов МВД России, не ощущают наличия неуспешности в профессиональной деятельности.

При ориентации наличия знаний о психологических технологиях ответы руководителей показали, что только 10%, считают, что имеют достаточные познания в этой области, 30% - умеренные (рис. 11). Свои знания о психологических технологиях как хорошие никто не оценил. Ответы на данный вопрос не противоречат результатам, полученным во время группового фокусированного интервью со специалистами-психологами.

Рис. 11. Самооценка наличия знаний о психологических технологиях у руководителей территориального органа МВД России.

 

На вопрос, ориентирующий в частоте обращений к специалисту-психологу для консультации по служебной деятельности, только 5% руководителей ответили, что часто обращаются к психологу, 15% умеренно, по 40% - иногда или совсем нет (рис. 12). Таким образом, у 80%  руководителей территориального органа МВД России либо нет взаимодействия с психологом подразделения либо потребности в осознании и понимании эффективности использования психологических технологий. Эти данные также не противоречат результатам, полученным во время группового фокусированного интервью со специалистами-психологами.

При ответе на вопрос о возможностях психологических технологий в повышении эффективности служебной деятельности в территориальном органе МВД России 70% респондентов посчитали, эти возможности значительными, а 30% умеренными, и только 10% считают их эффективность небольшой. Бесполезными психологические технологии никто не считает.

Рис. 12. Частота обращений к специалисту-психологу для консультации по служебной деятельности руководителями территориальных органов МВД России.

 

Анализируя высказывания респондентов-психологов о том, за реализацией каких психологических технологий руководители обращались к специалисту-психологу в последние три года (отметить можно было несколько психотехнологий), хочется отметить распределение данных технологий по частоте запросов, которая не противоречит результатам, полученным во время группового фокусированного интервью со специалистами-психологами. Так 96% респондентов обращались по-поводу профессионального психологического отбора и специального психофизиологического исследования с использованием полиграфа; 84% - по-поводу оптимизации социально-психологического климата; 28% - по-поводу адаптация молодых сотрудников и психологическая поддержка при перемещении; 23% - по-поводу управления конфликтами; 19% - по-поводу развития психологического потенциала управления в территориальном органе МВД России; 16% - по-поводу психологической профилактики эмоционального выгорания и профессиональной деформации; 4% - по-поводу психологической саморегуляции. По 3% руководителей обращались к психологу по таким поводам как визуальная психодиагностика личности, психолого-управленческое воздействие и установление и развитие психологического контакта, а по 2% - по-поводу ведения  переговоров и тайм-менеджмента. Психологический  анализ сообщений граждан и текстов, так же как составление психологического портрета предполагаемого преступника никого не интересовал.

Руководители считают, что способны использовать самостоятельно следующие психологические технологии: 58% респондентов - психолого-управленческое воздействие; 18% - технологии, развивающие психологический потенциал управления (активизацию интеллектуального и креативного потенциала сотрудников, организацию взаимоотношений служб, повышение профессионально-психологической устойчивости сотрудников, профилактика кризисов профессионального становления, регулирование дисциплины в территориальном органе МВД России и др.); 9% - психологическую саморегуляцию; 8% - оптимизацию социально-психологического климата; по 6% - визуальную психодиагностику личности и установление и развитие психологического контакта; 5% - адаптацию молодых сотрудников и психологическую поддержку при перемещении; 4% - управление конфликтами; 3% - ведение  переговоров; 1% - тайм-менеджмент. Анализируя данные результаты, хочется отметить недостаток знаний о психологических технологиях у руководителях.

Руководители выразили желания научиться самостоятельно использовать следующие психологические технологии:  89% - технологии управление конфликтами; 37% - визуальная психодиагностика личности; 30% - ведение  переговоров; 26% -  установление и развитие психологического контакта; 20% - психологическая саморегуляция; 19% - психолого-управленческое воздействие; 2% - тайм-менеджмент (рис. 13).

Рис. 13. Потребность руководителей территориальных органов МВД России в обучении психологическим технологиям.

 

Таким образом, у руководителей территориальных органов МВД России наблюдается потребность в первую очередь обучению психологическим технологиям управления конфликтами, и в меньшей степени визуальной диагностики личности и ведению переговоров.

Выводы. Итак, управление подразделением полиции это не только социальное, но и психологическое явление. Абсолютно ответственно можно утверждать, что несмотря на наличие огромного обилия мировой литературы по управлению, любой руководитель неизменно нуждается в научно обоснованных, практикоориентированных психологических технологиях по выработке, принятию и реализации управленческих решений.

Подводя итог эмпирическому исследованию, можно утверждать, что назрела необходимость такой дополнительной подготовки руководителей территориальных органов МВД России,  на основе которой он сам смог бы достичь высокого уровня развития психологической компетентности. Руководитель с высоким уровнем психологической компетентности умеет поддерживать хорошее самочувствие и рабочее состояние, ориентироваться на конструктивное общение и ведение профессионального диалога с применением базовых психологических знаний, управлять конфликтами, правильно оценивать людей, начиная с первой встречи.

Психологическая компетентность, с нашей точки зрения, может выступать как показатель успешности руководителя территориального органа МВД России. Она включает в себя глубокое знание психологии, умение применять полученные знания на практике; конструктивное применение в деятельности психологических технологий; профессиональную готовность к принятию управленческих решений; способность к творческому, нестандартному мышлению и поведению; видение своей профессиональной и личностной перспективы развития.

 

 

 

Список литературы

1. Возженикова О.С. Проблемы совершенствования управленческой компетентности руководителей органов внутренних дел (психологический аспект): учебно-методическое пособие. 2-е изд., пересмотр. Тюмень: Тюменский институт повышения квалификации сотрудников МВД России, 2015.

2. Мальцева Т.В. Метод фокус-групп в академических исследованиях // Прикладная юридическая психология – 2008, №3. С. 130-133.

3. Петров В. Е. Психологическое обеспечение профессиональной деятельности в МВД России (генезис, концепция, организация, критерии): монография. – Домодедово: ВИПК МВД России, 2009.

4. Поздняков В. М. Психология управления. Курс лекций. М.; 2005. – С.506.

5. Поздняков В.М. Психологическая культура юриста и ее развитие на разных уровнях вузовского образования // Психопедагогика в правоохранительных органах, 2013, №2 (53) – с. 75-77.

6. Пряхина М.В., Шарапов А.О., Шех О.И. Технологии психологической профилактики организационного стресса сотрудников МВД России // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. – 2012. – № 1.


Войти или Создать
* Забыли пароль?