Московский университет МВД России имени В.Я. Кикотя (кафедра предварительного расследования, доцент)
Москва, г. Москва и Московская область, Россия
сотрудник
УДК 37 Образование. Воспитание. Обучение. Организация досуга
В статье рассматриваются вопросы, связанные с изучением психологических особенностей личности лиц, привлекаемых к уголовной ответственности за жестокое обращение с животными. Данные, которые собирает следователь (дознаватель) о личности подозреваемого (обвиняемого) часто носят формальный характер и не позволяют объективно оценить характер и особенности личности привлекаемого к ответственности лица. Автор обращает внимание на место данной информации в системе доказательств, а также на влияние данных о личности подозреваемого или обвиняемого на принятие процессуальных решений. В статье приводятся обоснования необходимости изучения личности лица, привлекаемого за жестокое обращение с животными, на примере выбора тактики производства следственных действий, применения норм об освобождении от уголовной ответственности в связи с деятельным раскаянием (ст. 75 УК РФ) и др. Рассматривается необходимость более активного использования психологических знаний при производстве следственных действий и расследования в целом. По мнению автора, участие специалиста-психолога в ходе расследования уголовных дел недооценивается и рассматривается учеными и практиками в основном в связи с производством следственных действий с участием несовершеннолетних. В то же время его участие существенно способствует расширению возможностей доказывания обстоятельств по уголовному делу.
психолог, личность обвиняемого и подозреваемого, жестокое обращение с животными
Актуальность. Личность преступника, как совокупность присущих ему специфических свойств, вызывает интерес у органов расследования в первую очередь для целей идентификации личности преступника. В то же время, изучение психологических особенностей личности лица, привлекаемого к уголовной ответственности, помогает выяснить все обстоятельства и условия совершения расследуемого события преступления; позволяет выдвигать версии о субъекте совершения преступления и прогнозировать его последующее поведение; способствуют выбору следователем (дознавателем) наиболее эффективных приемов производства следственных действий, установлению психологического контакта с подозреваемым (обвиняемым), определению линии поведения; играет важную роль в оценке показаний изучаемого лица. Например, использование данных о личности подозреваемого или обвиняемого влияет на избрание в отношении него меры пресечения, а игнорирование этой информации нередко приводит к ситуации, когда в отношении подозреваемого избирается излишне суровая или неоправданно мягкая мера пресечения.
Перечень обстоятельств, касающихся личности подозреваемого определяется в ст.ст. 73, 99, 299, 421, 434 УПК РФ и не является исчерпывающим. По своему объему он практически совпадает с данными о субъекте совершения преступления, которые должны быть установлены следователем (дознавателем) для квалификации действий виновного. Следователь (дознаватель) собирает о личности подозреваемого (обвиняемого) достаточно небольшой, «типовой» объем информации. Данные, характеризующие подозреваемого (обвиняемого), в основном, излагаются в справках с места жительства, работы, следуют из показаний родственников, знакомых, коллег и некоторых других источников.
Более значительный объем информации о личности преступника (в частности, его психологическая характеристика) не является для органов расследования приоритетным. Считается, что подобная информация больше необходима для решения криминологических задач [1]. Такой подход, по нашему мнению, нуждается в пересмотре.
Обоснование и описание нового подхода. К психологически особенностям личности человека относят темперамент, характер, интересы, склонности, способности. Объяснить психологическое состояние лица помогает изучение биологических особенностей психики, его физического состояния, а также условий и среды, в которой человек рос, воспитывался и находился до и в момент совершения преступления [2].
Мы считаем, что изучение психологических особенностей личности должно стать обязательной частью той информации, которую орган предварительного расследования должен собрать о привлекаемом к уголовной ответственности лице. Рассмотрим это утверждение на примере преступления, предусмотренного статьей 245 УК РФ (Жестокое обращение с животными) и объясним, почему именно этот состав стал предметом нашего интереса.
Прежде всего, следует отметить, что в последнее время отмечается резкий рост числа преступлений, связанных с издевательствами над животными [3]. В некоторых регионах этот рост составил 200-400% [4]. Оценив общественную опасность данного явления в обществе, законодателем были предприняты меры, направленные на борьбу с его проявлениями. В частности, Федеральным законом от 20.12.2017 № 412-ФЗ «О внесении изменений в статьи 245 и 258.1 Уголовного кодекса Российской Федерации и статьи 150 и 151 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации» (Российская газета, № 291, 22.12.2017) была изменена редакция статьи 245 УК РФ, а также ужесточена ответственность за данное преступление. В последующем принимается Федеральный закон от 27.12.2018 г. № 498-ФЗ "Об ответственном обращении с животными и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (Российская газета, № 295, 29.12.2018), а также иные нормы в сфере защиты животных. Эти законодательные решения свидетельствуют о понимании серьезности сложившейся ситуации, осознании недостаточности принимаемых в настоящее время мер. Усугубляется ситуация демонстративностью совершения некоторых подобных преступлений с публикацией процесса причинения смерти животного в сети «Интернет», влиянием этих публикаций на лиц с неустойчивой психикой, негативной реакцией общества на такие жестокие действия и, соответственно, широким общественным резонансом данных преступлений.
Исследователи, изучавшие признаки личности, жестоко обращающейся или склонной к такому обращению с животными, а также лиц, совершивших преступления, связанные с жестоким обращением с животными, обращают внимание на их особое отношение к ценностям, важным для общества. Психо-эмоциональное состояние такого человека определяется, как депривация и характеризуется ограниченностью или невозможностью реализации своих потребностей. Поведение выражено в социально-психологическом дистанцировании от общества. Психологически такой человек чувствует себя ненужным, отвергнутым обществом. Корни этих проблем ведут к условиям и среде, где он воспитывался и рос (отношению к нему родителей, сверстников; образованию тревожности и страхов, ощущению беспомощности; насилию в семье, в школе и др.) Мировоззрение такой личности формируется в условиях проживания в неполных семьях (или наоборот в многодетных), характеризуются низким уровнем культурных отношений в семье.
Приведенным характеристикам часто соответствуют представители молодежи. Статистические данные свидетельствуют, что основной возраст преступников, имеющий наибольший показатель совершения преступлений данного вида (40 %) находится в диапазоне от 14 до 17 лет. То есть данные преступления совершаются чаще всего несовершеннолетними и в группе. Следующая возрастная группа по количеству совершаемых жестоких преступлений в отношении животных (примерно 35 %) немного старше и состоит их лиц в возрасте 25-29 лет [5].
Отношение лица, склонного к агрессии и жестокости, к окружающим людям или животным обычно проявляется при определенных обстоятельствах и может выражаться в оскорблениях, грубости, причинении боли, насилии. Следует учитывать, что данные лица могут получать удовольствие от страданий, которые они причиняют животному. Как показывает изучение обстоятельств совершения данных преступлений, имея намерение причинить животному смерть, такое лицо избирает для этого самый мучительный способ [6,7, 8].
Сама по себе жестокость может быть проявлением психических нарушений, которые необходимо выявить с помощью соответствующего специалиста и по возможности взять данного человека под контроль. Эти нарушения могут быть результатом психологических травм, последствием употребления алкоголя или наркотических средств и т.д.
Изучение учеными личности данной категории лиц позволяет утверждать, что лица, совершившие такие преступления, как жестокое обращение с животными, в большинстве случаев склонны к рецидивам и совершению в дальнейшем преступлений против жизни и здоровья человека [9].
Это подтверждает и результаты изучения правоприменительной практики, согласно которой чаще всего совершаются данные преступления по совокупности с такими составами преступлений, как убийства, причинение вреда здоровью различной степени тяжести, кражи, грабежи, разбои и др. По данным исследований Института судебной психиатрии им. Сербского почти в 90 % случаев лица, совершившие тяжкие насильственные преступления, начинали с истязаний животных [10].
Кроме того, следует отметить, что данные преступления имеют высокую латентность, они сложны в доказывании умысла и обстоятельств деяния, поэтому не всегда есть возможность установить имели ли место случаи предшествующих аналогичных действия привлекаемого к ответственности лица.
В то же время преступление, предусмотренное ст. 245 УК РФ, относится к категории небольшой (ч.1 ст. 245 УК РФ) и средней тяжести (ч. 2 ст. 245 УК РФ). Поэтому в отношении лица, совершившего данное преступление, могут быть применены нормы, предусматривающие освобождение от уголовной ответственности, в частности, по ст. 75 УК РФ (Освобождение от уголовной ответственности в связи с деятельным раскаянием).
Для применения норм о деятельном раскаянии органу расследования необходимо установить, что в данном конкретном случае отсутствует необходимость в привлечении лица к уголовной ответственности. Условием принятия такого решения является всестороннее изучение личности привлекаемого к ответственности лица в единстве ее социальных, нравственных, психологических и иных свойств и признаков.
В этой связи становится очевидным, что невозможно объективно принять решение об освобождении лица, совершившего жесткие действия в отношении живых существ, от уголовной ответственности, не обладая в полной мере информацией о причинах такого поведения, особенно касающиеся психологических его особенностей. Возникает высокая вероятность повторения аналогичного поведения в будущем.
Деятельное раскаяние по своему назначению призвано заинтересовать граждан в добровольном отказе от преступления, сотрудничеству с органами расследования, участию в борьбе с преступностью. Раскаивающееся лицо должно продемонстрировать и убедить правоприменителя в том, что оно осознает причиненный вред, понимает недопустимость и опасность своего деяния, испытывает угрызения совести. Должен произойти психологический процесс, состоящий в осознании, оценке, выборе варианта поведения из нескольких возможных в конкретных сложившихся обстоятельствах. Обычно раскаивающийся испытывает серьезные внутренние переживания, которые стали результатом переоценки виновным своего поведения, изменения отрицательных установок на социально-положительные (или нейтральные).
Не каждый человек готов раскаяться в совершенных действиях. Если лицо искренне и осознанно делает это, нужно всесторонне оценить этот поступок и использовать предусмотренные законом возможности.
Раскаяние в содеянном нередко выставляется обвиняемым, подсудимым или осужденным как один из главных аргументов жалоб и ходатайств в суд по делам рассматриваемой категории. Так, осужденный (по ч. 1 ст. 105 и ч. 1 ст. 245 УК РФ) обратился в суд с ходатайством о замене примененного наказания на более мягкое, заявив, что он раскаялся в содеянном, полностью признал свою вину, не имел взысканий, положительно характеризуется, и даже желает возместить причиненный потерпевшим ущерб. Рассматривая ходатайство, суд оценивал данные, характеризующие личность заявителя, его поведение в период отбытия наказания. Особое внимание судом было обращено на наличие сформировавшихся навыков положительного поведения осужденного лица, которые исключат совершение им преступлений в дальнейшем. В рассматриваемом случае были отмечены: нестабильность положительного поведения осужденного в период отбытия наказания (отмечались случаи нарушения распорядка дня, правил поведения в исправительном учреждении, наличие нескольких взысканий в этой связи и проведение неоднократных профилактических бесед). Суду необходимо было представить информацию, которая бы свидетельствовала об устойчивом положительном поведении осужденного, его исправлении и достижении целей наказания в полном объеме. Этого сделано не было и суд не смог принять решение о смягчении наказания осужденному [11].
На этапе предварительного расследования данные о психологических особенностях личности могут быть учтены при принятии многих процессуальных решений, в том числе, избрании меры пресечения. Так, Верховный Суд РФ обратил внимание на необходимость учета данных о личности подозреваемого при выборе меры пресечения, когда следователем была избрана мера пресечения в виде заключения под стражу, без учета характеризующих лицо данных (отсутствия судимости, наличия постоянного места жительства, положительных характеристик, признания вины, возмещения причиненного ущерба, наличия иждивенцев и др.) [12]. Дополнительная информация о темпераменте, увлечениях, мировоззрении, условиях жизни и воспитании, психологическом состоянии подозреваемого смогли бы существенно дополнить представление о личности привлекаемого к ответственности лица и помочь в выборе адекватной меры пресечения.
Выводы. Для полноценного изучения личности привлекаемого к ответственности лица рекомендуется выделить и изучить в структуре личности следующие элементы:
- направленность личности совокупность качеств, обусловленных социальными условиями жизни и воспитания (мировоззрение, нравственные принципы, убеждения, ценностные ориентации, интересы);
- знания, умения, и опыт, а также навыки и привычки, сформированные под воздействием социальных факторов и психо-физиологических особенностей личности;
- психологические состояния личности, психические процессы, особенности их протекания;
- темперамент и другие биологически обусловленные свойства личности (гендерные, возрастные и др.) [2].
Следователь (дознаватель) может осуществлять изучение личности подозреваемого (обвиняемого) в процессе следственных действий. Осуществляется это в двух формах: непосредственно (наблюдая за подозреваемым (обвиняемым), его поведенческими реакциями, используя метод беседы и т.п.) или опосредованно (когда следователь сам в силу гендерных различий не может участвовать в производстве следственного действия (освидетельствование, связанное с обнажением освидетельствуемого лица, личный обыск) или при назначении судебных экспертиз).
В процессе производства судебных экспертиз (криминалистических, судебно-медицинских, судебно-психологической) также могут быть получены данные о личности подозреваемого. Например, изучение образцов письменной речи, представленных на судебно-автороведческую экспертизу позволяют получить информацию об эмоциональном состоянии автора текста, о его гендерной принадлежности, месте формирования его языковых навыков, уровне образования и др. [13]
Собранные данные о личности следователь (дознаватель) должен проверить на их соответствие действительности, поскольку они могут объективно противоречить поведению подозреваемого, как в процессе совершения преступления, так и на предварительном расследовании. Например, подозреваемого (обвиняемого) характеризуют как доброго, мягкого человека, имеются положительные характеристики с места работы, учебы, от соседей, но при этом он совершает жестокое причинение смерти животному.
Причиной несоответствия действительности собранного следователем (дознавателем) материала о личностных характеристиках подозреваемого (обвиняемого) могут быть ошибки в его восприятии, недостаточность его знаний, касающихся невербальных реакций, которые он наблюдал в процессе использования метода наблюдения или беседы, а также недостоверные данные о личности подозреваемого (обвиняемого), полученные следователем при производстве следственных действий.
Кроме того, следователь (дознаватель) не всегда обладает возможностью установить некоторые особенности личности (психологические состояния, свойства личности и т.п.). В этих случаях рекомендуется воспользоваться помощью специалиста-психолога.
Содействие следователю специалиста-психолога может осуществляться в процессуальной форме (посредством его привлечения к участию в производстве следственных действий, назначения судебно-психологической экспертизы), а также в непроцессуальной форме (консультирование) [14]. Например, участие специалиста-психолога в осмотре места происшествия по сообщениям о жестоком обращении с животным, обнаружении его трупа, целесообразно в связи с тем, что данное преступление является проявлением девиантного поведения личности, а полученная информация позволит составить психологический портрет лица, совершившего преступление.
Считаем, что возможности участия в уголовном деле специалиста-психолога недооценивается, поскольку рассматривается учеными и практиками в основном в связи с производством следственных действий с участием несовершеннолетних (ст. ст. 191, 425 УПК РФ) [15,16, 17, и др.]. В то же время применение психологических знаний в процессе расследования преступлений позволяет не только более полно раскрыть особенности личности привлекаемого к ответственности лица, но и способствует установлению причин и условий совершения преступления, оценке внутренних механизмов поступков участников уголовного процесса, расширению возможностей доказывания обстоятельств по уголовному делу [18].
1. Лиховая С.Я., Ланцедова Ю.А. Полинаучная сущность криминологии по новой классификации юридических наук // Всероссийский криминологический журнал. 2017. № 3. Т. 11. С. 465-472.
2. Платонов, К.К. Структура и формирование личности / Отв. ред. Глоточкин А.Д. – М., 1986. С.24.
3. Накажут за зверство. Резко выросло число уголовных дел на живодеров // Российская газета – Федеральный выпуск. № 189 (7652) [Электронный ресурс]. - URL: https://rg.ru/2018/08/27/v-rossii-rezko-vyroslo-chislo-ugolovnyh-del-na-zhivoderov.html (дата обращения 16.03.2019).
4. В России стали чаще регистрировать случаи жестокого обращения с животными // РИА Новости. 6.07.2018 [Электронный ресурс]// Режим доступа : URL: https://ria.ru/20180706/1524124546.html.
5. Китаева В.Н. Криминалистическая характеристика жестокого обращения с животными // Сибирские уголовно-процессуальные и криминалистические чтения. 2015. № 1. С. 127.
6. Приговор Богородицкого районного суда Тульской области от 09.04.2010 г. в отношении подсудимого Ж.Э.И. по ст. п. «а» ч. 3 ст. 158, ч. 1 ст. 245 УК РФ[Электронный ресурс]. -URL: http: //forum.detective-agency.info/index.php?threads/Приговоры-судов-за-жестокое-обращение-с-животными-ст-245-УК.4404/ (дата обращения 16.04.2019) .
7. Приговор Фрунзенского районного суда г. Владивостока от 17.03.2010 г. в отношении подсудимого А. по ст. п. «б, в» ч. 2 ст. 158, ч. 1 ст. 245 УК РФ и др.; [электронный ресурс].-URL: http: // forum.detective-agency.info/index.php?threads/Приговоры-судов-за-жестокое-обращение-с-животными-ст-245-УК.4404/ (дата обращения 16.04.2019).
8. Апелляционное определение Свердловского областного суда от 12.03.2018 по делу N 22-1700/2018 по ст. ст. 158, 245 УК РФ // СПС «КонсультантПлюс».
9. Карелин А.Н. Преступления «небольшой» тяжести. Особенности правоприменения ст. 245 УК РФ // Международный журнал экспериментального образования. 2017. № 6. С. 122-125.
10. ФГБУ "Национальный медицинский исследовательский центр психиатрии и наркологии имени В.П.Сербского" Минздрава России// http://serbsky.ru.
11. Апелляционное постановление Судебной коллегии по уголовным делам Новгородского областного суда № 22-932/2018 4/16-38-22-932/2018 от 17 июля2018 г. по делу № 22-932/2018 [электронный ресурс]. - URL: http://sudact.ru/regular/doc/EyKdDQG1yRQh (дата обращения 16.04.2019).
12. Обзор практики рассмотрения судами ходатайств об избрании меры пресечения в виде заключения под стражу и о продлении срока содержания под стражей (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 18.01.2017) // Бюллетень Верховного Суда РФ, N 9, сентябрь, 2017.
13. Сакун Т.Н. Судебно-автороведческая экспертиза на современном этапе развития // Вопросы криминологии, криминалистики и судебной экспертизы. 2010. № 2 (28). С. 178.
14. Лукомская А.С. К вопросу об участии специалиста-психолога в осмотре места происшествия // Социально-экономическое управление: теория и практика. 2012.№ 1 (21). С. 66-69.
15. Соболева И.И. Проблемы обеспечения участия педагога и психолога в следственных действиях с участием несовершеннолетнего свидетеля или потерпевшего // Уголовный закон: современное состояние и перспективы развития: Материалы II Международной научно-практической конференции, приуроченной ко дню принятия Уголовного Кодекса РФ. 2018. С. 362-366.
16. Савицкая И.Г. Вопросы участия педагога и психолога на стадии возбуждения уголовного дела по уголовным делам с участием несовершеннолетнего // Судебная власть и уголовный процесс. 2018. № 3. С. 86-88.
17. Воронцова И.Н., Дюсебаев Т.Т. Участие специалиста-психолога при проведении следственных и судебных действий с участием несовершеннолетних // Наука, новые технологии и инновации. 2017. № 2. С. 136-140.
18. Демина М.Л. Значение судебных экспертиз с участием психолога в принятии судебных решений // Сибирские уголовно-процессуальные и криминалистические чтения. 2017. № 1 (15). С. 52-60.