сотрудник
Москва, г. Москва и Московская область, Россия
УДК 37 Образование. Воспитание. Обучение. Организация досуга
Статья посвящена проблеме интеграции отдельных психологических служб силовых ведомств в единую, централизованно управляемую государственную структуру. В исследовании проводились обобщение опыта, анализ статистических сведений об организации психологического обеспечения, работы с личным составом, информационно-аналитических материалов; изучение нормативной правовой базы организации психологического обеспечения и деятельности психологов различных силовых ведомств, а также функционально-стоимостной анализ. Новизна материала состоит в том, что по результатам исследования концептуальные основы создания интегрированной психологической службы определены нами через континуум «специфичность функций – универсальность функций». Реализация универсальных (общих) функций психологов (практически все мероприятия по работе с персоналом) выводится в новую организационно-штатную структуру (федеральную межведомственную интегрированную психологическую службу). Специфические функции (в общем объеме мероприятий около 10 %) закрепляются (остаются, как и прежде) за ведомственными психологами. Уровнево-региональная организация новой интегрированной структуры учитывает особенности профессиональной деятельности всех силовых ведомств. Подобная инновация позволит достичь экономии федерального бюджета более 5 % от размера средств, выделяемых на содержание психологов всех силовых структур Российской Федерации, исключить дублирование однотипных мероприятий, повысить плотность и качество психологической работы, совершенствовать социально-правовой статус психологов.
психологическая служба, практическая психология, специфические и универсальные функции, уровнево-региональный принцип, организация интегрированной психологической службы, интегрированная психологическая служба межведомственного уровня, психологическое обеспечение деятельности, психологическая работа
Актуальность.
В России традиционно под силовыми ведомствами понимают вооруженные силы, правоохранительные органы и иные государственные структуры, которым делегированы полномочия на применение методов силового воздействия. Наиболее емкими по численности персонала, объему и функциям выполняемых задач являются Министерство обороны, Министерство внутренних дел, Министерство по чрезвычайным ситуациям, Федеральная служба войск Национальной гвардии, Федеральная служба безопасности, Федеральная служба охраны, Министерство юстиции, Прокуратура, Следственный комитет, Федеральная таможенная служба. В каждой из этих структур в том или ином виде реализуется психологическое обеспечение профессиональной деятельности, для чего введены должности психологов и других специалистов [4, 7]. Общая численность персонала, выполняющего задачи психолога и содержащегося за счет средств федерального бюджета, составляет около 10 000 человек.
В целом в силовых ведомствах реализуется большой объем психологических мероприятий, обеспечивается основная (профессиональная) деятельность, психологи активно вовлекаются в решение личностных и профессиональных проблем. Тем не менее, в настоящее время отмечаются определенные негативные тенденции в развитии психологической службы [1, 3, 5, 6], например, дублирование реализуемых психологами различных ведомств задач, невозможность введения должностей психологов в подразделениях небольшой численности, нерациональность организационно-штатного построения психологических служб, вариативность решения психологами однотипных профессиональных задач, зависимости деятельности психологов от мнений различных субъектов (руководителей, коллег и т.п.). Направлений разрешения подобных дилемм относительно немного [2]. К ним отчасти можно отнести унификацию нормативной правовой базы, организационных и методических основ психологической работы, независимый аудит деятельности психологов, а также активный обмен опытом в профессиональном сообществе. Кардинальное решение проблем развития системы психологического обеспечения может быть предложено в рамках создания интегрированной психологической службы силовых ведомств. Однако объединение относительно разнородных по обеспечиваемым видам деятельности психологических служб требует особой методологической определенности. Именно на проработку концептуальных основ интегрированной психологической службы силовых ведомств было направлено проведенное нами исследование.
Методика исследования.
Исследование проблемы совершенствования организации психологических служб различных силовых ведомств осуществлялось на конкретно-научном уровне. Специфика теоретико-аналитического исследования была обусловлена обобщением опыта, анализом статистических сведений об организации психологического обеспечения, работы с личным составом, информационно-аналитических материалов; изучением нормативной правовой базы организации психологического обеспечения и деятельности психологов различных силовых ведомств (МЧС, МВД, МО, МЮ, ФТС, ГП, СК и др.). Для оценки эффективности предлагаемых организационно-штатных мероприятий применялся функционально-стоимостной анализ.
В основе нашего исследования лежали такие общеизвестные принципы как детерминизма, системности, историзма (объяснение особенностей и закономерностей развития практической психологии на основе конкретных условий профессиональной деятельности на различных исторических этапах), иерархии (психологическая служба анализируется как особая иерархическая структура психологов). Наряду с вышеприведенными общими исследовательскими принципами были выделены специальные, а именно: организационно-психологическая специфичность (учет специфики деятельности в конкретной сфере); полезность (реализуемость на практике); эффективность (минимизация затрат на психологическую работу при обеспечении должного уровня качества психологических мероприятий).
Результаты исследования и их обсуждение.
Вариативность организации психологических служб силовых ведомств, правового статуса психолога, нормативной правовой базы, материально-технического и методического обеспечения психологической работы обусловливает выработку концептуального подхода, отличающегося методологической основательностью, непротиворечивостью, реализуемостью, экономией бюджетных средств и т.п.
Системный анализ психопрактики показал, что в основу интеграции психологов различных силовых ведомств следует положить критерий дифференциации реализуемых функций (направлений, задач). При подобном подходе функции, реализуемые психологами, проецируются на континуум «специфичность функций – универсальность функций».
Специфические – функции, направления или задачи, которые реализуются или должны реализовываться психологами только определенного ведомства, что в решающей степени зависит от обеспечиваемой (основной) профессиональной деятельности. Например, для психологов Минобороны уникальными будут задачи психологической подготовки военнослужащих к ведению боя, для психологов Следственного комитета – составление психологического портрета неустановленного преступника в условиях неочевидности, для психологов ОВД – психологическая подготовка сотрудников подразделений общественной безопасности (участковых уполномоченных полиции, сотрудников дорожно-патрульной службы и т.п.) к бесконфликтному взаимодействию с гражданами, для психологов МЧС – оказание пострадавшим экстренной психологической помощи в очаге поражения, для пенитенциарных психологов – психологическая профилактика распространение криминальной субкультуры в среде осужденных. Круг специфических функций, направлений или задач психологов достаточно широк. Однако не во всех силовых ведомствах им уделяется должного внимания. По результатам лонгитюдного исследования, проведенного нами в 2001-2018 гг., установлено, что удельный вес уникальных (специфических) психологических мероприятий в силовых ведомствах варьируется от 5 (например, для психологов ОВД) до 40 % (например, для психологов МЧС). Подавляющий спектр задач психологов различных ведомств является типовым (универсальным, общим). При выделении психологов в самостоятельную (межведомственную) организационно-штатную структуру специфические функции могут оставаться (закрепляться) за ведомственными психологами. В общем объеме реализуемых в настоящее время психологических мероприятий специфическая (усредненная) нагрузка вряд ли превысит 10 %. Штатная численность психологов, которые будут выполнять уникальные функции, может быть сокращена примерно на 90 %. Таким образом, специальные психологические задачи во всех силовых структурах Российской Федерации будут выполнять не более 500-700 психологов.
Универсальные – функции, направления или задачи, которые в основе своей свойственны психологам любого силового ведомства. В первую очередь, это мероприятия психологического сопровождения работы с персоналом - профессиональный психологический отбор, психологическое просвещение, коррекция, реабилитация, профилактика. Во многом подобен (заимствован, в отдельных случаях – тождественен) методический инструментарий, организация и формы работы, аппаратно-программные средства, условия деятельности и т.п. По сути это мероприятия, которые можно реализовать в форме психологического аутсорсинга. Для этих целей оптимальным выступает создание интегрированной психологической службы федерального межведомственного уровня.
В первом приближении можно считать, что даже 6000 психологов при средней рабочей нагрузке в 500 человек на одного специалиста (что близко к оптимальному) обеспечат решение кадровых задач в отношении 3 млн. сотрудников (военнослужащих, работников и др.). В основе своей это закроет потребности кадрового менеджмента в силовых ведомствах.
Выводы.
Федеральная межведомственная интегрированная психологическая служба должна быть подчинена уровнево-региональному принципу, что обеспечивает иерархичность и достаточность организационно-штатной структуры для выполнения профессиональных задач. На федеральном уровне структура может быть представлена центром, на региональном (окружном, республиканском, краевом и т.п.) уровне в зависимости от численности персонала и выполняемых задач – отделами (управлениями), отделениями или группами. Психологи могут быть представлены в удаленных населенных территориях, а также в специальных пунктах временной дислокации (рис. 1).
Рисунок 1 – Структура интегрированной психологической службы федерального межведомственного уровня
Формирование инновационной структуры потребует введения и учета следующих принципов организации психологической службы, психологического обеспечения профессиональной деятельности и психологической работы: 1) принцип единства и целостности деятельности интегрированной (межведомственной) психологической службы и психологов силовых ведомств; 2) принцип разделения полномочий психологов интегрированной психологической службы и психологов различной ведомственной принадлежности; 3) принцип обеспечения секретности в работе с персоналом силовых ведомств, а также с психологически значимой информацией; 4) принцип ведомственной независимости деятельности психологов интегрированной психологической службы от должностных лиц тех или иных обслуживаемых силовых ведомств; 5) принцип развития организационно-штатной структуры интегрированной психологической службы в зависимости от изменения функций, задач, численности кадров и др. силовых ведомств.
Одновременно объективно инициируется необходимость решения таких, относительно сложных проблемных вопросов, как конкуренция в приоритетах реализации психологических мероприятий для той или иной силовой структуры, диспетчирование работы большого количества психологов, повышение уровня профессиональной компетентности психологов (табл. 1), взаимодействие психологов интегрированной (межведомственной) психологической службы и психологов силовых ведомств.
Таблица 1 – Базовые требования к психологам интегрированной психологической службы
№ |
Требование |
Содержание |
1 |
Компетентность |
Наличие у психолога психологических познаний в области правоохранения, специфики деятельности представителей различных служб и подразделений, знаний нормативной правовой базы |
2 |
Ответственность |
Готовность психолога нести ответственность (юридическую, профессиональную, моральную и др.) за результаты деятельности |
3 |
Секретность |
Возможность обеспечить режимность в работе со сведениями, имеющими соответствующими гриф секретности |
4 |
Мобильность |
Готовность выполнять психологическую работу в любых экстремальных условиях и ситуациях (в т.ч. сверх норматива рабочего времени, в любое время суток, в ином регионе России или за пределами государства) |
Нововведение позволит достичь следующих показателей (эффекта):
1. Содержательный эффект. Повышается надежность, плотность и качество психологической работы с персоналом, уровень профессиональной компетентности психологов, как следствие, имидж психологической службы. Исключается влияние на результаты психологической работы ведомственного административного ресурса.
2. Организационный эффект. В интегрированной психологической службе содержится потенциал исключения дублирования однотипных психологических мероприятий, систематизации психологически значимой информации, мобилизации ресурсов психологической службы для решения масштабных профессиональных задач, совершенствования социально-правового статуса психологов, мотивирования психологов к добросовестному исполнению возложенных на них функций.
3. Экономический эффект. Штатная численность психологов допустимо сократить на 4 тыс. человек (экономия расходов на заработную плату составит около 2 млрд. руб. в год). Даже при выделении дополнительных средств на оснащении новой организационной структуры, экономия федерального бюджета может составить более 5 % от размера средств, выделяемых на содержание психологов всех силовых структур Российской Федерации.
Выводы.
Предлагаемый концептуально-методологический подход – это новый вектор развития службы психологического обеспечения деятельности силовых ведомств.
Проведенное исследование определило основные компоненты методологии интеграции психологических служб силовых ведомств. Так, были предложены 1) концептуальные основы создания интегрированной (межведомственной) психологической службы через континуум «специфичность функций – универсальность функций»; 2) структура интегрированной психологической службы федерального межведомственного уровня; 3) принципы организации интегрированной психологической службы, психологического обеспечения профессиональной деятельности и психологической работы. Предлагаемые нововведения обоснованы достижением различного рода эффектов (содержательного, организационного и экономического). Однако создание интегрированной (межведомственной) психологической службы требует принятия соответствующего решения на высшем уровне при активном взаимодействии представителей всех силовых ведомств, а также относительно большого переходного периода.
1. Гайнуллина А.В. Проблемы психологического обеспечения оперативно-служебной деятельности сотрудников ОВД // Вестник Московского университета МВД России. 2015. № 10. С. 348-352.
2. Караяни А.Г., Караяни Ю.М., Зинченко Ю.П. Американская военная психология как область специальной практики // Национальный психологический журнал. 2014. № 1 (13). С. 63-71.
3. Крук В.М., Караваев А.Ф. Актуальные проблемы психологической работы в системе морально-психологического обеспечения оперативно-служебной деятельности органов внутренних дел Российской Федерации (обзор материалов Координационно-методического совета) // Психопедагогика в правоохранительных органах. 2015. № 1 (60). С. 111-116.
4. Марьин М.И. Научно-практические проблемы повышения эффективности психологической работы в ОВД // Психопедагогика в правоохранительных органах. 2014. № 1 (56). С. 80-86.
5. Поздняков В.М. Реформа уголовно-исполнительной системы России и новые задачи пенитенциарной психологии // Психопедагогика в правоохранительных органах. 2012. №2 (49). С. 3-6.
6. Психологическое обеспечение деятельности силовых структур в современной России: Сборник материалов I Всероссийской научно-практической конференции специалистов ведомственных психологических служб. Том I. СПб.: Санкт-Петербургский имени В.Б. Бобкова филиал РТА, 2012. С. 11-36.
7. Шойгу Ю.С. Организация деятельности психологической службы МЧС России // Национальный психологический журнал. 2012. № 1. С. 131-133.