сотрудник с 01.01.2012 по 01.01.2019
Москва, г. Москва и Московская область, Россия
сотрудник с 01.01.2010 по 01.01.2019
Москва, г. Москва и Московская область, Россия
УДК 37 Образование. Воспитание. Обучение. Организация досуга
В статье приводится обзор методик, применяемых для оценки визуального восприятия у лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью. Авторы разделили визуальные методики и оптические иллюзии из каталога «Зрительных феноменов и иллюзий» на группы по основным свойствам визуального восприятия человека. Также рассмотрены основные виды нарушений, возникающих у лиц с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и инвалидностью при поражении и/или недостаточном развитии зрительной, когнитивной и психоэмоциональной систем. Данные методики оценки визуального восприятия можно использовать в рамках психолого-педагогического сопровождения, в образовательном процессе и при психологических обследований учащихся инклюзивных групп в организациях высшего образования. Их использования позволяет проводить скрининг-обследование студентов с психофизическими нарушениями и получать информацию об особенностях протекания у них зрительных перцептивных процессов и развитии ментальной сферы. Как показывает практический опыт авторов статьи, применение визуальных методик и оптических иллюзий является способом активизации интереса и мотивации к обучению у студентов; позволяет выявить ограничения в восприятии у учащихся с ОВЗ и инвалидностью и особенности протекания когнитивных процессов у них.
лица с ОВЗ и инвалидностью; оптические иллюзии; перцептивные процессы; треугольник Каниша
Введение
Лица с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью разных нозологических групп имеют те или иные нарушения перцептивных процессов. У лиц с нарушениями зрения (слабовидящих и слепых) ограниченно зрительное восприятие. Перцепция осуществляется за счет «слухового, кожного, двигательного и других органов восприятия»[7], причем у лиц со слепотой процесс восприятия окружающей действительности опирается на слух, а слабовидящие и лица с заболеваниями глаз используют остаточное зрение для осуществления деятельности и ориентации в пространстве. Лица с нарушениями слуха (слабослышащие и глухие) используют преимущественно зрительное и тактильное восприятие. Из-за ограниченности восприятия им сложнее представлять абстрактные образы; у них менее развито понятийное мышление по сравнению с условно здоровыми учащимися. У лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата (ОДА) также наблюдаются сложности с восприятием окружающей действительности, обусловленные ограничениями мобильности и отклонениями в развитии общих психических процессов и умственных функций. У них может быть нарушено временное и пространственное восприятие; в целом перцептивные процессы замедлены и значительно ограничены.
При организации педагогической деятельности и психолого-педагогического сопровождения лиц с ОВЗ и инвалидностью разных нозологических групп преподавателям и психологам в организациях высшего образования необходимо проводить скрининг процессов восприятия у данной категории студентов. Если в индивидуальной программе абилитации и реабилитации инвалида указаны условия, которые нужны студенту для эффективного обучения в учреждениях высшего образования, а также имеются сведения о виде его нарушения, то этой информации не всегда бывает достаточно для оказания психологической помощи и поддержки учащегося, организации эффективного сопровождения в ходе учебного процесса, подбора педагогических методов и технологий обучений, рекомендуемых для лиц с нарушениями данной нозологической группы. Важно выявить степень нарушения и ограничения в восприятии, памяти, внимании, протекании мыслительных процессов у конкретного студента и на основании полученных сведений выстраивать индивидуальный образовательный процесс с применением специальных образовательных технологий и тренингов ментальных способностей человека. В связи с приведенными выше положениями актуальным направлением в психологии и педагогике инклюзивного образования является разработка методик для эффективного и надежного скрининга когнитивных способностей учащихся с ОВЗ и инвалидностью.
Целью этой статьи является обзор методик для оценки возможностей функционирования и имеющихся ограничений в визуальном восприятии у лиц с ОВЗ и инвалидностью. Данные методики могут применяться в ходе психолого-педагогического обследования таких студентов в организациях высшего образования, использоваться преподавателями без специальной подготовки в ходе учебного процесса, психологами и специалистами центров инклюзивного образования для проведения скрининг-обследований перцептивных процессов и работы головного мозга. Методики для проведения скринингов других видов восприятия и ментальных способностей у лиц с ОВЗ и инвалидностью, которые авторы применяют на практике в ходе учебного процесса в Институте бизнеса и делового администрирования Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, рассмотрены в других публикациях.
Основная часть
Визуальное восприятие, как отмечает американский психолог и педагог Р. Анхейм, является «не пассивно-созерцательным актом, который ограничивается лишь репродуцированием объекта, но также сложной ментальной работой, включающей в себя и продуктивные функции сознания, приводящие к созданию визуальных моделей».[9] Таким образом, при диагностике и оценке развития зрительной перцепции, возможно, оценить общие ментальные процессы и деятельность головного мозга человека, в целом.
Визуальное восприятие, как и другие виды перцептивных процессов, обладает следующими свойствами (табл.):
предметностью, которая означает, что психические образы воспринимаемых предметов и явлений человеком сознаются именно как предметы, вынесенные за предел его самого за счет процесса объективации, т.е. отнесения сведений, получаемых из внешнего мира, к этому миру;
целостностью, как единством характеристики воспринятого объекта в совокупности его качеств;
структурностью, как узнаванием объектов и явлений, опирающимся на устойчивую структуру их признаков;
избирательностью, при которой из огромного количества предметов и явлений, окружающих человека, он выделяет лишь некоторые из них;
константностью, как способностью системы восприятия компенсировать изменения условий восприятия:
осмысленностью, как свойством причислять любой воспринимаемый объект к какому-либо классу объектов; [1]
зависимостью восприятия светлости от контраста, как увеличением или уменьшением, по сравнению с привычными, воспринимаемых цветов и оттенков объектов и их изображений, если непосредственно до этого аналогичный воспринимаемый цвет или оттенок был меньшей или большей контрастности;
последовательностью, как восприятием смысловых центров при движении глаз по объекту или его изображению;
соотносительностью, как особенностью восприятия, выражающейся в том, что все свойства одних предметов воспринимаются в сравнении с теми же свойствами других предметов.[10]
Таблица
Свойства визуального восприятия и их возможные нарушения
Свойства визуального восприятия |
Методики оценки свойств визуального восприятия |
Нарушения свойств визуального восприятия |
Предметность |
Соотношение фигуры и фона Двойственные изображения |
Невозможность выделить те или иные предметы на картине и удерживать на них внимание в продолжительный период. Сложности с восприятием двух различных образов в одной картинке. Осознаваемое увеличение или уменьшение предметов на картинках. |
Целостность |
Соотношение фигуры и фона Распознавание образов |
Нарушение восприятия целого рисунка; фокусировка внимания на отдельных предметах на нем. Фрагментарность восприятия рисунка. Восприятие отдельных пятен, вместо перцепции определенных образов. |
Структурность |
Кажущиеся фигуры |
Невозможность дополнения фигур до целой формы. Нарушение целостного восприятия всего рисунка. Возникновение зрительных иллюзий. |
Избирательность |
Двойственные изображения Распознавание образов |
Отсутствие возможности выбора того или иного объекта для восприятия. Невозможность восприятия отдельного образа или предмета на картине. |
Константность |
Иллюзии движения Кажущиеся фигуры Иллюзии восприятия цвета и контраста Иллюзии восприятия глубины Зрительные искажения |
Нарушение восприятия размеров, расстояния, цветов, статичности объектов на рисунках. Возникновение и принятие зрительных иллюзий за реальные объекты. Проблемы с определением действительных образов и предметов, а также их характеристик в окружающей среде при визуальном восприятии. |
Осмысленность |
Распознавание образов Зрительные искажения |
Нарушение процесса осознания предметов и образов, изображенных на рисунке. |
Зависимость восприятия светлости от контраста |
Иллюзии восприятия цвета и контраста |
Нарушение цветоразличения и восприятия цветовых тонов объектов в зависимости от фона рисунка. |
Последовательность |
Анализ перемещения взора |
Нарушение траектории движения глаз при восприятии рисунка. Неполное восприятие объектов на картинке. |
Соотносительность |
Иллюзии восприятия размера |
Невозможность соотнесения размеров объектов на картинке, а также в окружающей среде при визуальном восприятии. |
Далее представлен обзор методик оценки визуального восприятия у лиц с ОВЗ и инвалидностью с учётом основных свойств восприятия и зависимостей развития этого перцептивного процесса при нарушениях в здоровье разных нозологических групп. Все методики оценки визуального восприятия приводятся из каталога «Зрительные иллюзии и феномены» [5] факультета Психологии Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова.
Для оценки предметности, как свойства визуального восприятия, лицам с ОВЗ и инвалидностью могут быть предложены следующие методики с двойственными изображениями: иллюзия Ястрова, иллюзия Эренштейна, картина С. Дали «Невольничий рынок с исчезающим бюстом Вольтера», рисунок «Девушка и старуха» и другие (рис. 1.).
Рисунок 1 – Примеры рисунков с двойственными изображениями
a) Иллюзия Ястрова (1899) |
b) «Невольничий рынок с исчезающим бюстом Вольтера» С. Дали (1940) |
Нарушения свойства предметности при визуальном восприятии объектов на рисунках с двойственными изображениями могут означать наличие изменений в когнитивных процессах у лица с ОВЗ и инвалидностью, в частности в восприятии, внимании, сознании. Применение рисунков с двойственными изображениями позволяет произвести экспресс-обследование лиц с психофизическими нарушениями, а также использовать подобные картинки для развития и тренировки этих когнитивных процессов.
Для определения соотношения фигур, изображенных на рисунке, с его фоном в ходе скрининг-исследования лиц с ОВЗ и инвалидностью могут применяться следующие методики: ваза Рубина, поиск предметов на рисунке (картина «Наполеон на острове Святой Елены» и др.), визуальные мозаики и другие (рис. 2).
Рисунок 2 – Примеры рисунков для определения соотношения фигуры и фона
а) ваза Рубина (1915) |
b) «Наполеон на острове Святой Елены» |
Датский психолог Эдгар Рубин (Edgar Rubin) проводил исследования в области психологии восприятия и «в своих исследованиях изучал феномен выделения фигуры из фона, и, в частности, предложил изображение (часто называемое вазой Рубина), которое показывает, что фоном и фигурой может служить попеременно то одна, то другая часть изображения».[6] При работе с подобными изображениями человек с ОВЗ и инвалидностью сталкивается с проблемой принятия решения о выборе и удержании внимания на одном из конкурирующих объектов, для осуществления которых необходимо развитие когнитивных функций, образного и предметного мышления, визуального восприятия. Данные психические и когнитивные функции могут быть менее развиты у лиц с психоэмоциональными, зрительными и опорно-двигательными нарушениями.
Для оценки целостности, как свойства визуального восприятия, у лиц с ОВЗ и инвалидностью могут применяться методики для определения соотношения фигуры и фона (рис. 2), а также методики для распознавания объектов: картины с пятнами, рисунки со спрятанными образами и другие (рис. 3).
Рисунок 3 – Примеры рисунков с распознаванием объектов
а) Образ Иисус Христа |
b) Дональд Раст «Мечты» (Donald Rust "Dreams") |
Тесты и методики с изображениями объектов в виде пятен являются одной из проективных методик, которые применяются для оценки особенностей восприятия лиц с психическими нарушениями, в частности с шизофреническим синдромом (см. также методику «Пятна Роршаха»). Лица с этими и подобными психическими нарушениями утрачивают некоторые когнитивные способности и видят на рисунке только конкретный объект. Учащиеся с сохранными функциями психики и в нормальном психоэмоциональном состоянии видят в начале размытые пятна и некие неопределенные образы на подобных рисунках.
Для оценки структурности визуального восприятия у лиц с ОВЗ и инвалидностью могут использоваться методики с кажущимися фигурами, например, треугольник Каниша, куб Неккера, решётку Геринга и другие (рис. 4).
Рисунок 4 – Примеры методик с кажущимися фигурами
а) Треугольник Каниша |
b) Модифицированная решётка Геринга |
Методика «Треугольник Каниша» представляет рисунок с иллюзорными линиями. Как отмечает Николаева Е.И.: «Нормальная зрительная кора воспринимает его, несмотря на их отсутствие на рисунке. Такого рода иллюзии показывают, что кора должна разрешать конфликты между различными функциональными зонами».[8] Существуют и другие рисунки с иллюзорными фигурами, которые воспринимаются в процессе визуальной перцепции. Если лицо с ОВЗ и инвалидностью не видит кажущихся фигур на таких рисунках, то это может свидетельствовать о наличии нарушений в работе отделов коры головного мозга и процессах нейровосприятия. Подобные методики должны применяться при проведении скрининг-оценки визуального восприятия.
Для оценки избирательности визуального восприятия у лиц с психофизическими нарушениями используются методики с двойственными изображениями (рис 1.) и рисунки с распознаванием объектов (рис. 3).
Константность, как свойство визуального восприятия, проявляется в возможности человека точно воспринимать размеры, расстояния, статичность, цвета объектов, как на рисунках, так и в окружающей среде. Оценить константность визуального восприятия у лиц с ОВЗ и инвалидностью можно с помощью рисунков с кажущимися объектами (рис. 4), со зрительными искажениями, а также путем применения изображений оптических иллюзий восприятия цвета, контраста, глубины и т.п. (рис. 5)
Рисунок 5 – Примеры оптических иллюзий восприятия цвета и контраста, глубины изображения
а) Константность цвета. Эдвард Адельсон (1995) |
b) Лестница Шредера (1858) |
Визуальное восприятие цветовых иллюзий может выявить сложности у лиц с нарушениями цветоразличения, дальтонизмом и другими зрительными отклонениями, а также с психоэмоциональными нарушениями. Применение подобных оптических иллюзий восприятия цвета, контраста, глубины изображения рекомендуется в качестве скрининг-тестов и методик для развития функции цветоразличения при проведении психолого-педагогической работы с лицами с ОВЗ и инвалидностью.
Для оценки осмысленности зрительной перцепции при проведении скрининг-исследования лиц с ОВЗ и инвалидностью могут применяться методики по распознавания образов (рис. 3) и рисунки со зрительными искажениями (рис. 6).
Рисунок 6 – Примеры рисунков со зрительными искажениями
а) Иллюзия Цолльнера (1860) |
b) Иллюзия У. Эренштейна (1921) |
Ученые выделяют ряд «причин, по которым возникают оптические иллюзии:
зрительная система воспринимает отражающийся свет таким образом, что сознание человека получает ошибочную информацию;
неправильная передача сигналов зрения посредством нервов;
нарушения мозговой деятельности».[3]
Ошибки в визуальном восприятии рисунков со зрительными искажениями (иллюзии Вундта, Цолльнера, Поггендорфа, Липпса, У. Эренштейна и др.) позволяют выявить нарушения в этом психокогнитивном процессе у условно здоровых лиц и имеющих психоэмоциональные, когнитивные и физические нарушения. Те, кто имеет органические нарушения и когнитивные особенности, неспособны осознавать правильные формы фигур, изображенных на данных рисунках. Они утрачивают адекватность визуального восприятия и осознанное управление этим процессом.
Для оценки зависимости светлости изображения от контрастного фона или контрастности, как свойства визуального восприятия, при обследовании перцептивных процессов у лиц с ОВЗ и инвалидностью могут применяться следующие методики: решётка Геринга, иллюзия Вертгеймера-Коффки, ахроматический контраст и другие (рис 7.).
Рисунок 7 – Примеры рисунков с зависимостью светлости от контраста
а) Иллюзия Вертгеймера-Коффки |
b) Решётка Геринга (1870) |
Методики, подобные решётке Геринга, показывают оптическую иллюзию, при которой «на пересечениях всех белых полос, за исключением того пересечения, на котором фиксируется взгляд в данный момент, видны маленькие серые пятна. Это происходит из-за особенностей строения человеческого хрусталика».[4]
Явление ахроматического контраста связано с тем, «что для каждого цвета имеется дополнительный цвет, оптическое смешение с которым дает цвет ахроматический (белый или серый). Такие цвета и называются взаимно дополнительными. Круг или полоска не обязательно должны быть черными или серыми, например желтая полоска на красном фоне кажется зеленоватой, а на зеленом – оранжевой; в данном случае эти три цвета при смешении дадут белый или серый цвет».[2]
При нарушениях в восприятии зависимости светлости фигуры от контраста на рисунке могут наблюдаться нарушения цветоразличения, а также органические поражения глаза.
Последовательность перемещения взора испытуемого при разглядывании фотографии скульптуры Нефертити (рис. 8) впервые зарегистрировал и описал А.Л. Ярбус. При правильно-организованной последовательности саккад или движение глаз «создается впечатление, что путь движения взоры образует довольно правильные циклы, а не пересекает фигуру в различных случайных направлениях».[8] Такие исследования проводятся технически опосредованно, с помощью видеозаписи движений глаз при рассматривании фотографий или рисунков.
Рисунок 8 – Пример последовательного движения взора по рисунку
В случаях «бегающих» движений взора или при возникновении пересекающихся саккад у лица с ОВЗ и инвалидностью может быть нарушено периферическое зрение и также поражена зрительная кора головного мозга.
Для оценки соотносительности, как свойства визуального восприятия, применяются методики, позволяющие сопоставить размеры объектов на картинках, например, иллюзия Эббингауза, иллюзия Болдуина, иллюзия Мюллера-Лайера, параллелограмм Зандера и другие (рис. 9).
Рисунок 9 – Примеры иллюзий восприятия размеров
а) Иллюзия Мюллера-Лайера (1889) |
b) Иллюзия Эббингауза (1902) |
При восприятии иллюзий размеров фигур мозг человека «дорисовывает» образы, исходя из впечатлений и собственного опыта, благодаря чему складываются определенные представления. Оптическая иллюзия Мюллера-Лаймера является одной из самых известных. Как отмечают Замесова Ю.А. и Аблеева Ю.М. «Впечатление настолько сильное, что, согласно экспериментальным данным, испытуемые утверждают, что длина верхнего отрезка на 25-30% превышает длину нижнего».[4] Если в ходе применения данных иллюзий для скрининга когнитивных и психоэмоциональных процессов лица с ОВЗ и инвалидностью не замечают разницы в размерах или не могут определить, что фигуры имеют одинаковые размеры в реальности, то это может означать наличие глубоких нарушений данных процессов, а также органических поражений сенсорных систем и головного мозга.
Рассмотрев свойства визуального восприятия человека и методики для оценки развития зрительной перцепции и возможные нарушения этого процесса у лиц с ОВЗ инвалидностью, отметим, что использование оптических иллюзий, особенно иллюзий движения, анимированных иллюзий, специальных компьютерных программ с различными иллюзиями и изображениями, не применяется при психолого-педагогической работе у лиц с эпилепсией, вегето-сосудистой дистонией, мозговой дисфункцией, внутриглазным давлением. Также с осторожностью подобные тесты и методики применяются среди условно здоровых лиц и в инклюзивных группах, если нет сведений о состоянии здоровья учащихся.
Особое внимание стоит обратить на ограничения в применении данных методик и на то, что многие из них являются проективными и не дают полных сведений о состоянии здоровья учащегося или о функциях его перцептивных процессов. На основании применения данных методик нельзя ставить диагнозы или применять к человеку иные подходы и методы обучения, чем к другим студентам.
Выводы
Проведя обзор существующих методик оценки визуального восприятия, отметим, что их применение возможно при проведении скрининг-обследований, психологических исследований и в учебном процессе лиц с ОВЗ инвалидностью. Реализация таких подходов к обследованию учащихся с ОВЗ и инвалидностью и из условно здоровой группы в ходе учебного процесса, проводимого авторами при изучении дисциплины «Психофизиология профессиональной деятельности», показывает высокие результаты надежности применения подобных методик, быстроту и удобство их реализации, наличие живого отклика и мотивации для участия в исследовании со стороны студентов. А также помогает выявить имеющиеся у них нарушения в когнитивных, психических и сенсорных системах, сведения о которых могут далее использоваться при оказании психолого-педагогической поддержки и проведении тренингов у данной категории учащихся.
Использование методик оценки визуального восприятия среди лиц с ОВЗ и инвалидностью является перспективным направлением психодиагностики и способом активизации интереса и мотивации к обучению у студентов. В качестве скрининг-методик для оценки организации визуального восприятия и когнитивных процессов в психологии и педагогике инклюзивного образования данное направление только развивается.
1. Айсмонтас Б.Б. Общая психология. 72 с.
2. Артамонов И.Д. Иллюзии зрения. М.: издательство «Наука». 1964
3. Голубева Е.Б., Пономарёва К.С. и др. Методы построение оптических иллюзий как формообразующий элемент ювелирных изделий. / Голубева Е.Б., Пономарёва К.С., Жуков В.Л. // XVIII всероссийская научно-практическая конференция и смотр-конкурс творческих работ студентов, аспирантов и преподавателей по направлению "Технология художественной обработки материалов" Кострома, 12-15 октября 2015 г. С. 273-277
4. Замесова Ю.А., Аблеева Ю.М. Зрительные иллюзии. Избранные доклады 60-й университетской научно-технической конференции студентов и молодых ученых. Томск: изд. Томский государственный архитектурно-строительный университет. 2015 С. 330-336
5. Зрительные феномены и иллюзии. Каталог факультета психологии МГУ им. М.В. Ломоносова. URL: http://www.psy.msu.ru/illusion/ Дата обращения: 10.05.2019
6. Кухта А.В. Эстетические особенности фахверка: парадоксы и параллели. // Строительные материалы, оборудование, технологии XXI в. 2013. №9. С. 42-45
7. Михальчи Е.В. Обучение студентов с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью в системе высшего образования: методич. пособие. М.: ИНФРА-М, 2019. 152 с.
8. Николаева Е.И. Психологическая физиология с основами физиологической психологии. М.: ПЭРСЕ, 2008. 171 с.
9. Порозова Д.Ю. Гештальт как основа визуального восприятия // Человек в мире культуры. 2012. С.23-27
10. Яцюк О.Г. Основы графического дизайна на базе компьютерных технологий. URL: https://design.wikireading.ru/2154 Дата обращения: 17.05.2019